«Циклограмма коррекционной деятельности воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Гачегова Алёна Николаевна

      С каждым годом увеличивается число дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Данная форма речевой аномалии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ТНР отмечается нарушение звукопроизношения, обнаруживается недоразвитие фонематического слуха, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsiklogramma_metodicheskaya_razrabotka.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Циклограмма коррекционной деятельности воспитателя группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи»

г. Братск – 2018/19 уч. гг.

Оглавление

1. Пояснительная записка

1.1. Аннотация

1.2. Введение

1.3. Актуальность

1.4. Новизна и оригинальность

1.5. Цель методической разработки

2. Основная часть

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложение

     1. Пояснительная записка

     1.1. Аннотация

      С каждым годом увеличивается число дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Данная форма речевой аномалии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ТНР отмечается нарушение звукопроизношения, обнаруживается недоразвитие фонематического слуха, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу научился произносить все звуки родного языка, приобрел достаточный словарный запас, мог правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания. Дефекты звукопроизношения, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, приводят к ошибкам на письме. Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.

     Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том, какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.

     Таким образом, участниками ШСП, направление «Воспитатели групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи была составлена циклограмма коррекционной деятельности воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

     В основе создания этой циклограммы использован опыт работы воспитателей групп компенсирующей направленности. Циклограмма полезна педагогам, работающим с детьми ОВЗ.

     В данном методическом продукте представлена цикличность игр и упражнений для развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, фонематического слуха, грамматического строя и связной речи, а также для развития психических процессов.

     Кроме этого, циклограмма включает в себя методические рекомендации по проведению этих игр, прописанные в приложениях.

     1.2. Введение

     Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, одной из основных, прописана цель – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, его индивидуализация, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностями. Это становится возможным благодаря сотрудничеству всех педагогов ДОУ.

          1.3. Актуальность  

     Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями: 

  1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
  2. Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда;
  3. Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Функции логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью:

  • Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звукослоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм)
  • Формирование фонематических процессов
  • Совершенствование состояния лексического компонента
  • Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
  • Формирование грамматического строя речи
  • Совершенствование связной речи
  • Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.
  • Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
  • Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
  • Формирование связной речи
  • Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

     1.4. Новизна и оригинальность методической разработки заключается в рассмотрении организации коррекционно-развивающего взаимодействия между логопедом и воспитателем; создании игр, прописанные в циклограмме для использования во время коррекционно-развивающего процесса и их методические рекомендации; в показе актуальности проблемы планирования данной коррекционной деятельности в группах компенсирующей направленности. А также в рамках данной циклограммы предлагается целесообразно использовать рабочее время в коррекционной работе с детьми ОВЗ.

     1.5. Цель методической разработки – описание системы взаимодействия логопеда и воспитателя в работе с детьми в группах компенсирующей направленности.

2. Основная часть        

Понедельник                                  1 половина дня

 07.00 - 08.15 Утренняя встреча: игры, беседы, рассматривание, чтение книг, рисование по желанию по теме недели – включение детей в общий ритм жизни в группе, создание бодрого, радостного настроения.

- Игровые упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия (приложение3)

- Д/и на развитие лексико-грамматического строя речи (по теме недели) (приложение 4)

- Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда по возможности.

- Работа с дежурными по природе - закрепление речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях.

- Пальчиковая гимнастика по теме недели – согласование речи и движений. (приложение2)

08.15 - 08.30 Утренняя гимнастика 

08.30 - 08.35 Артикуляционная гимнастика по заданию логопеда. (приложение1)

08.35 - 09.00 Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак, самообслуживание

09.00 – 10.45 Проведение НОД («Минутки здоровья» -  динамические паузы)

10.45 – 11.00 Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития.

11.00 – 12.15 Подготовка к прогулке, самообслуживание, прогулка (лексико-грамматические упражнения)

- Вибромассаж рук, ног. Дыхательные упражнения (исключая холодное время года)

- Наблюдения (правильное употребление лексики, грамматики во время проведения наблюдений)

- Подвижные игры с правилами (развитие общей моторики, развития внимание, памяти)

- Индивидуальная работа по физической культуре, на развитие координации движений.

- Индивидуальная работа по развитию речи, автоматизация звуков.

12.15 – 12.30 Возвращение с прогулки («речевые минутки» -  игры и упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика)

12.30 – 13.00 Подготовка к обеду. Обед 

13.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Слушание музыки или чтение художественной литературы. Дневной сон

2 половина дня

15.00 – 15.15 Гимнастика пробуждения - выполнение заданий педагога по словесной инструкции

Коррегирующая минигимнастика

Закаливание - использование потешек, способствующих развитию памяти детей.

15.15 – 15.30 Полдник

15.30 – 16.00 Игровая деятельность детей в центрах развития

Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим

16.00 – 17.00 Логопедический час    

17.00 – 17.15 Игры малой подвижности (совместные)

17.15 – 17.45 Индивидуальная работа по развитию психических процессов (игра на мышление)

17.45 – 18.15 Подготовка к ужину. Ужин

18.15 – 19.00 Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития (Сюжетная ролевая игра - планирование игры с помощью речи)

Вторник                                1 половина дня

07.00 - 08.15 Утренняя встреча: игры, беседы, рассматривание, чтение книг, рисование по желанию по теме недели – включение детей в общий ритм жизни в группе, создание бодрого, радостного настроения.

- Игровые упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия

- Д/и на развитие лексико-грамматического строя речи (по теме недели)

- Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда по возможности.

- Работа с дежурными по природе - закрепление речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях.

- Пальчиковая гимнастика по теме недели – согласование речи и движений.

08.15 - 08.30 Утренняя гимнастика

08.30 – 08.35 Артикуляционная гимнастика по заданию логопеда

08.35 - 09.00 Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак, самообслуживание

09.00 – 10.45 Проведение НОД («Минутки здоровья» -  динамические паузы)

10.45 – 11.00 Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития

11.00 – 12.15 Подготовка к прогулке, самообслуживание, прогулка (лексико-грамматические упражнения)

- Вибромассаж рук, ног. Дыхательные упражнения (исключая холодное время года)

- Наблюдения (правильное употребление лексики, грамматики во время проведения наблюдений)

- Подвижные игры с правилами (развитие общей моторики, развития внимание, памяти)

- Индивидуальная работа по физической культуре, на развитие координации движений.

- Индивидуальная работа по развитию речи, автоматизация звуков.

12.15 – 12.30 Возвращение с прогулки («речевые минутки» -  игры и упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика)

12.30 – 13.00 Подготовка к обеду. Обед

13.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Слушание музыки или чтение художественной литературы. Дневной сон 

2 половина дня

15.00 – 15.15 Гимнастика пробуждения - выполнение заданий педагога по словесной инструкции

Коррегирующая минигимнастика

Закаливание - использование потешек, способствующих развитию памяти детей.

Самомассаж с су -  Джоками для развития мелкой моторики рук

15.15 – 15.30 Полдник

15.30 – 16.00 Настольные игры, способствующие развитию психических процессов

16.00 – 17.00 Логопедический час    

17.00 – 17.15 Игры малой подвижности (совместные)

17.15 – 17.45 Индивидуальная работа по развитию фонематического слуха, элементов звукового анализа слов

17.45 – 18.15 Подготовка к ужину. Ужин

18.15 – 19.00 Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития (Сюжетная ролевая игра - обогащение игрового опыта)

Среда                          1 половина дня

07.00 - 08.15 Утренняя встреча: игры, беседы, рассматривание, чтение книг, рисование по желанию по теме недели – включение детей в общий ритм жизни в группе, создание бодрого, радостного настроения.

- Игровые упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия

- Д/и на развитие лексико-грамматического строя речи (по теме недели)

- Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда по возможности.

- Составление цепных рассказов по картинкам в соответствии с темой недели. (приложение 4)

- Самомассаж прищепками для развития мелкой моторики с подгр. детей.

08.15 - 08.30 Утренняя гимнастика

08.30 – 08.35 Артикуляционная гимнастика по заданию логопеда.

08.35 – 09.00 Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак, самообслуживание.

09.00 – 10.45 Проведение НОД («Минутки здоровья» -  динамические паузы)

10.45 – 11.00 Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития.

11.00 – 12.15 Подготовка к прогулке, самообслуживание (лексико-грамматические упражнения), Прогулка

- Вибромассаж рук, ног. Дыхательные упражнения (исключая холодное время года)

- Наблюдения (правильное употребление лексики, грамматики во время проведения наблюдений)

- Подвижные игры с правилами (развитие общей моторики, развития внимание, памяти)

- Индивидуальная работа по физической культуре, на развитие координации движений.

- Индивидуальная работа по развитию речи, автоматизация звуков.

12.15 – 12.30 Возвращение с прогулки. («речевые минутки» -  игры и упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика)

12.30 – 13.00 Подготовка к обеду. Обед. 

13.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Слушание музыки или чтение художественной литературы. Дневной сон.

2 половина дня

15.00 – 15.15 Гимнастика пробуждения - выполнение заданий педагога по словесной инструкции

Коррегирующая минигимнастика

Закаливание - использование  потешек, способствующих развитию памяти детей.

15.15 – 15.30 Полдник

15.30 – 16.00 Тренинговые игры и упражнения на формирование коммуникативных умений и навыков

16.00 – 17.00 Логопедический час    

17.00 – 17.15 Музыкально-дидактические игры на различение динамики. 

17.15 – 17.45 Дидактические и развивающие упражнения с использованием карточек (внимание, память, моторика рук)

17.45 – 18.15 Подготовка к ужину. Ужин.

18.15 – 19.00 Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития. Сюжетная ролевая игра - обогащение игрового опыта.

Четверг  

1 половина дня

07.00 - 08.15 Утренняя встреча: игры, беседы, рассматривание, чтение книг, рисование по желанию по теме недели – включение детей в общий ритм жизни в группе, создание бодрого, радостного настроения.

- Игровые упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия

 - Д/и на развитие лексико-грамматического строя речи (по теме недели)

- Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц

- Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда по возможности.

- Логоритмическая игра с подгр. детей (по теме недели)

08.15 - 08.30 Утренняя гимнастика

08.30 – 08.35 Артикуляционная гимнастика по заданию логопеда.

08.35 – 09.00 Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак, самообслуживание.

09.00 – 10.45 Проведение НОД («Минутки здоровья» -  динамические паузы)

10.45 – 11.00 Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития.

11.00 – 12.15 Подготовка к прогулке, самообслуживание (лексико-грамматические упражнения), Прогулка

- Вибромассаж рук, ног. Дыхательные упражнения (исключая холодное время года)

- Наблюдения (правильное употребление лексики, грамматики во время проведения наблюдений)

- Подвижные игры с правилами (развитие общей моторики, развития внимание, памяти)

- Индивидуальная работа по физической культуре, на развитие координации движений.

- Индивидуальная работа по развитию речи, автоматизация звуков.

12.15 – 12.30 Возвращение с прогулки. («речевые минутки» -  игры и упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика)

12.30 – 13.00 Подготовка к обеду. Обед. 

13.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Слушание музыки или чтение художественной литературы. Дневной сон.

2 половина дня

15.00 – 15.15 Гимнастика пробуждения - выполнение заданий педагога по словесной инструкции

Коррегирующая минигимнастика

Закаливание - использование  потешек, способствующих развитию памяти детей.

Самомассаж с су -  Джоками для развития мелкой моторики рук

15.15 – 15.30 Полдник

15.30 – 16.00 Строительные игры, способствующие развитию психических процессов, диалога.  Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

16.00 – 17.00 Логопедический час    

17.00 – 17.15 Игры малой подвижности (совместно)

17.15 – 17.45 Дидактическая игра на активизацию словаря

17.45 – 18.15 Подготовка к ужину. Ужин.

18.15 – 19.00 Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития.

