Коррекционная работа воспитателя группы компенсирующей направленности в режимных моментах
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Афанасьева Людмила Петровна

В статье предствавлены примеры коррекционной работы воспитателя в течение дня. Даны игровые упражнения, образовательные ситуации, физминутки по лексической теме "овощи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_vospitatelya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа воспитателя группы компенсирующей направленности в режимных моментах

Афанасьева Людмила Петровна

ГБДОУ детский сад № 83 Фрунзенского р-на

Санкт-Петербурга

Вся работа воспитателя в группе с ОНР находится в прямой зависимости от планирования работы логопеда. Все темы, которые логопед проходит с детьми необходимо проработать воспитателю в группе.  Задачей воспитателя является:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Коррекционная работа проводится не только на логопедических занятиях, но и в режимных моментах.

 Коррекционная работа по лексической теме должна проводиться воспитателем в течение всего дня: в утренней гимнастике, в совместной образовательной деятельности с детьми, на прогулке. В  вечерние и утренние часы дети рассматривают книги по данной теме, иллюстрации, фотографии, подобранные воспитателем и логопедом. Давайте рассмотрим  планирование одного дня работы воспитателя по лексической теме «Овощи».

  День в детском саду у детей начинается с зарядки, в которую воспитатель обязательно включает логопедические упражнения на заданную тему.

Хозяйка однажды с базара пришла,          (дети маршируют)

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку,                                          (поднимают руки в стороны)

        Капусту,                                                 (руки вверх)

                        Морковку,                              (руки в стороны)

Горох,                                                             (руки вниз)

           Петрушку и свеклу.                            (руки в стороны, вверх)

                                            Ох!                       (хлопок над головой)

Вот овощи спор завели на столе -            Далее движения в каждом      куплете повторяются.

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка?

        Капуста?

                      Морковка?

       Горох?

          Петрушка иль свекла?

                                             Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку,

              Капусту,

                             Морковку,

Горох,

         Петрушку и свеклу.

                                         Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка,

                Капуста,

                              Морковка,

Горох,

           Петрушка и свекла.

                                           Ох!

И суп овощной оказался неплох!      

 Далее коррекционная работа продолжается на занятии по математике. По теме «Порядковые числительные» (с использованием наглядности – овощей) воспитатель с детьми отрабатывает и закрепляет навыки, полученные на занятиях с логопедом, используя приемы: различные типы вопросов; специально подобранный счетный материал – овощи; вопросы к детям, предполагающие использование ими при ответах словосочетаний с предлогами.

Воспитатель:

 – На каком месте расположена морковь?

Ребенок:

–  Морковь стоит на втором месте.

На занятиях по математике надо использовать возможности заданий.  Составление группы предметов по заданному числу (возьми столько свекл, какая цифра на доске). Выбор предметов, сходных по форме в одну корзину положи все круглые овощи: картошка, свекла, капуста, тыква. В другую корзину – овальные овощи: кабачок, огурец, баклажан. Понятие начало – конец (линейный ряд). Какой овощ стоит первым? Какой овощ вторым?

Какой овощ последним? Воспитатель формирует понятие «начало», «конец» ряда, "какой по  счету". Это пригодится логопеду для лексико-синтаксического анализа предложения.

Во время занятия проводится физкультминутка с использованием пальчиковой гимнастики, в которой так же отражена тема «Овощи».

Мы капусту режем-режем (ладошки превращаются в ножи) – имитационные движения руками в согнутых локтях вперед-назад.

Мы капусту жмем-жмем – сжимаем и разжимаем кулачки (пальчиковая гимнастика).  

Мы капусту солим-солим – перебираем пальцами (пальчиковая гимнастика).

Мы морковку трем-трем – ладошки трем друг о друга.

На  занятии  по аппликации «Овощи на тарелке» - вырезаем овощи по выбору детей. На этом занятии мы продолжаем формировать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из кусков бумаги квадратной и прямоугольной формы. Срезая, углы способом закругления развиваем координацию движения обеих рук. Упражняем детей в употреблении конструкций, включающих объект и определение, выраженное прилагательным и  характеризующее объект по цвету, величине, форме.  

Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых,  ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше  сказать,  со  стороны воспитателя  неуместны.  Во-вторых,  внимание   детей   приковано   к   речи отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не нужно.  И, в-третьих, занятия,  в  отличие  от  случаев  спонтанного  неконтролируемого ребёнком общения, должны проходить  при  максимальной  мобилизации  внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.

Ошибки  в  ходе  занятий  должны  фиксироваться воспитателем моментально («Неверно»,  «Неправильно»,  «Не  так  сказал»).  К исправлению  грамматических  неточностей  привлекаются  все  дети.  Сам   же воспитатель исправляет грамматическую ошибку  ребёнка  только  тогда,  когда большинство детей не смогли этого сделать.

Для  того,  чтобы  дети  на  всех  занятиях  говорили  внятно  и  с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен  своей  очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.

После занятия воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Магазин», где среди фруктов и овощей дети должны купить только овощи – воспитатель следит за речью «продавца» и «покупателя» - помогает им правильно формировать вопросы и ответы, следит за окончаниями слов.

На прогулке воспитатель использует подгрупповую форму работы: одна подгруппа рисует мелками овощи на асфальте; другая – играет в игру  «Встань по порядку» - дети каждый представляется овощем, которым он захочет быть. Воспитатель предлагает на 1-е место встать помидору, на 2-е – свекле, на 3-е – луку и т.д. Дети находят правильно свое место. Затем подгруппы меняются. Можно провести на прогулке подвижную игру со всей группой с мячом «Поймай только овощ».  Игра направлена также на  развитие произвольного слухового внимания и закрепление словарного запаса по изучаемой теме. Дети встают по кругу и воспитатель, бросая мяч, называет продукты питания, дети ловят мяч только когда услышат название какого-либо овоща. Также на прогулке проводится игра «Перейди через ручеек», в которой воспитатель закрепляет на теме «Овощи» использование глаголов в связной речи. Воспитатель рисует на асфальте  «камушки». Дети перескакивают с «камушка на камушек», назвав действие, которое можно делать с овощами. Выкапывать, выдергивать, срезать, мыть, жарить, варить, чистить и т.д.

Очень полезно для детей с нарушением развития речи игры с мячом. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с замкнутыми детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.
        Например, для закрепления правильного произношения гласных, выделяя, их из ряда других звуков удобна игра "Гласный звук услышат ушки". Воспитатель называет ряд звуков, а дети подбрасывают мяч, когда услышат гласные. Активизирует словарь детей, развивает фонематические представления игра "Звуковая цепочка". Первое слово называет логопед и передаёт мяч ребёнку. Конечный звук предыдущего слов - это начальный звук нового. Таких игр с мячом можно придумать множество. Они оживляют коррекционную работу, вызывают интерес у детей.

В течение всего дня воспитатель обязательно использует индивидуальную форму работы в режимных моментах. Вопросы педагога предполагают употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? – Я мою руки.

Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во  время  занятий отличаются друг от друга. Так,  во  время  игр  и  бытовой  деятельности  не следует привлекать внимание детей  к  ошибкам  кого-то  из  них,  лучше  это делать незаметно для остальных.  Например,  во  время  игры  один  из  ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев».  Воспитатель, используя небольшой перерыв  в  игре,  подзывает  к  себе    ребёнка  и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты  сочетания  слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или  «без  туфель»).  А  затем спрашивает:  «Как  лучше  сказать?».  И  только   потом   попросить   повторить правильную фразу.

Если  же  ошибка  встречается  в  обращении  к  воспитателю,  то  можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка  попробуй!»  или  «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

Таким образом, в работе воспитателя в течение всего дня: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке – придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и, в итоге, короткого рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с  нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...

Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направлености во многом зависит от преемственности логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя- логопеда и воспитател...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

«Циклограмма коррекционной деятельности воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

    С каждым годом увеличивается число дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Данная форма речевой аномалии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей...