Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Маненко Светлана Леонидовна

В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с  нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при проведении режимных моментов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности в соответствии с ФГОС ДО».

Актуальность темы:

       Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. При разработке стандарта учтены особые образовательные потребности детей, в том числе с нарушением интеллекта. В центре внимания - ребенок, его неповторимый внутренний мир.

       Исходя из этого следует, что дети с нарушением интеллекта должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения, которые  необходимы для обогащения всех сторон личностного развития ребенка. Поэтому была поставлена задача: представить методы и формы организации коррекционной  работы с детьми с нарушением интеллекта - педагогические технологии «Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности», которые оптимально соответствуют поставленной цели ФГОС ДО - развития личности.

Педагогическая технология - это совокупность методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, способствуют реализации личностно - ориентированных технологий, тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.  

 Игровая технология - это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно - познавательной направленностью.

Игровая технология должна быть здоровьесберегающей.

Значение игровой технологии: - это способ обучения, способ коррекции, самореализации, метод терапии, способ реализации творчества, первый шаг для социализации ребенка в обществе.

Требования к игровой технологии:

1. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

2. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

3. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

4. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

 5. Воспроизводимость – применение другими педагогами.

Виды педагогических игр разнообразны:

1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические.

2. По характеру педагогического процесса - обучающие, контролирующие, диагностические, познавательные, воспитательные, развивающие.

3. По содержанию - музыкальные, социализирующие, логические и т.д.

4. По игровому оборудованию - настольные, театрализованные, сюжетно -ролевые, режиссерские и т.д.

5.  По характеру игровой методики - с правилами, с правилами, устанавливаемыми по ходу игры.

       В соответствии с ФГОС ДО игровые технологии проходят через все образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие. Используются в каждой возрастной группе.

Игровая технология может быть использована, как самостоятельная технология, как элемент более обширной технологии, в качестве образовательной деятельности или ее части. Мы используем в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС ДО. Они направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, на социализацию, сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.

Педагогическая технология организации с/р игры.

Авторы Д.Б. Эльконин, Н Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Н.Ф. Тарловская, Т.М. Бабунова, О.В. Акулова, О.В. Солнцева.

1-й этап

Планирую методы и приемы, направленные на обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отражать в игре (экскурсии, наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Дети знакомятся с людьми, их деятельностью, отношениями. Это с/р игры «Школа», «Салон красоты», «Моя семья». Планируем беседу о членах семьи, профессиях, чертах характера, любимых занятиях, чем заняты дома. Формы взаимодействия – это чтение художественной, познавательной литературы, д\игры «Кому-что нужно для работы», «Назови профессию».

2-й этап

Это организация с/р игры (игра в подготовку к игре).

Определяем ситуации взаимодействия людей, придумываем события, варианты их развития в соответствии с темой игры.

Создаем предметно-игровую среду. Организуем совместную игровую деятельность с детьми.

Подбираем вместе с детьми атрибуты необходимые для игры: школьные принадлежности, коллекции театральных или цирковых билетов, игрушек для музея, открыток.  Используем реальные предметы: сумки, одежду, посуду, продукты питания. Иногда изготавливаем атрибуты вместе с детьми.

В с/р игре «Моя семья» предлагаю детям игровые ситуации: «Для чего бабушке очки?» Дети подбирают нужные картинки, с которыми бабушка занимается только в очках (вязание, книга, телевизор, письмо). У бабушки очки потерялись, она не может вязать. Звонит по телефону дочке (маме). Мама приходит с работы, помогает искать. Дети разыгрывают сюжет. Роль бабушки беру на себя. Помогаю расширять сюжет. Бабушка готовит обед. Кто еще мог прийти домой? Как заботились о бабушке? Просит сходить в магазин, купить новые очки. Задаю вопросы, даю советы, поощряю неактивных детей, чтобы каждый мог стать полноценным участником игры, мог реализовать свои позиции по отношению к семье.

3-й этап

Организую самостоятельную игровую деятельность детей.

Оказываю помощь в игре советом, если возникают конфликты. Делаем вместе анализ игры. Он должен быть нацелен на практическое применение в жизни. Общение в игре происходит «на равных».

Игровые технологии в НОД.  

Обучение в форме игры. В работе опираемся на авторов Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Л. Б. Баряева, О. П. Гаврлушкина, Л.И Федорова, Е.И. Удальцова, А.К. Бондаревская, Б.П. Никитин, О.В. Дыбина.

Составляем технологическую карту НОД.  

1. Выбор областей, определение темы.

2. Формулирование коррекционных задач.

3. Определение этапов НОД.

4. Хронометраж этапов.

5. Подбор материала.

6. Выбор методов и приемов, с учетом личностно-ориентированного   подхода.

7. Результат.

Этапы технологии.

1. Вводная часть.

Планируем игровые приемы и ситуации совместной д - ти с детьми для стимулирования детской активности. (Например: «Попробуем стать добрыми волшебниками, будем учиться доброте и вежливости».

2. Основная часть.

Планируем игры и упражнения на основе содержания различных областей, с опорой на наглядность.

3.Заключительная часть.

Любая практическая работа. (Слепим угощение для зверей. Или предлагаю детям рассмотреть дерево желаний. Оно засохло. Надо загадать желание, чтобы его оживить. Дети загадывают. Желания надо превратить в листочки. Желания разные, и листочки разные. Надо украсить листочки - сделать узор из пластилина).

Игровые технологии использую не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Это воспитание навыков самообслуживания, к/г навыков. Автор Л.И. Федорова.  При обучении детей последовательности одевания, в раздевалке размещаю карточки - схемы (колготки, брюки, свитер, носки, ботинки, шапка, куртка, шарф, варежки) После рассматривания схем, проводится физ. минутка «Одевалочка». Дети имитируют процесс одевания. На последнем этапе использую игровую ситуацию «Покажем мишке, как надо правильно одеваться».  Действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дети с нарушением интеллекта легче усваивают материал. Происходит развитие эмоциональной сферы возникает интерес, как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса. Происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов. Воспитательное значение игровой технологии в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Происходит взаимодействие воспитателя с детьми, взаимодействие детей друг с другом.

Таким образом, использование игровых технологий помогает:  

-активизировать воспитанников;

-повышает познавательный интерес;

-помогает развивать психические познавательные процессы (память, внимание, восприятие, мышление)

-вызывает эмоциональный подъём;

-способствует развитию творчества;

-максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

-позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

       Игровые занятия проходят живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, при отсутствии изоляции пассивных детей. Помогают детям с нарушением интеллекта раскрепоститься, появляется уверенность в себе.

       Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать задачи ФГОС ДО.
Литература:

1. Федорова, Л. И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Организация коррекционно-развивающей работы. Учебно-методическое пособие. Лекции 5-8. / Л. И. Федорова. – М. : Педагогический университет //Первое сентября, 2014. – 47 с.

2. Педагогические советы в ДОО: / Н.Р. Камалова, М.В. Благушко, Л.Н. Стрельникова, и др. – Волгоград: //Учитель, 2015. – 102 с.

3. Акулова, О.В. Образовательная область Социализация, Игра / О.В. Акулова, О.В. Солнцева. – С.П.: //Детство-пресс, 2013. – 95 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

Коррекционная работа воспитателя группы компенсирующей направленности в режимных моментах

В статье предствавлены примеры коррекционной работы воспитателя в течение дня. Даны игровые упражнения, образовательные ситуации, физминутки по лексической теме "овощи"....

Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направлености во многом зависит от преемственности логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя- логопеда и воспитател...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики в работе воспитателей группы компенсирующей направленности.

Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики в работе воспитателей группы компенсирующей направленности.Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к по...