Конспект занятия по развитию речи "Посуда" в средней группе для детей с нарушениями зрения
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Афанасьева Наталья Валерьевна

Конспект НОД раздела "Формирование словаря" образовательной области "Речевое развитие" Тема "Ознакомление с обобщающим понятием "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_tema_posuda.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по разделу «Формирование словаря»

образовательной области «Речевое развитие»

в средней группе для детей с нарушениями зрения

Тема: «Посуда» 

Этапы ОС

Содержание этапов

Целеполагание

Форма образовательной ситуации

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область

Речевое развитие

Вид детской деятельности

Восприятие художественной литературы, познавательная, коммуникативная

Тема

Посуда

Цель

Формирование у детей представления о посуде и ее назначении

Задачи

Образовательные

Коррекционно- развивающие

Воспитательные

- Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.                                                                                                                                                               - Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме именительного, винительного и родительного падежей единственного числа со значением отсутствия; образование имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).

 - Развитие диалогической  речи.

-Развитие фонематического восприятия, речевого слуха,  зрительного внимания.

- Развитие  физиологического дыхания; умения создавать на выдохе направленную воздушную струю; развитие  артикуляционной моторики.

- Развитие связной речи, обучение повторению за взрослым рассказа описания.

-Формирование навыков сотрудничества,  исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

- Воспитание бережного отношения к посуде.

2.Предварительная работа

Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», разучивание упражнения «Посуда».

3.Дидактическое оборудование

Предметные и разрезные картинки с изображениями посуды, посуда из кукольного сервиза, детали к чайнику для игры: «Чего не хватает у чайника?», мячик, аудиозапись.

4.Обогащение словарного запаса детей, грамматическая работа со словом

Активизация номинативного словаря, практическое упражнение в образовании однокоренных слов с помощью афиксов, упражнение в образовании форм родительного  падежа существительных.

5. Методы и приемы

- Дидактическая игра «Подбери по цвету чашечку к блюдцу»;

- Артикуляционная гимнастика;

- Сюрпризный момент;

- Рассматривание предметных картинок;

-Подвижные игры «Посуда», «Найди посуду»;

-Дидактические игры «Чего не хватает у чайника»;

-Составление описательного рассказа о предмете;

-Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Дифференцированный подход:

-Посадка детей на занятии в зависимости от остроты зрения и согласно окклюзии;

-Обследовательские действия слабовидящих детей в дидактической  игре с предметами.

Индивидуальная работа:  С Ариной, Матвеем,  Сашей работа по выработке силы дыхания на выдохе, формирования направленной струи воздуха. С Ксюшей, Павлом, Макаром– помощь в преодолении неуверенности в своих силах через одобрение, поощрение.

6. Способы организации детей

Фронтальный, индивидуальный  

7.Мотивационно –

ориентировочная часть

Восп. приглашает детей к себе и организует приветствие. (Он задаёт вопросы а дети отвечают и показывают)

 - Как живёте? ( Вот так!)

 - Как идёте? (Вот так!)

- Как шалите? (Вот так!)

 - Как грозите? (Вот так!)

- Заниматься хотите? (Да!)

Дети отвечают на вопросы  сопровождают показом движений по тексту игры.

8.Организация детской деятельности

Восп.  Чтобы сесть на свои места, вы должны выбрать по одной чашке с моего подноса. Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам»

Подойдите к такому же блюдцу, что и чашка, которую вы выбрали.

Дети выбирают по одной чашке и проходят к столу, на котором стоят блюдца тех же цветов, они находят блюдце соответствующего цвета, ставят на него чашечку и садятся на стулья.

- Расскажите, ребята,  посуда какого цвета у вас.

Ответы детей: 1 -ый ребёнок:

-У меня красная чашка и красное блюдце.

 2-ый ребёнок: У меня синяя чашка и синее блюдце.

 И. т. д..

- Молодцы, всё правильно рассказали. А сейчас давайте мы с вами попьём чай с блинами и с вареньем.

2.Общая артикуляционная гимнастика. 

1.  «Месим тесто».

-  возьмите зеркальце, смотрите на меня, а потом перед зеркальцем делайте такие же упражнения, как я.

2. «Блинчики».

3. «Вкусное варенье»

4. «Чашечка».

3.Упражнение: «Подуем на чай» (выполняется 2-3 раза):

- Ребятки, блины мы испекли, чашки у вас есть, давайте мы с вами выпьем чай, но он очень горячий, на него надо подуть. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не поднимая плечики, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так (показ).

Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.

3.Приходит Федора.

Под тревожную музыку в группу вбегает растрёпанная Федора в грязном фартуке, плачет.

Восп.  Бабушка, что случилось, почему вы плачете?

 Федора (сквозь слёзы): От меня убежала…

(всхлипывает, не может сказать, жестами и мимикой изображает ложку, чашку, кастрюлю.)

Дети отгадывают, называют предметы посуды.

-Это бабушка Федора из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Восп. Ребята, что убежало от бабушки?

- Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?

Федора: Да, вы правы, это я. От меня убежали чашки, блюдца, кастрюли, одним словом…

Ответы детей: посуда!

Восп. - А какую посуду вы ещё знаете?

 (На магнитной доске вывешены картинки с изображениями посуды) Давайте мы с вами по очереди их назовём .

- Для чего нам нужна посуда?

Ответы детей

- Можно ли прожить без посуды?

Ответы детей.

4.Физкультминутка.

 Подвижная игра: «Посуда».

Восп. : А теперь давайте мы с вами отдохнём, и ты Федора с нами поиграй.

 - Вот большой стеклянный чайник

 Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принёс.

-Дети проходят в зону двигательной активности и играют в игру «Посуда».

-Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».

Присели, одну руку поставили на пояс. 

Кружатся, рисуя руками в воздухе круг. 

Хлопают в ладоши, топают. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

Федора: Детки, миленькие, помогите мне вернуть мою посуду.

Восп. Ребята, поможем Федоре?

Восп. : Ну, тогда в путь.

Динамическая игра.

 И помчалися по улице ножи:

Эй, держи, держи, держи, держи!

 И кастрюля на бегу

 Закричала утюгу!

«Я бегу, бегу, бегу;

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

А за ними блюдца

, блюдца – Дзынь – ля – ля!

Дзынь – ля – ля!

 Вдоль по улице несутся

 – Дзынь –ля –ля! Дзынь –ля –ля!

Дети совершают движения в соответствии с текстом игры, передвигаясь по группе, «ищут посуду».

Дети находят подносы, на которых картинки с изображением чайника и детали к нему. 

Дети: -Мы нашли посуду!

Федора: А вот моя посуда!

Восп: Ребята, но она ведь у вас разбитая.

5. Игра: «Чего не хватает у чайника»

Восп.: Перед вами подносы, на которых картинка с изображением чайника. Посмотрите, пожалуйста, что есть у чайника.

Дети: У него есть ручка, носик, крышка.

Восп.: Молодцы. А сейчас посмотрите сюда и скажите, чего нет у этого чайника?

Дети отвечают: Он без ручки, без носика, без крышки.

Восп.: Вот сейчас вам предстоит приделать к этому чайнику недостающие детали. Посмотрите на картинку и приступайте. А ты, Федора, наблюдай и нашим деткам помогай.

Дети выполняют задание.

6.Составление описательного рассказа о чайнике.

-Ребята, посмотрите, какой красивый чайник у вас получился, давайте мы с вами его опишем. Посмотрите все на свои чайники и отвечайте полным ответом. Что это?

- Какой он?

-Что есть у чайника?

-Для чего он нужен? Что в нём кипятят?

Ответы детей:

-Это чайник.

-Он красный.

-У него есть носик, ручка крышка. 

-В нём кипятят воду.

Восп: Верно. А теперь послушайте рассказ о чайнике.

Это чайник. Он красный. У него есть носик, ручка, крышка. В нём кипятят воду.

 Попробуйте повторить рассказ. Сначала скажите, что это, какого он цвета, перечислите, что у него есть. Потом объясните, для чего он нужен.

Дети с помощью воспитателя повторяют рассказ.

7. Игра: «Назови ласково».

-А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Назови ласково». Посуду мы Федоре нашли. А теперь назовём её ласково и вернём ей. Федора, ты тоже поиграй с нами, назови свою посуду ласково, может она, потом к тебе вернётся, простит тебя.

Восп. показывает посуду большого и маленького размера.

Восп.  предлагает детям встать в кружок и берёт мяч.

-Сейчас я буду бросать вам мяч и называть посуду, а вы будете ловить мяч, называть её ласково и возвращать мяч мне.

Дети называют предметы посуды, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (чайник- чайничек, тарелка-тарелочка, блюдце- блюдечко, чашка- чашечка.)

 Федора: Молодцы, ребятки, хорошо поиграли.

9.Рефлексивно-оценочная часть

 8. Окончание занятия. 

- А сейчас, ребятки, давайте вернём посуду Федоре. А ты, Федора, береги свою посуду, относись к ней бережно, вовремя её мой, держи в чистоте и в порядке.

Федора: Спасибо, ребятки, что помогли мне найти мою посуду. И за это я вас отблагодарю.

 

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

 И любить и уважать.

Дети возвращают посуду Федоре, а Федора их благодарит и дарит им сладости.

Восп.:Спасибо тебе, Федора, за подарки. Забирай свою посуду, помни наши наставления и советы.

(Федора уходит)

-Ребятки, понравилось вам занятие? А что именно понравилось? Расскажите.

Дети рассказывают.

-Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались, поаплодируйте себе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в средней группе для детей с нарушением зрения на тему "Путешествие в магазин игрушек"

Интеграция образовательных областей: Социализация; Коммуникация; Физическая культура....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе для детей с ОНР на тему «Весна».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе для детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (возраст детей 4-5 лет) Тема: «Путешествие в Волшебный лес»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе(возраст детей 4-5 лет)Тема: «Путешествие в Волшебный лес»Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста....