Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Тема «Составление рассказов по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Цель: формирование умений детей составлять рассказы по пейзажной картине

Задачи:1. развивать монологическую речь детей;

2)обогащать словарь образными выражениями, описывая медведей и окружающий пейзаж; продолжать формировать умение при составлении предложений, согласовании слов в роде, числе, падеже;

3) учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник; учить выделять оттенки цветов как средство выразительности;

4) воспитывать у детей интерес к произведениям изобразительного искусства.

Словарь: резвятся, лохматые шубки, первые утренние лучи, не рассеявшийся туман, вековые, непроходимый, забавные, глухой. дремучий, пейзаж, пейзажист.

Материал: картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», фрагменты картины: «лес», «медведи», картины: портреты, натюрморты, пейзажи, музыка В. Салманова «Утро в лесу», П. Чайковского «Июнь».

Ход занятия.

  1. Организационная часть

Звучит музыка В. Салманова «Утро в лесу».

Воспитатель: стихотворение И. Тургенева «Лесная тишь»

Лесная тишь! Лесная тишь! В глухой тени живых ветвей

Какой отрадой веешь ты! Ручей таинственный журчит.

Каким всесильным волшебством И солнца луч как бы сквозь сон

Ты будишь грёзы и мечты! Едва трепещет и молчит!

Воспитатель: поиграем в игру «Вопрос - ответ».

– Как вы думаете, о чем это стихотворение? (О природе).

- Удивительный мир, ребята, окружает нас – это мир природы.

-Уметь видеть её красоту помогает нам кто? Как вы думаете? (Художники, музыканты, композиторы).

- Каких музыкантов вы знаете?

- Каких поэтов вы знаете?

- Как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж).

- А художники, которые рисуют природу? (Пейзажисты).

- Каких художников-пейзажистов вы знаете?

- Где обычно находятся картины? (В музее).

Воспитатель: поиграем ещё в одну игру «Размести картины по жанрам».

- Скоро в соседнем музее откроется выставка, но сотрудники музея не успевают разместить картины в залах, поэтому они решили обратиться к вам за помощью. У вас на столах лежат репродукции картин. Если внимательно посмотреть на эти картины. то можно открыть много удивительных тайн. Сейчас я буду читать стихи, а вы попробуйте определить, к какому жанру живописи относится ваша картина.

1. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас или принц в плаще старинном, или вроде водолаз, лётчик или балерина, или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется. (Портрет)

- Если у кого-то есть репродукции портретов, пройдите и разместите их в этом зале.

2. Если видишь на картине чашку кофе на столе

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это. (Натюрморт)

3. Если видишь на картине нарисована река

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется. (Пейзаж)

- Молодцы, вы здорово справились с этим заданием!

Воспитатель: ещё одна игра и упражнение «Отгадай загадку», «Подбери определение», «Придумай предложение».

- Об удивительном мире природы немало придумано и загадок. Послушайте и отгадайте.

1. Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод

И конечно- комаров.

Там всегда полно чудес-

Я люблю прогулки. (В лес).

Выставляется иллюстрация «Лес», фрагмент картины И. Шишкина.

- Что можно сказать про лес, он какой? (Густой, дремучий, непроходимый, сосновый, темный и др.).

- Посмотрите на картинку и придумайте предложение.

(В густом лесу привольно и зверю и птице.

В густом дремучем лесу от бурь и от времени гибнут вековые деревья.

В лесу виден ещё не рассеявшийся туман.)

2. В чаще леса, где кругом

Тишина, да бурелом,

Ни одной где нет дороги

Сплю я зиму всю в берлоге. (Медведь).

(фрагмент картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»).

- Расскажите, какие медвежата? (Неуклюжие, озорные, шаловливые, лохматые, бурые и др.).

- Придумайте про них предложение.

(-На поляне резвятся неуклюжие медвежата в густых, лохматых шубках.

-Мама медведица внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат.

-Медвежата облюбовали поваленную сосну.)

- Ребята, а вам знакомы эти медвежата. этот лес? Где вы их уже видели? (На картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»).

- Вот и эта картина.

-В каком зале её нужно разместить?

В нашем музее ещё нет экскурсовода. Может быть кто-нибудь из вас попробует рассказать нам об этой картине. Поможет нам схема-подсказка. Давайте вспомним, что означают значки на схеме.

1. Название картины и её автор

2. Время года

3. Часть суток

4. Погода

5. Композиция

6. Краски

7. Твоё отношение

(Выслушать один рассказ).

Физкультминутка

Добрый лес, старый лес (Широко расставить руки в стороны).

Полон сказок и чудес.

В гости к мишке мы пойдем (Руки на пояс, повороты).

И друзей себе найдем.

Ждут нас на лесной опушке

Весёлые зверюшки (Шагают).

Тут веселые зайчата

Длинноухие ребята. (Показать «зайчика», ладошки прижать к голове)

А за ними шел медведь, (Руки полусогнуты в локтях, ладони соединены

Да как начал он реветь. (ниже пояса, ноги на ширине плеч, переступают

(вразвалочку).

Вот ползёт сороконожка (Двигаются друг за другом, держа руки на поясе

По тропинке на дорожку, (или на плечах впереди стоящего)

Спинка изгибается

Ползёт-переливается.

Воспитатель: проходим на свои места. Послушаем рассказы других ребят.

- Чей рассказ, вам понравился? Почему?

- Все ребята молодцы! Их было приятно и интересно слушать, их рассказы были заворожительными, словно мы сами оказались в этом глухом непроходимом лесу.

Воспитатель: сейчас мы попытаемся составить рассказ. (звучит музыка П. Чайковского «Июнь»).

Иван Иванович Шишкин – знаменитый русский художник-пейзажист, в народе его называли «лесной богатырь, «царь леса». Написал известную картину «Утро в сосновом лесу».

Это не просто глухой сосновый лес, а именно летнее утро.

На заднем плане полотна виден еще не рассеявшийся туман, легко порозовевшие верхушки громадных сосен.

На переднем плане картины художник изобразил медвежью семью, расположившуюся на краю оврага. Эти озорные, неуклюжие медвежата ловко передвигаются по упавшим, старым деревьям.

В картине Шишкина преобладают зеленые, голубые, ярко-желтые тона, которые создают впечатление только что проснувшейся от сна природы.

Мне очень нравится эта картина. Она приглашает любоваться красотой утренней природы в сосновом лесу.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии?

- О ком составляли рассказ?

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

- Чей рассказ вам больше всего понравился?

- Что вам показалось трудным?

- Я приготовила для вас раскраски с изображением медвежат.