23.11.23 г. Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
консультация

Третьякова Елена Сергеевна

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smi_noyabr.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР».

                                                                                             Учитель-дефектолог

                                                                                                              МАДОУ ЦРР д/с 87

                                                                                                              Третьякова Е.С.

 Основанием для зачисление детей в группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР  является заключение постоянно действующей центральной  психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которая определяет  программу обучения детей в ДОО, сроки коррекционно-развивающей работы индивидуально по отношению к каждому ребёнку с  ОВЗ. Решение о направлении детей в течение года на ПМПК осуществляется на основании психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ.

     Система взаимодействия воспитательно – образовательной и медико- восстановительной работы направлена на коррекцию психофизических и речевых недостатков и оказание помощи детям  с ОВЗ в освоении Программы обучения в ДОО..

    Коррекционно – развивающая работа осуществляется под руководством учителя – дефектолога в тесной взаимосвязи с учителем – логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, психологом,  родителями воспитанников.

Диагностико – консультативное направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии – принципе единства диагностики и коррекции. Реализация принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребёнка  специалистами психолого- педагогического консилиума (ППк) ДОО. Исследования проводятся в сентябре и мае. Итогом педагогической диагностики ребёнка являются рекомендации, с учётом которых на каждого ребёнка составляется программа, обеспечивающая индивидуальный подход в организации коррекционно-развивающей работы с ним.

    Комплексный подход при коррекции нарушения темпов психофизического развития обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

     Координирует действия специалистов ППк  (психолого-педагогическая комиссия) ДОО.

     Индивидуальное сопровождение ребёнка направлено на предупреждение трудностей в обучении и оказание помощи в их преодолении, всестороннее развитие его задатков, способностей и осуществляется в несколько этапов.

1 этап: сбор информации о ребёнке.

2 этап: анализ полученной информации.

3 этап: совместная выработка рекомендаций для ребёнка.

4 этап: консультирование всех участников сопровождения о путях и

способах решения проблем ребёнка.

5 этап: решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций всеми

службами сопровождения.

6 этап: анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.

7 этап разработка индивидуального маршрута дальнейшего развития

ребёнка.

     Подготовка к обучению в школе осуществляется с целью помочь ребенку с ОВЗ на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптации в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребёнка и воспитания у него положительных качеств личности.

     В детском саду решаются следующие блоки задач:

• диагностические

• воспитательные

• коррекционно-развивающие

• образовательные.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация

комплексного медико-педагогического изучения ребёнка, с целью уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение  индивидуальной программы развития  ребёнка. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.

Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, формирование учебных навыков, умения работать в группе, которая должна вестись с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ребёнка.

Коррекционный блок задач - предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, учителя - логопеда, психолога, воспитателей и других специалистов образовательного учреждения.

 Индивидуальные занятия с детьми проводятся учителем-дефектологом в соответствии с учебно-тематическим планом по следующим разделам:

- формирование элементарных математических представлений.

- ознакомление с окружающим и развитие речи

Допускается присутствие детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении, на подгрупповых занятиях с целью формирования учебных навыков. Продолжительность участия в подгрупповых занятиях этих детей определяется желанием ребёнка, психофизическими возможностями и индивидуальными особенностями.

 Подгруппы комплектуются с учетом уровня актуального развития детей и имеют подвижный состав.

 Занятия учителя-дефектолога с детьми чередуются с занятиями воспитателей по разделам:

  • рисование, лепка, аппликация;
  • конструирование, ручной труд.

     Учитель – логопед 1 раза в неделю проводит индивидуальные занятия, направленные на коррекцию устной речи детей : развитие просодической стороны речи, формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, формирование и развитие фонематического слуха, развитие лексическо - грамматических средств языка (в процессе автоматизации поставленных звуков).

     Музыкальный руководитель, воспитатели проводят занятия с  группой детей по музыкальному воспитанию.

      Педагог -психолог оказывает ребенку с  ОВЗ помощь, направленную на формирование навыков социального взаимодействия.

 Процесс коррекционно – развивающего обучения и воспитания в группе строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. Его условно можно разделить на два этапа:

1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:

- стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно – исследовательской деятельности;

- развитие общей и ручной моторики;

- развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

- обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;

- развитие и коррекцию таких функций как выносливость к непрерывному сосредоточению при выполнении заданий (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;

- готовность к сотрудничеству со взрослым;

- стимуляцию речевого развития ребенка.

          2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно – педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:

- развитие и коррекция недостатков эмоционально – волевой сферы и формирующейся личности;

- укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;

- развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;

- целенаправленное формирование высших психический функций и предпосылок к школьному обучению;

- развитие речи и коммуникативной деятельности;

- формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно – операционных и регуляционных компонентов.

     Отбор содержания коррекционно – развивающей работы происходит на основе комплексного изучения уровня развития детей и дифференцируется по следующим направлениям:

Задачи

Содержание

Развитие и коррекция недостатков эмоционально – волевой сферы и формирующейся личности

- развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

- профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

- развитие социальных эмоций;

- создание условий для развития самосознания и самооценки;

- формировании е способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций

- развитие сферы образов – представлений;

- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно – действенного и наглядно – образного), конкретно – понятийного (словесно – логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

- формирование пространственно – временных представлений;

- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

- развитие творческих способностей;

- совершенствование мнестической деятельности;

- развитие зрительно – моторной координации и формирование графо – моторных навыков.

Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков

- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы.

- формирование предпосылок для овладения навыками чтения и письма;

- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно – познавательному и внеситуативно – личностному общению..

Формирование ведущих видов деятельности

-  целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно – операционных и регуляционных компонентов деятельности;

- всестороннее развитие предметно – практической деятельности;

- развитие игровой деятельности;

- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально – волевой), социальной.

     Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно – развивающие, так и воспитательно – образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально – типологических особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР". Данную презентацию можно использую в работе с родителями на пер...

Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направлености во многом зависит от преемственности логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя- логопеда и воспитател...

«Оптимизация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей ”Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР”

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

В данной консультации представлены направления и особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности....


 

Комментарии

Очень информативный материал!