Коррекционно-развивающая программа «Весёлый язычок» для детей с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (младшая, средняя группа)

Щукина Елена Сергеевна

Данная программа разработана как коррекционно - развивающая услуга по развитию речи детей от 3 до 5ти лет с ТНР. Занятия проводятся логопедом в игровой форме. Вся  работа направленна на развитие дыхания, артикуляционной и общей моторики, является профилактической и диагностической, позволяет выявлять речевые нарушения у детей в более раннем возрасте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         

                                                                                             

                                                                                                                                   

                                                                                     

 

                                                                 

                                                                                                                                           

Коррекционно-развивающая программа

«Весёлый язычок»

для детей 3 – 5 лет

на 2023 – 2024 учебный год

Руководитель:

учитель-логопед

Щукина Е.С.

г. Нерюнгри

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Перспективный тематический план занятий
  3. Список литературы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И. как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

Причина создания кружка «Веселый язычок» возникла в результате логопедического обследования детей младших и средних групп, которое показало:

  • отсутствие фразовой речи (в отдельных случаях - аграмматичная элементарная фраза из двух слов, выражающая требование);
  • скудный активный словарь, не соответствующий возрасту;
  • отсутствие понимания грамматических категорий, значений предлогов;
  • активное использование в речи жестов и мимики;
  • несформированность ритмической структуры слова (часто произнесение вместо целого слова лишь ударного слога либо смещение ударения);
  • несформированность многих артикуляционных укладов (включая нередко отсутствие звуков раннего онтогенеза);
  • наличие в речи ребенка слов-заменителей.

    Программа логопедического кружка «Веселый язычок» позволяет в игровой форме развивать активную речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционную и мелкую моторику рук у детей 3-5 лет.

Группу детей, посещающих кружок «Веселый язычок» можно считать профилактическо - диагностической, так как в процессе занятий можно выявить детей с особенностями речевого развития, а также провести профилактическую работу по профилактике дислалии.

Условия реализации программы.

        Программа кружка рассчитана на детей от 3 до 5 лет. Обучение детей дошкольного возраста осуществляется в подгруппах по 6 - 7 человека в форме развивающих, формирующих и воспитывающих занятий.

          Длительность одного занятия:

  • для детей 2-й младшей группы составляет 15 минут;
  • для детей средней группы 20 минут.

Цель программы: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции, мелкой моторики и создание оптимальных условий для формирования правильного звукопроизношения.

Задачи:

  • Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций).
  • Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий).
  • Накопление и активизация словарного запаса.
  • Поэтапное формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций.
  • Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса.
  • Развитие общей моторики, координации движений, двигательного воображения (использование подвижных игр и динамических пауз с речевым сопровождением).
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие психоэмоциональной сферы (использование элементов психогимнастики).
  • Развитие коммуникативных навыков.

Принципы построения программы:

  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
  • принцип систематичности (соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и непрерывность, и регулярность организации);
  • игровой характер занятий и упражнений (свободный, непроизвольный);
  • принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);
  • принцип наглядности
  • положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
  • осуществление связи с родителями.

             Занятие включает в себя следующие элементы:

1. Артикуляционная сказка «Веселый язычок».

2. Разучивание артикуляционного упражнения.

3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками, массажными ёжиками, песочная терапия и др.)

4.Упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания.

5. Физкультминутка.

6. Дидактические игры на развитие фонематических представлений, развития лексико – грамматических представлений.

Ожидаемые результаты:

  • четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба);
  • усвоение навыков произношения отдельных звуков и умение различать их в речевом потоке;
  • пополнение пассивного и активного словаря.

Знания, умения и навыки.

1. Иметь представление об органах артикуляционного аппарата.

2. Иметь навыки концентрации внимания и согласованной работы пальчиков.

3. Уметь слышать звуки разной высоты.

4. Уметь слушать   сказки, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки.

Перспективный тематический план занятий с детьми СНР  I |уровня

Дата

Тема

Задачи

Ход занятия

Кол. часов

1

16.10

ЧАСТИ ТЕЛА

  • закрепление умения сличать предметы;
  • уточнение названий частей тела;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • формирование понимания пространственных отношений;
  •  развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Найди похожую картинку»

2. Дидактическая игра «Покажи у себя»

Логопед показывает и называет части тела у куклы, предлагая детям найти у себя те же части тела:

3. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

4. Пальчиковая гимнастика «Ладошки»

5. Выполнение словесных инструкций детьми

6. Итог занятия

1

2

23.10

ОДЕЖДА. ОБУВЬ

  • уточнение названий предметов одежды и обуви;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики рук;
  •  развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

1. Организационный момент

2. Дидактическая игра «Кукла Катя одевается, в детский садик собирается»

3. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик хочет спать…(Попеременное загибание пальцев правой руки)

4. Игра «Одеваемся»

5. Дидактическая игра «Какую одежду я спрятала?»

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

1

3

30.10

ДЕРЕВО

  • уточнение признаков осени;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики рук;
  •  развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

1. Организационный момент

Дидактическая игра «Какой цвет пропал?»

2. Рассказ логопеда о признаках осени и работа с картинкой «Осень»

3. Конструирование модели «Дерево» (из счетных палочек)

4. Игра «Найди свой листок»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

1

4

06.11

ДОМА

  • закрепление понятий «один» - «много»;
  • образование уменьшительно-ласкательной формы сущ.
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики рук;
  •  развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

1.Организационный момент. Дидактическая игра «Собери картинку»

2. Закрепление понятий «один» — «много»

3. Дыхательное упражнение

- Вдруг подул сильный ветер.

4. Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

5. Конструирование модели «Домик»

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

5

13.11

СЕМЬЯ

  • развитие словаря;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие слухового, зрительного внимания и восприятия уточнение произношения гласных звуков;
  • закрепление понимания и употребления предлога «на»

1.Организационный момент

2. Знакомство с темой занятия

3. Дидактическая игра «Кто ушел?»

4. Ответы на вопросы логопеда по образцу

- Папа работает. Куда ушел папа? ( - На работу.)

5. Дидактическая игра «Низкий — высокий»

6. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

7.  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

6

20.11

ЧАЙНАЯ ПОСУДА

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • активизация предметного словаря;
  • упражнение детей в словообразовании;
  • развитие зрительной памяти, слухового внимания.

1. Организационный момент

Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок. «Чашечка»

2. Дидактическая игра «Что можно пить из чашки?»

3. Рассматривание картинки «Чайная посуда».

4. Дидактическая игра «Что я убрала?»

5. Дидактическая игра «Большое — маленькое» (с мячом).

6. Знакомство с обобщающим понятием «посуда»

1

7

27.11

МЕБЕЛЬ

  • активизация словаря по теме мебель;
  • развитие умения вслушиваться и понимать стихотворные тексты;
  • упражнение в понимании предлогов пространственного значения;
  • практическое усвоение предложно-падежных конструкций.

1. Организационный момент

2. Уточнение названий предметов мебели

3. Прослушивание стихотворения

По ходу чтения текста логопед показывает называемые предметы мебели:

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

 (Н.В. Нищева)

4. Беседа по тексту стихотворения

- Куда повесим рубашку? И т.п.

5. Дидактическая игра «Поручения»

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

8

04.12

ЗИМА

  • расширение пассивного словаря;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие речевого выдоха.

1.Организационный момент. Пальчиковая гимнастика

Дыхательное упражнение:

Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х».

2. Демонстрация картинки «Зима»

3. Дидактическая игра «Выбери зимнюю картинку»

Перед детьми выставляются открытки, из них вызванный ребенок выбирает ту, на которой изображена зима.

4. Дидактическая игра «Смотри, не ошибись»

Предлагаются слова: земля, снег, осень, Зина, семья, сидит, зимний, Сима, лето, зебра, зимушка.

5.  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

9

11.12

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

  • повторение временного понятия «зима»;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия;
  • развитие словесно-логического мышления;
  • развитие дыхания;
  • закрепление понятий «один» - «много»;
  • закрепление названия белого цвета.

1.Организационный момент

Логопед кидает мяч каждому ребенку с вопросом:

- Какое сейчас время года? Дети отвечают:

2. Дидактическая игра «Да и нет» (с мячом)

3. Дидактическая игра «Белые снежинки»

4. Закрепление понятий «один» — «много»

Логопед спрашивает у каждого ребенка:

- Сколько у тебя снежинок? ( - Одна.)

Затем дети дуют на снежинки так, чтобы они полетели на ковер.

- А сколько теперь снежинок на ковре? ( - Много.)

5. .  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

1

10

18.12

НОВОГОД-НИЙ ПРАЗДНИК

  • расширение и активизация словаря;
  • практическое усвоение понимания предлогов «на», «под»;
  • развитие общей моторики.

1. Организационный момент

Дети вспоминают, к какому празднику все готовятся, как он называется.

2. Уточнение лексики по теме

Логопед обращает внимание детей на украшения в группе: - Группа красивая, нарядная.

3. Дидактическая игра «Что на елке? Что под елкой?»

Детям предлагается сообща перечислить то, что висит на елке; затем то, что находится под елкой (вата, снежинки, Дед Мороз, Снегурочка). Далее логопед спрашивает каждого из детей: «Что на елке?» или «Что под елкой?» В конце игры дети припоминают то, что забыли назвать (логопед подсказывает при необходимости).

4. Игра с имитацией действий «Зайки белые сидят...»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

11

25.12

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК. ЕЛКА

  • развитие фразовой речи;
  • активизация словаря признаков;
  • упражнение в образовании существительных множественного числа;
  • практическое усвоение согласования прилагательных с существительными в числе;
  • развитие тактильного и слухового восприятия;
  •  развитие логического мышления.

1. Организационный момент

Дети около елочки читают заученные к празднику стихи.

2. Закрепление лексики по теме

Логопед предлагает вспомнить, кто приходит к детям на Новый год. Дети при помощи логопеда подбирают определения к словам «Дед Мороз», «Снегурочка».

3. Дидактическая игра «Найди игрушку и достань»

4. Игра «Что висит на елке?»

1

12

15.01

ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ

  • расширение пассивного словаря детей;
  • упражнение в звукоподражании;
  • развитие слухового внимания, восприятия; активизация словаря.

1. Организационный момент

На столе логопеда игрушечные петух, курица, цыпленок. Озвучивая их: «Ку-ка-ре-ку», «Ко-коко», «Пи-пи-пи», — логопед спрашивает у детей:

- Кто так кричит?

Дети называют или показывают соответствующую игрушку.

2. Расширение пассивного словаря по теме

Дети рассматривают игрушки, находящиеся на столе, знакомятся с внешним видом, уточняют названия отдельных частей тела. Логопед выполняет различные действия с петухом и оречевляет их:

3. Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Логопед меняет картинки несколько раз, с тем чтобы каждый ребенок смог «озвучить» разных персонажей.

4. Игра «Вышла курочка гулять»

1

13

22.01

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

  • упражнение в сличении предметов;
  • обогащение словаря детей; развитие зрительного внимания, памяти;
  • упражнение в составлении целой картинки из трех частей.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Парные картинки»

2. Ознакомление с темой занятия

Рассматривание картинок с изображением петуха, курицы, гуся и утки. - Рядом с человеком кроме петушка и курицы живут и другие птицы - гусь и утка. Это домашние птицы, люди их кормят, а они дают людям яйца.

3. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

4. Подвижная игра «Наседка с цыплятами»

Логопед выбирает водящего - кошку. Дети и логопед встают на расстоянии от «спящей кошки» и производят действия в соответствии с текстом, который произносит логопед:

5. Складывание из трех частей разрезной картинки «Яйцо»

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

14

29.01

ПТИЦЫ

  • обогащение словаря новыми словами;
  • развитие слухового, зрительного внимания, восприятия, памяти;
  •  развитие логического мышления;
  • активизация предметного словаря.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Да — нет»

2. Ознакомление с темой занятия

Дети рассматривают картинки, знакомятся с названиями птиц, с внешним видом птиц и с издаваемыми звуками.

3. Дидактическая игра «Летает — не летает»

Логопед называет птиц, мебель, овощи и др. Дети разводят руки в стороны и машут ими, если названное слово - птица.

4. Дидактическая игра «Кто из птиц улетел?»

Проводится с картинками по теме аналогично игре «Что пропало?» (см. с. 17). Ответы даются в именительном падеже.

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

15

05.02

КОШКА С КОТЯТАМИ

  • расширение словарного запаса;
  • упражнение в звукоподражании;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика

Побежали вдоль реки (Указательные и средние пальцы рук быстро «шагают» по столу.)

Дети наперегонки. (Остальные пальцы зажаты в кулачки.)

2. Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают на картинке кошку, которая ловит мышку. Логопед дает описание кошки, называет части ее тела. Затем спрашивает: - Что делает кошка?

Дети отвечают по очереди: - Кошка ловит мышку.

3. Дидактическая игра «Где кошка?»

4. Подвижная игра «Кот и мыши»

5. Дидактическая игра «Покажи правильно»

У каждого ребенка картинка с изображением кошки. Логопед говорит слова: кот, котята, киска, котенок, кошка, кошечка, плошка, ложка, ножка, мошка, Гошка.

Дети должны поднимать свои картинки только на слово «кошка».

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

16

12.02

СОБАКА СО ЩЕНКАМИ

  • развитие понимания обращенной речи;
  • расширение словаря детей по теме;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Гав. Мяу»

2. Уточнение лексики по теме: Выставляется картинка «Собака сторожит дом». Логопед рассказывает о собаке и о содержании картинки.

3. Дидактическая игра «Поиграем с собачкой»

4. Игра «Пес Барбос»

1

17

19.02

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

  • расширение пассивного и активного словаря детей по теме;
  • упражнение в звукоподражании;
  • закрепление в речи детей формы дательного падежа существительных единственного числа;
  • развитие мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «Коза»

2. Уточнение лексики по теме

Логопед выставляет перед детьми картинки с изображением домашних животных - коровы, козы, овцы, лошади, кошки, собаки. Уточняет знания детей по теме, сообщает обобщающее понятие «домашние животные».

3. Дидактическая игра «Молока кому?»

Дети стоят в кругу, а логопед - в середине круга. В руках у логопеда игрушечная корова. Дети ведут хоровод, логопед произносит слова:

Говорит корова: «М у, Молока я дам кому?»

Затем корова «подходит» к одному из детей. Остальные дети отвечают, кому корова даст молока (например: «Даше»).

4. Дидактическая игра «Кто спрятался в сарае?»

Логопед прячет за мольбертом (ширмой) фигурки домашних животных.

1

18

26.02

МАМИН ПРАЗДНИК

  • развитие слухового внимания и восприятия; активизация словаря прилагательных;
  • развитие фразовой речи;
  • практическое усвоение согласования существительного женского рода с прилагательными.

1. Организационный момент

Дети стоят у своих мест. Логопед предлагает инструкцию: - Сядет тот, кого я назову.

2. Работа со стихотворным текстом

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение и ответить, про кого в нем говорится:

Много мам на белом свете…

3. Дидактическая игра «Расскажи про маму»

По образцу, данному логопедом, дети рассказывают о своих мамах:

«Это моя мама. Она красивая, добрая, умная. Я ее люблю».

4. Игра «Чья мамочка пришла?»

1

19

05.03

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

  • дифференциация обобщающих понятий «овощи» - «фрукты»;
  • практическое усвоение предлогов «в», «из»;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия;
  • развитие логического мышления; развитие мелкой и общей моторики.

1. Организационный момент

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

2. Дидактическая игра «Овощ или фрукт» (с мячом)

3. Дидактическая игра «В борщ или в компот»

4. Упражнение в практическом употреблении предлогов

Логопед уточняет, куда дети складывали овощи и фрукты ( «В кастрюлю» ), просит сказать, откуда их достают ( «Из кастрюли» ).

5. Игра с речевым сопровождением «Яблочко»

6. Дидактическая игра «Четвертое лишнее»

20

12.03

ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ

  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
  • развитие коммуникативной функции речи;
  • повторение названий основных цветов;
  • развитие речевого выдоха.

1. Организационный момент

На столе у каждого ребенка цветной карандаш. Дети стоят у своих мест. Логопед дает детям инструкции:

2. Дыхательное упражнение «Фокусники» На столах у детей по одному карандашу.

Дети опускаются на корточки и дуют на свои карандаши так, чтобы карандаши покатились.

3. Уточнение словаря по теме

Логопед беседует с детьми о сотрудниках детского сада, показывает фотографии воспитателей, няни, логопеда, музыкального руководителя, врача (медсестры) и повара.

4. Игра «Матрешка»

5. Игра «Кого так зовут?»

На столе разложены фотографии сотрудников детского сада.

Логопед вызывает ребенка и, назвав имя и отчество одного из сотрудников, просит показать его фотографию. Логопед уточняет, кем работает этот человек.

1

21

19.03

ВЕСНА. КОРАБЛИК

  • обратить внимание детей на причинно-следственные связи перемен в природе;
  • развитие фразовой речи;
  •  развитие общей и мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика

Солнышко-солнышко, посвети. (Кисти рук поднять вверх.)

Лучики, солнышко, протяни! (Напряженные пальчики развести в стороны.)

2. Ознакомление с лексикой по теме

Логопед выставляет перед детьми картинки, комментируя:

- Греет солнышко.

3. Дидактическая игра «Доскажи»

Логопед объясняет детям, что зима кончилась и пришла весна. Дети заканчивают фразы, начатые логопедом (с опорой на картинки):

- Греет солнышко, поэтому... (тает снег).

4. Игра «Воробей»

1

22

26.03

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

  • упражнение в классификации предметов;
  • расширение и активизация словаря;
  • развитие логического мышления.

1. Организационный момент

Дидактическая игра «Назови одним словом»

2. Уточнение лексики по теме

Припоминание детьми отличительных признаков птиц. Логопед спрашивает:

- Как вы догадались, что это птицы? Что есть у птиц? (Какие части тела?)

- А у людей есть крылья (перья, хвост)?

- Что птицы умеют делать? А люди умеют летать?

3. Дидактическая игра «Летает — не летает» (см. с. 76)

4. Знакомство с предметной лексикой по теме

Логопед объясняет детям значение определения «перелетные птицы». Демонстрируются картинки с изображением ласточки, грача, скворца. Каждый ребенок повторяет за логопедом название обобщающего понятия.

23

02.04

ТРАНСПОРТ

  • расширение и активизация словаря по теме;
  • практическое усвоение антонимов-наречий («быстро медленно», «тихо - громко», «вперед - назад»);
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

1. Организационный момент

Логопед просит детей закрыть глаза и выставляет на стол игрушечный грузовик, в котором сидит мишка. Дети открывают глаза, отвечают на вопросы логопеда (по возможности полной фразой):

- Кто к нам приехал? ( - К нам приехал мишка.)

2. Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают игрушечные грузовую машину, легковую машину и автобус, знакомятся с внешним видом, назначением легковых и грузовых машин, автобуса, названием их частей, цветом, формой.

3. Дидактическая игра «Поручения»

4. Дидактическая игра «Покатаем машины»

5. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

1

24

09.04

САМОЛЕТ

  • расширение активного и пассивного словаря существительных по теме;
  • упражнение в соотнесении предметов по величине;
  • практическое усвоение антонимов «далеко – близко», «высоко – низко»;
  • развитие зрительного восприятия, мелкой моторики;
  • развитие слухового внимания и памяти, координации речи с движением.

1.Организационный момент

Повторение пройденного речевого материала.

На столе у логопеда – машина (или картинка с изображением машины). Дети отвечают на вопросы логопеда:

- Что может делать машина? ( - Ехать, гудеть , перевозить людей, грузы.)

2. Ознакомление с темой занятия

Логопед показывает детям игрушечный самолет с пассажирами и спрашивает:

- Что это такое? ( - Самолет).

Логопед объясняет, что самолет тоже может перевозить людей и грузы.

3. Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают игрушечный самолет, называют его части: крылья, хвост, кабина, колеса, руль. В активный словарь детей вводятся слова: пилот, летчик, на пассиве – пассажиры, ангар (дом для самолета).

4. Конструирование модели «Самолет»

Дети выкладывают по образцу самолет из счетных палочек, затем показывают и называют (самостоятельно или повторяя за логопедом) его части.

5.  Дидактическая игра «Каждый самолет — в свой домик»
6. Игра с движением «Самолет»

1

25

16.04

ВЕСНА

  • обогащение и активизация словаря определений;
  • ·практическое усвоение согласования существительных с прилагательными в роде;
  •  развитие ротового выдоха, двигательного воображения;
  • развитие фразовой речи;
  • развитие зрительного внимания, памяти;
  • закрепление знаний детей об основных цветах.

1.Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Надуем воздушные шарики»

2. Игра с воздушным шариком

Логопед показывает надутый воздушный шарик желтого цвета и рассказывает, какими словами можно «сказать о том, какой шарик». Затем логопед кидает шарик каждому из детей, и ребенок припоминает определение к слову «шарик»:

3. Дидактическая игра «Собираем цветы»

4. Итог занятия.

1

26

23.04

НАСЕКОМЫЕ

  • расширение пассивного и активного словаря;
  • развитие зрительного восприятия, внимания, памяти; 
  • развитие мелкой моторики.

1.Организационный момент

На доске картинка с изображением поздней весны. Дети отвечают на вопросы логопеда (по возможности полной фразой):

- Какое время года на картинке? ( - На картинке весна.)

2. Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают картинки с изображением насекомых, знакомятся с внешним видом, уточняют названия отдельных частей тела насекомых.

3. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Проводится с тремя-четырьмя картинками аналогично игре «Что пропало?». Ответ дается в именительном падеже

4. Конструирование модели «Бабочка» (из счетных палочек) I

Логопед читает детям двустишие:

Тельце, крылышки, усы –

Вот и бабочка, смотри!

5. Подвижная игра «Бабочки»

Логопед надевает на головы детей ободки с нарисованными бабочками, раскладывает на полу цветы (обручи). Затем по сигналу колокольчика «бабочки» начинают «летать» по комнате, резвиться. После следующего сигнала колокольчика «бабочки» садятся на цветки.

1

27

30.04

ЦВЕТЫ

  • расширение и активизация словаря по теме;
  •  развитие длительного ротового выдоха, умения контролировать силу воздушной струи;
  • развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики;
  • развитие фонематического восприятия.

1. Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Тихий ветерок»

2. Уточнение лексики по теме

Выставляется картинка с изображением полянки с цветами (маком, одуванчиком, васильком, ландышем, ромашкой, тюльпаном, колокольчиком).

3. Конструирование модели из счетных палочек

Дети показывают называемые отдельные части цветка:

Стебель, лепестки, листок

-Распустился наш цветок.

4. Дидактическая игра «Соберем цветы»

Логопед раскладывает на полу картинки с изображением цветов и объясняет: когда, звенит колокольчик - дети гуляют по «полянке», а когда зазвенит бубен, то каждый ребенок должен «сорвать» цветок и назвать его (самостоятельно или при помощи логопеда).

1

ИТОГО: 27 ЧАСОВ

Перспективный тематический план занятий с детьми II  уровня

        

Дата

Тема

Задачи

(оборудование)

Ход занятия

Кол. часов

1

18.10

ЧАСТИ ТЕЛА

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • закрепление в активной речи уменьшительно-ласкательной формы существительных;
  • развитие слухового внимания и понимания обращенной речи;
  • развитие мелкой и общей моторики.

1. Организационный момент

Дидактическая игра «Какой цвет пропал?»

2. Дидактическая игра «Мама и сынок»

3. Игра «Слушай и выполняй»

На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся, Ноги вместе, ноги врозь, Ноги прямо, ноги вкось.

4. Конструирование модели «Дорожка» (см. с. 32)

5. Пальчиковая гимнастика

Маленькие ножки (Указательный и средний пальцы руки «бегут» по)

Бегут по дорожке: топ-топ-топ. (дорожке, построенной из палочек.)…

6. Динамическая пауза

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками..

7.  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

2

29.10

ОДЕЖДА. ОБУВЬ

  • активизация словаря;
  • практическое усвоение предложно-падежной конструкции типа «на голову»;
  • развитие фразовой речи;
  • развитие слухового внимания, восприятия;
  • развитие координации движений.

  1. Организационный момент

Дети называют предметы одежды, в которую одеты. Логопед уточняет цвет одежды и

2. Дидактическая игра «На что наденем?»

3. Дидактическая игра «Да — нет»

5. Игра «Матрешка»

 

1

3

01.11

ДЕРЕВО (ПРИЗНАКИ ОСЕНИ)

  •  упражнение в классификации предметов (по пройденным темам);
  • упражнение в образовании существительных множественного числа; развитие дыхания;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • развитие мелкой моторики рук.

 1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

2. Дидактическая игра «Волшебные часы»

3. Дыхательные упражнения

На уровне лиц детей подвешены картонные листья, разные по цвету и форме (по количеству детей). Дети, следуя указаниям логопеда, дуют на свои листики (не надувая щек), изображая при этом то «слабый ветерок», то «сильный ветер», то «ветер, колышущий листья».

4. Заучивание стихотворения «Что какого цвета?»

5. Конструирование модели «Дерево»

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

4

08.11

ДОМА

  • активизация словаря;
  • закрепление понятий «высокий» - «низкий»;
  • упражнение в образовании множественного числа существительных;
  • развитие дыхания;
  • развитие зрительного восприятия;
  • закрепление названий основных цветов в речи детей;
  • упражнение в сличении предметов по цвету.

.

1. Организационный момент.

Дыхательное упражнение

Мы подуем далеко,

Подуть на пальцы вытянутых вперед рук.

2. Дидактическая игра «Найди свой домик»

3. Дидактическая игра «Один - много»

4. Дидактическая игра «Коробочки»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

5

15.11

СЕМЬЯ

  • обучение детей диалогу;
  • развитие фразовой речи;
  • упражнение в образовании предложно-падежной конструкции типа «у папы»; обучение элементарному пересказу;
  • развитие слухового внимания, памяти.

1. Организационный момент

Упражнение детей в диалоге.

- Как тебя зовут? I -

Меня зовут...

2. Активизация бытовой лексики

Логопед предлагает детям вспомнить, как зовут их родителей, братьев, сестер.

3. Дидактическая игра « У кого?» (с мячом)

4. Пересказ текста «Олина кукла» по двум сюжетным картинкам

«Бабушка и дедушка подарили Оле куклу. Оля катала куклу на санках».

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

6

22.11

ЧАЙНАЯ ПОСУДА

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие фразовой речи;
  • развитие памяти на линейный ряд;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.

 

1 . Организационный момент

Пальчиковая гимнастика «Пирожок»

2. Беседа по тексту стихотворения «Пирожок»

- Где мы ели кашу? ( - На кухне за столом.)

3. Пересказ текста «Чайник-начальник»1

По ходу рассказа логопед выставляет картинки на фланелеграфе (кухонный стол, полка для посуды, плита, чайник): Вот наша кухня.

На плите стоит чайник - всей посуды начальник. В нем вода кипит. Будем чай пить.

4. Игра «Солнышко — дождик»

5.  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

7

29.11

МЕБЕЛЬ

  • развитие фразовой речи;
  • практическое усвоение предложно-падежных конструкций;
  • развитие памяти.

1. Организационный момент

Логопед демонстрирует детям игрушку:

- Это Хрюша. Он пришел к нам в гости.

2. Дидактическая игра «Научите Хрюшу»

3. Конструирование модели «Стул»

Дети строят стул из палочек для Хрюши.

 4. Пальчиковая гимнастика «Стул»

5. Игра «Пузырь» Дети стоят в кругу, держа друг друга за руки, произносят текст вместе с логопедом:

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

8

06.12

  «ЗИМА»

  • развитие словесно-логического мышления;
  • упражнение в пересказе со зрительной опорой;
  • развитие речевого выдоха.

1. Организационный момент

Дети хором отвечают на вопросы логопеда:

- Когда идет снег?

2. Пересказ текста с опорой на картинки

3. Игра на развитие дыхания «Покати снежный ком» Логопед предлагает детям присесть на корточки перед столом (рот на уровне столешницы), положить перед собой комочек ваты («снежный ком») и подуть на него так, чтобы он покатился: «Фу-уу».

4.  Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

9

13.12

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

  • активизация словаря прилагательных, глагольного словаря;
  • практическое усвоение предлога «на» с существительными в предложном падеже;
  • развитие речевого выдоха;
  • развитие памяти (воспроизведение стихотворного текста);
  • развитие общей координации движений.

1. Организационный момент

Повторение стихотворения:

Шуба, шапка, валенки

У Наташи маленькой.

2. Знакомство со свойствами снега

3. Дыхательное упражнение «Погреем ручки»

4. Закрепление лексики по теме

Дети по вопросам логопеда припоминают, какой бывает снег:

- Какого цвета снег? ( - Белый.)

5. Игра с имитацией движений «Весело зимой»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

10

20.12

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

  • активизация словаря;
  • практическое употребление в речи предлогов «на», «с»;
  • практическое употребление существительных в винительном и предложном падежах; развитие зрительного внимания, восприятия; развитие мелкой моторики.

1. Организационный момент

Перед детьми картинка «Бабушка вяжет». Пальчиковая гимнастика.

2. Дидактическая игра «На что наденешь?» (с мячом)

- На что наденешь носки?

3. Беседа по содержанию картинки «Зимние забавы»

Дети рассматривают картинку и вспоминают, на чем можно кататься зимой, что лепят из снега, откуда и на чем скатываются.

4. Подбор определений к слову «снег»  (белый, пушистый, мягкий, холодный, липкий, мокрый).

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

11

27.12

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК. ЕЛКА

  • развитие фразовой речи;
  • активизация словаря признаков;
  • упражнение в образовании существительных множественного числа;
  • практическое усвоение согласования прилагательных с существительными в числе;
  • развитие тактильного и слухового восприятия;
  •  развитие логического мышления.

1. Организационный момент

Дети около елочки читают заученные к празднику стихи.

2. Закрепление лексики по теме

Логопед предлагает вспомнить, кто приходит к детям на Новый год. Дети при помощи логопеда подбирают определения к словам «Дед Мороз», «Снегурочка».

3. Дидактическая игра «Найди игрушку и достань»

4. Игра «Что висит на елке?»

Дети поднимают руки вверх и громко говорят «Да!», если согласны с ответом. Если не согласны - молчат и руки не поднимают.

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

12

10.01

ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ

  • активизация словаря;
  • развитие фразовой речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие мелкой и общей моторики.

1. Организационный момент

На столе логопеда игрушечные петух, курица, цыпленок. Озвучивая их: «Ку-ка-ре-ку», «Ко-коко», «Пи-пи-пи», — логопед спрашивает у детей:

- Кто так кричит?

Дети называют или показывают соответствующую игрушку.

2. Расширение пассивного словаря по теме

Дети рассматривают игрушки, находящиеся на столе, знакомятся с внешним видом, уточняют названия отдельных частей тела. Логопед выполняет различные действия с петухом и оречевляет их:

3. Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Логопед меняет картинки несколько раз, с тем чтобы каждый ребенок смог «озвучить» разных персонажей.

4. Игра «Вышла курочка гулять»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

13

17.01

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

  • упражнение детей в классификации предметов;
  • развитие фразовой речи; упражнение в звукоподражании; развитие внимания, памяти;
  • упражнение в составлении целой картинки из трех частей.

1. Организационный момент

Логопед производит действия с игрушечным петушком. Дети оречевляют действия логопеда, стараясь отвечать фразой.

- Что делает петушок? ( - Петушок гуляет (кричит, зовет курочек и цыплят).) И т.п.

2. Дидактическая игра «Назови, что покажу»

Логопед показывает голову, хвост, лапы, крылья, гребешок, бородку петуха. Детям дается образец ответа: «У петушка голова» и т.д.

3. Игра с движением «Цыпленок»

4. Пальчиковая гимнастика

Как цыплята зернышки клюют.  Согнутыми пальцами обеих рук поочередно стучать по крышке стола.

5. Конструирование модели «Курятник» (из счетных палочек)

Дети рассказывают, кто будет жить в курятнике.

6. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом.

1

14

24.01

ПТИЦЫ

  • упражнение в звукоподражании; развитие фразовой речи;
  • упражнение в понимании категории числа глаголов прошедшего времени;
  • упражнение в образовании существительного множественного числа; развитие общей и мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Угадай птицу по голосу»

Логопед подражает голосам птиц и выставляет картинки с изображениями тех, которых лети угадали.

2. Дидактическая игра «Что есть у птиц?»

Дети вспоминают (вместе с логопедом) названия частей тела птиц, затем составляют фразы типа:

«У воробья клюв» и т.п.

3. Дидактическая игра «Один — много» (с мячом).

Прилетела синичка - прилетели... (синички). Прилетела ворона - прилетели... (вороны). И т.д.

4. Подвижная игра «Вороны».

5. Пальчиковая гимнастика «Колодец»

5. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

15

31.01

КОШКА С КОТЯТАМИ

  •  развитие фразовой речи;
  • развитие понимания падежных конструкций;
  • развитие речевых модуляций; развитие логического мышления.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Позовем кошку»

Дети по инструкции логопеда зовут кошку громко или тихо: «Кис-кис-кис».

2. Дидактическая игра «Бывает — не бывает»

3. Пересказ текста «Ежик и кот»'

Логопед выставляет по ходу рассказа опорные картинки на фланелеграф (ёжик, корка, кот):

К нам во двор ежик зашел. Еж арбузную корку нашел. Пока ежик корку ел, к нему сзади кот подкрался. Хотел кот ежика схватить, но укололся. Замяукал кот, заплакал и убежал.

4. Игра с язычком с речевым сопровождением. Видео урок.

Дети повторяют за логопедом

1

16

07.02

СОБАКА СО ЩЕНКАМИ

  • развитие понимания обращенной речи;
  • расширение словаря детей по теме;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия.

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Гав. Мяу»

2. Уточнение лексики по теме: Выставляется картинка «Собака сторожит дом». Логопед рассказывает о собаке и о содержании картинки.

3. Дидактическая игра «Поиграем с собачкой»

4. Игра «Пес Барбос»

1

17

14.02

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

  • активизация словаря;
  •  развитие фразовой речи;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • развитие словесно-логического мышления.

1. Организационный момент

Логопед предлагает детям вспомнить домашних животных. Он бросает мяч ребенку, а тот, возвращая мяч, называет животное.

2. Дидактическая игра «Как животные помогают дедушке?»

3. Дидактическая игра «Чей домик?» (см. с. 89)

4. Дидактическая игра «Помоги дедушке накормить животных»

Выставляются игрушки (собака, кошка, корова, курица), на столе предметные картинки кость, миска с молоком, трава, зернышки). Дети по очереди выходят к столу, берут картинку и «кормят» то животное, для которого подходит эта картинка. С помощью вопросов логопеда дети оречевляет свои действия:

- Кому дали косточку?

- Что дали корове? И т.д.

Дети отвечают однословно или фразой, логопед следит за правильным произнесением окончаний имен существительных.

1

18

21.02

МАМИН ПРАЗДНИК

  • расширение и активизация глагольного словаря;
  • практическое усвоение употребления существительных в винительном падеже;
  • развитие фразовой речи; развитие дыхания.

1. Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Горячий суп»

У каждого ребенка столовая ложка. Дети имитируют процесс еды. Прежде чем «съесть» суп из ложки, дети дуют на него.

2. Дидактическая игра «Выбери картинку»

3. Игра с имитацией движений

4. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Логопед выставляет две картинки и предлагает образец 3-словного предложения, заменяя в нем глагол. Затем дети рассказывают самостоятельно.

5. Составление предложений по двум картинкам

1

19

28.02

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

  • расширение и активизация глагольного словаря;
  • практическое усвоение употребления существительных в винительном падеже; развитие фразовой речи; развитие дыхания.

1. Организационный момент

Упражнение на развитие дыхания «Горячий суп».  

2. Игра «Выбери картинку»

3. Игра с имитацией движений.

4. Составление предложений по двум предложенным картинкам

5. Итог занятия

20

07.03

ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ

САДУ

  • закрепление знаний детей по теме;
  • активизация словаря; развитие дыхания.

 

1. Экскурсия на кухню детского сада

2. Беседа об увиденном на кухне

- Кто работает на кухне?

- Что делает повар?

3. Дыхательное упражнение «Горячий суп»  

4. Итог занятия

 

1

21

14.03

ВЕСНА. КОРАБЛИК

  •  упражнение в пересказе по зрительной опоре;
  • закрепление понятий «один» - «много»;
  • развитие произвольного выражения чувств;
  •  развитие «дыхания.

1. Организационный момент.

Психогимнастика

2. Пересказ с опорой на картинки «Весна» Дети заканчивают фразы, начатые логопедом (с опорой на картинки):

3. Игра «Воробей» Воробей с березы

4. Игра с корабликами

Каждому ребенку логопед дает кораблик и спрашивает:

- Сколько у тебя корабликов? ( - Один.)

Затем все дети подходят к тазику с водой и опускают свои кораблики. Логопед спрашивает:

- Сколько здесь корабликов? ( - Много.)

Дети дуют на кораблики. Затем логопед спрашивает у детей:

- Что делают кораблики? ( - Плывут.)

5. Итог занятия

1

22

21.03

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

  • развитие словесно-логического мышления;
  • активизация словаря;
  • практическое усвоение согласования существительных с глаголами прошедшего времени в роде;
  •  употребление глаголов настоящего времени во множественном числе;
  •  употребление приставочных глаголов;
  • развитие общей и мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «Птичка пьет водичку»

2. Дидактическая игра «Доскажи»

3. Подвижная игра «Птички и кошка»

4. Дидактическая игра «Кто улетел?»

Проводится с картинками перелетных и зимующих птиц (известных детям) аналогично игре «Что пропало?».

23

28.03

ТРАНСПОРТ

  • развитие фразовой речи;
  • закрепление употребления предлога «на»;
  • обучение элементам пересказа;
  • развитие зрительного восприятия.

1. Организационный момент

Повторение рифмовки

2. Выкладывание машины из геометрических фигур

- На какую фигуру похожа кабина? Кузов? Колесо?

И показывают соответствующую фигуру. Затем дети самостоятельно выкладывают машину из геометрических фигур (по образцу).

3. Дидактическая игра «На чем я поеду в гости?»

У детей картинки с изображением легковых, грузовых машин, автобусов. Дети строят фразы:

- Я поеду на автобусе.

4. Динамическая пауза «Послушные машины»

Дети-«машины» едут по кругу. По просьбе логопеда двигаются быстро, медленно, гудят тихо, громко.

5. Пересказ рассказа по опорным картинкам

Логопед 2-3 раза читает рассказ, демонстрируя действующих лиц или предметы, выступающие в рассказе, изображениями предметов на фланелеграфе.

1. Ответить на вопросы:

- Как зовут мальчика?

2. Пересказать (поочередно) текст по картинкам.

1

24

04.04

САМОЛЕТ

  • развитие фразовой речи;
  • развитие логического мышления;
  • развитие длительного плавного ротового выдоха;
  • развитие зрительного слухового внимания; развитие мелкой моторики.

1. Организационный момент.

Дыхательное упражнение «Чей самолетик дальше улетит?»

2. Дидактическая игра «Летает — не летает»

3. Складывание разрезных картинок «Птица», «Самолет» из четырех частей

4. Сравнение птицы и самолета

На доску выставляются картинки с изображением птицы и самолета, в котором сидит пилот. Дети сравнивают птицу и самолет, отвечая на вопросы логопеда. В конце делается вывод: птица - живая, сама летает, машет крыльями, клюет зерна и т. п., самолет - не живой, его сделали люди, им управляет летчик (пилот)

5. Игра с движением «Пилот»  

6. Артикуляционная гимнастика «Самолет летит - ЛЛЛЛЛЛ»

1

25

11.04

Тема ВЕСНА

  • упражнение детей в диалоге;
  • уточнение временных ориентировок;
  • развитие словесно-логического мышления;
  • развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
  • развитие мелкой моторики.

1. Организационный момент

Логопед предлагает детям образец диалога. Затем дети получают картинки с изображением разных времен года и ведут диалог:

- Что у тебя на картинке?

2. Дидактическая игра «Отгадай время года»

3. Дидактическая игра «Закончи фразу»

4. Дидактическая игра «Расставь по порядку»

Логопед берет картинки с мольберта, перемешивает их и предлагает каждому ребенку расставить их по порядку.

5. Конструирование модели «Дерево»

1

26

18.04

НАСЕКОМЫЕ

  • расширение пассивного и активного словаря;
  • развитие зрительного восприятия, внимания, памяти; 
  • развитие мелкой моторики.

1.Организационный момент

На доске картинка с изображением поздней весны. Дети отвечают на вопросы логопеда (по возможности полной фразой):

- Какое время года на картинке? ( - На картинке весна.)

2. Уточнение лексики по теме

Дети рассматривают картинки с изображением насекомых, знакомятся с внешним видом, уточняют названия отдельных частей тела насекомых.

3. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Проводится с тремя-четырьмя картинками аналогично игре «Что пропало?». Ответ дается в именительном падеже

4. Конструирование модели «Бабочка» (из счетных палочек)

5. Подвижная игра «Бабочки»

6. Дидактическая игра «Времена года»

7. Подвижная игра «Бегите ко мне»

1

27

25.04

ЦВЕТЫ

  • закрепление временных понятий;
  • развитие словесно-логического мышления; обучение пересказу по зрительным опорам; закрепление названий основных цветов;
  • развитие общей моторики и ориентации в пространстве.
  • Оборудование: картинки с изображением времен года, картинки для фланелеграфа (мак, ромашка, желтый одуванчик, черная полоска земли, бабочки - красная, белая, желтая, чайная), бабочки (по числу детей), крупные цветы из листов картона.

1. Организационный момент

У детей картинки с изображением разных времен года. Логопед последовательно напоминает детям приметы определенного времени года и спрашивает, у кого такая картинка

2. Прослушивание рассказа «Четыре бабочки»

3. Игра «Бабочки»

4. Пересказ рассказа «Четыре бабочки»

С помощью опорных картинок, выставляемых логопедом на фланелеграфе, дети пересказывают прослушанный рассказ.

5. Итог занятия

1

ИТОГО: 27 ЧАСОВ

Литература

1.      Жукова Н.С., Мастюкова У.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

2.      Миронова С А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991.

3.      Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Институт практической психологии, 1997.

4.      Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1981.

5.      Филичева Т.Б., Шаховская С.Н., Соболева АБ. Малышу три года. -М.: Соц.-полит, журн., 1995.

6.      Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Техинформ МАИ, 1997.

7.      Кузьмина Н.Н., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М.: Просвещение, 1982.

8.      Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. -М.: Просвещение, 1996. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. -СПб.: Союз, 1998. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: ACT, 1999.

9.      Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"

Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø  Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ  Обс...

Программа составлена на основе автора Нищева Н. В. «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР»

Рабочая программа составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающе...

Анализ образовательных программ дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (навигатор образовательных программ дошкольного образования ФИРО)

В целях детального ознакомления  с существующими  альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающ...

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»

Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи»

Практико-ориентированный долгосрочный проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи» направлен на  созд...

«Разработка коррекционно- развивающего занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи»

Конспект занятия с элементами нейропсихологии для ребенка с тяжелыми нарушениями речи» ...