Сюжетная ролевая игра – по собственному замыслу детей.

Пятница

1 половина дня

07.00 - 08.15 Утренняя встреча: игры, беседы, рассматривание, чтение книг, рисование по желанию по теме недели – включение детей в общий ритм жизни в группе, создание бодрого, радостного настроения.

- Игровые упражнения на развитие слухового и фонематического восприятия.

- Составление рассказа по схеме.

- Индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда по возможности.

- Пальчиковая гимнастика по теме недели – согласование речи и движения.

- Игры - забавы малой подвижности.

08.15 - 08.30 Утренняя гимнастика

08.30 – 08.35 Артикуляционная гимнастика по заданию логопеда.

08.35 – 09.00 Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак, самообслуживание.

09.00 – 10.45 Проведение НОД («Минутки здоровья» -  динамические паузы)

10.45 – 11.00 Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития.

11.00 – 12.15 Подготовка к прогулке, самообслуживание (лексико-грамматические упражнения), Прогулка

- Вибромассаж рук, ног. Дыхательные упражнения (исключая холодное время года)

- Наблюдения (правильное употребление лексики, грамматики во время проведения наблюдений)

- Подвижные игры с правилами (развитие общей моторики, развития внимание, памяти)

- Индивидуальная работа по физической культуре, на развитие координации движений.

- Индивидуальная работа по развитию речи, автоматизация звуков.

12.15 – 12.30 Возвращение с прогулки. («речевые минутки» -  игры и упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика)

12.30 – 13.00 Подготовка к обеду. Обед. 

13.00 – 15.00 Подготовка ко сну. Слушание музыки или чтение художественной литературы. Дневной сон.

2 половина дня

15.00 – 15.15 Гимнастика пробуждения - выполнение заданий педагога по словесной инструкции

Коррегирующая минигимнастика

Закаливание - использование  потешек, способствующих развитию памяти детей.

15.15 – 15.30 Полдник

15.30 – 16.00 Хозяйственно – бытовой труд

16.00 – 17.00 Логопедический час    

17.00 – 17.15 Игры малой подвижности (совместно)

17.15 – 17.45 Дидактическая игра (грамматический строй речи)

17.45 – 18.15 Подготовка к ужину. Ужин.

18.15 – 19.00 Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития.

Игра – драмматизация (развитие диалогической речи)

Приложение 1

По рекомендации логопеда артикуляционная гимнастика:

1. Проводится ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Виды артикуляционных упражнений

  • Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
  • Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
  • Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик, Бульдог) .

Требования к выполнению артик гимн

Приложение 2

По рекомендации логопеда пальчиковая гимнастика: проводится 2 раза в день, со всеми детьми – утром и перед обедом.

Рекомендации по проведению:

   Знакомить в определённой последовательности:

   Сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию удерживать статическое положение кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера.

   Особое внимание обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях:

- сжатие, расслабление, растяжение мышц рук – эти движения должны сочетаться.

- тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук;

- важно тренировать обе руки, т.е. неведущую руку сделать более активной.

Приложение 3

По рекомендации логопеда игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха проводятся дважды в день (утром и в логочас)

Приёмы коррекционной работы:

– привлечение внимания к звучащему предмету;

– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

– знакомство с характером звучащих предметов;

– определение местонахождения и направленности звука,

– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов;

– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;

– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;

– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.

Приложение 4

По рекомендации логопеда лексико – грамматические упражнения проводятся в течении дня во время занятий и режимных моментов. В словарь ребёнка вводятся существительные, прилагательные, глаголы, обеспечивающие количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения, а также освоение социально закрепленного содержания слов. Игры - упражнения на развитие связной речи проводятся 3-4 раза в неделю.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа «Весёлый язычок» для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данная программа разработана как коррекционно - развивающая услуга по развитию речи детей от 3 до 5ти лет с ТНР. Занятия проводятся логопедом в игровой форме. Вся  работа направленна на развитие ...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Рабочая программа воспитателя дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение матери...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...