Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Литвинова Оксана Николаевна

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направлености во многом зависит от преемственности логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя- логопеда и воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности коррекционной работы

в группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР»

Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи. Воспитание и образование детей строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного учреждения, а также по специальным коррекционным программам предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.

В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация коррекционного процесса.

Она обеспечивается:

 ‒ своевременным обследованием детей;

‒ рациональным составлением расписания специально-организованной деятельности;

 ‒ планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

 ‒ оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

‒ совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами.

На заседаниях ПМПк детского сада рассматриваются вопросы организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.

Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются:

‒ планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проведение коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ОВЗ;

 ‒ планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

‒ соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению адаптированных образовательных программ детей с ОВЗ;

 ‒ обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед — советы воспитателя);

‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;

‒ ведение необходимой документации.

Вместе с воспитателем в группе постоянно находится помощник воспитателя, который участвует в организации режимных процессов, а также занимает меньшую часть детей, пока воспитатель занят с большинством.

Задачи, стоящие перед воспитателем группы комбинированной направленности:

  • предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
  • построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
  • организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
  • постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития всех детей группы комбинированной направленности;
  • мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
  • коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния детей с ОВЗ.

Во время организованных форм образовательной деятельности воспитателя с детьми особое внимание уделяется способам организации совместной деятельности детей: по очереди, в парах, подгруппами, с общими средствами реализации замысла или общей целью взаимодействия. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, преданности своему делу. Кроме того, требуются и специальные знания в области логопедии, дошкольной психологии, физиологии, лингвистики.

Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы по формированию лексико-грамматических категорий предполагает взаимосвязь и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя, которая осуществляется по плану логопеда. Эти специалисты выступают в качестве социальных партнеров.

Логопедические занятия по развитию речи и обучению грамоте проводятся в группах для детей с ТНР фронтально или подгруппой учителем-логопедом. Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. Занятие по подгруппам чередуются с работой организуемой воспитателями и другими специалистами. Учитель-логопед проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты фиксируются. Так же проводятся индивидуально-коррекционные занятия по развитию звуковой стороны речи, развитию моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания и памяти, операций анализа, сравнения и общения.

Работа с детьми с ТНР дошкольного возраста заставляет задуматься над путями совершенствования содержания и методов обучения для повышения эффективности подготовки детей к обучению в школе. Для работы с такими детьми, ищу различные методы для исправления недостатков речи: массажи, логопедические самомассажи, точечный массаж при заикании.

Для развития мелкой моторики, используются различные массажеры для рук, выкладывание из цветных палочек, пуговиц, нанизывание предметов на веревочку, пальчиковые игры.

Для развития органной артикуляции используются наряду с традиционными логопедическими упражнения и не традиционные: такие как упражнения для язычка с бусинкой, массажи и различные упражнения для выработки воздушной струи.

Для поддержания постоянного контакта с родителями, на протяжении всего учебного года учителем-логопедом проводятся индивидуальные консультации и занятия с детьми в присутствии родителей, в удобное для родителей время заранее назначенное.

В конце учебного года в группах проводятся собрания, подводятся итоги, даются задания на лето, родители получают рекомендации логопеда: над чем нужно поработать каждому из детей. Отмечаются не только успехи детей, но и активная работа тех родителей, которые занимались со своими детьми в течение всего года и стали настоящими помощниками.

В честь окончания учебного года проводится праздник (утренник), чаепитие вместе с родителями. В неформальной обстановке общего праздника родители имеют возможность понаблюдать за своими детьми, увидеть, чему научились их дети. Всё это ещё больше сближает родителей и педагогов, обогащает их опыт общения.

Благодаря такому тесному сотрудничеству нам удаётся добиться самого главного - хороших результатов в развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР". Данную презентацию можно использую в работе с родителями на пер...

Консультация для воспитателей "Использование приёмов криотерапии в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР"

Использование приёмов криотерапии в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР....

«Оптимизация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста....

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

23.11.23 г. Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОВЗ....

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

В данной консультации представлены направления и особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности....