РМО от 13 мая 2020 г. «Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности как итог слаженности в работе учителя – логопеда, воспитателей и родителей»
материал по логопедии

Методобъединение логопедов Краснокаменска

Предварительный просмотр:

Организация логочаса в группах для детей

                          с нарушениями речиhttps://dou235.kirovedu.ru/wp-content/uploads/sites/158/2020/01/356-1024x258-1.jpg

Овчинникова Татьяна Александровна

Учитель – логопед

МАДОУ д/с № 13 «Сказка»

Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных задач ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.

В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей, их речевых возможностей и перспектив.

Деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов организуется и осуществляется совместно с логопедом, ведь эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности зависит от слаженности в работе учителя – логопеда и воспитателей. Специфика работы воспитателя логопедической группы включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда, так называемый, логочас. Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило, после дневного сна. В течение одного логочаса берутся от 3 до 7 детей.

Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя. Все задания логопеда по закреплению правильного звукопроизношения и лексическо-грамматическим темам отражаются в тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя. На индивидуальную работу воспитателем заранее отбирается речевой материал конкретно для ребенка или детей со сходными дефектами, учитывая какой звук закрепляется и на каком этапе закрепления он находится. По рекомендации логопеда воспитатель подбирает комплексы артикуляционной гимнастики, специальные игры и упражнения на дыхание или на развитие других сторон речи, что уточняется логопедом и фиксируется в тетради связи.

Надо отметить, что работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Для этого воспитатель должен иметь разнообразный дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.

Примерная структура логочаса:

1. Организация (психогимнастика, подвижная игра, пальчиковая игра и т. д.)

2. Фронтальная работа (артикуляционная гимнастика, игра на развитие фонематического слуха, игра на развитие лексико-грамматического строя или связной речи)

3. Индивидуальная работа

С отдельным ребенком или подгруппой детей со сходным нарушением звукопроизношения, проводятся игры или упражнения по закреплению указанного логопедом звука. Воспитатели   занимаются с детьми либо подгруппами (3 – 7 человек), либо индивидуально. Примерно 50-70% логочаса необходимо отводить на индивидуальную работу с ребенком или подгруппой детей (по рекомендации логопеда).

Индивидуальные занятия, как правило, включают в себя автоматизацию звуковой стороны речи, закрепление графических навыков, развитие мелкой моторики рук.

Остальные дети занимаются настольно-печатными играми, играми на мелкую моторику.

Воспитатель должен организовать логочас так, чтобы каждый ребенок выбрал занятие по душе, а взрослый смог эффективно использовать это время для коррекции речевых недостатков.

На логочасе рекомендуется использовать следующие виды упражнений:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Закрепление хорошо поставленных звуков (в слогах, словах, предложениях, связной речи - по указанию логопеда);
  • Повторение стихотворений, рассказов (просодики);
  • Упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, т. е. психических процессов;
  • Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
  • Закрепление лексико-грамматических категорий;
  • Развитие мелкой моторики и графических навыков;

Следует помнить, что для успешной коррекционной работы:

  • Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшим образом в коррекционной работе.
  • Приоритет на стороне логопеда - он определяет, что необходимо ребенку и какие виды занятий нужны в данный период работы.
  • Для осуществления успешной речевой и психофизической коррекции важна системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f87/0007c42e-a69339b8/img8.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил: учитель – логопед Дыдылева Оксана С еменовна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Тополёк» (МАДОУ детский сад №4 «Тополёк») Использование технологии «Работающие стенды» для демонстрации успехов детей в коррекционно-развивающей работе группы компенсирующей направленности родителям г . Краснокаменск , 2020г.

Слайд 2

Наряду с центрами детской активности важным компонентом развивающей среды групп компенсирующей направленности, являются «Работающие стенды » . Стенды являются одной из технологий позволяющих реализовать принцип личностно - ориентированного образования, уважения к личности каждого ребёнка, удовлетворение его интересов и потребностей.

Слайд 3

«Фиолетовый лес» Воскобовича развивающая предметно – пространственная среда В период дошкольного детства проживает наиболее значимый период становления человека. Через игру он познаёт разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления.

Слайд 4

Использование развивающей среды «Фиолетового леса» в работе с детьми с ОВЗ Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед педагогами и администрацией ОО сложную задачу: организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья. «Фиолетовый лес» является той средой, которая удовлетворяет данной задаче. Я и педагоги нашей группы успешно используем его в работе с детьми с ОНР.

Слайд 5

Цель: формировать навыки самоконтроля детей. С помощью стенда решаются следующие задачи: развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования , обобщения, систематизирования; развитие коммуникативных способностей; воспитывать дружелюбные отношения друг к другу. «Умники и умницы»

Слайд 6

«Знакомьтесь – это мы !!!» Стенд используется в совместной деятельности с детьми, стимулирующей ребёнка к самостоятельной или коллективной деятельности.

Слайд 7

«Полянка настроений» Стенд направлен на развитие эмоциональной сферы, очень актуален и важен.

Слайд 8

В нашей группе работает стенд «Доска успеха» уже несколько лет , он находится в приёмной нашей группы. Доска служит не только для мотивации, успеха, стимула детской деятельности детей, но и стендом для родителей. С помощью этого стенда каждый родитель видит успехи своего ребёнка.

Слайд 9

Содержательная часть стенда сформирована в соответствии с современными требованиями и социальным запросам семей воспитанников, отражает интегрированный подход, ориентирована на сотрудничество логопеда и родителей. Материал носит информационный, обучающий, рекомендательный характер – это методические рекомендации, интересные статьи, советы, памятки, упражнения, игры и др..

Слайд 10

Задачи, решаемые при оформлении информационного уголка: п овышать педагогическое просвещение родителей; с истематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы; н астроить родителей на постоянный контроль над правильной речью ребёнка; с формировать у родителей желание помогать ребёнку; д обиваться регулярно выполнения домашних заданий; и нформационная и дидактическая поддержка семьи. С тараюсь использовать современные стили оформления: пользуюсь всевозможными рамками, фонами и др.. Информацию подбираю полезную и интересную, опираюсь на АОП для детей с ТНР, возраст детей и пожелания родителей.

Слайд 11

Спасибо за внимание! Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения

В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности

Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.Коррекцией речевого и о...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...