Паспорт Адаптированного дидактического пособия "Кубики историй"
методическая разработка по логопедии

Представлен паспорт Адаптированного дидактического пособия "Кубики историй", направленного на овладение детьми навыками составления рассказов (описательных, повествовательных, творческих).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannoe_didakticheskoe_posobie.docx312.25 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«КУБИКИ ИСТОРИЙ»

IMG_20210115_144458

                                                     

Что такое «Кубики историй»?

«Кубики историй» (Rory’s Story cubes) – это популярная в мире настольная игра, основанная на использовании техники «сторителлинга» (storytelling), что в дословном переводе с английского звучит как рассказывание историй или искусство увлекательного рассказа.

В Ирландии в 2007 г. Рори О’Коннором впервые были придуманы «Кубики историй». Изначально они были изобретены как учебное пособие для развития креативности и навыка решения проблем. В самом начале своей задумки, Рори нанёс 54 изображения на кубик Рубика, и поворачивая стороны головоломки в случайном порядке, создавал тот или иной набор изображений на одной из сторон. Затем им же были созданы 9 разных кубиков и те же 54 изображения оказались на игральных кубиках, что сделало игру более наглядной и интересной.             

Существуют разные варианты игрового использования кубиков историй. Одним из самых популярных является следующий вариант. Игрок выбрасывает 9 кубиков. После этого составляет их в ряд и сочиняет историю, опираясь на изображения, расположенные на верхних гранях кубиков, начиная с первого. На девятом кубике история должна закончиться. Традиционно любая история начинается со слова «однажды…».

Возможности использования «Кубиков историй» в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи

Целью коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи является развитие связной самостоятельной речи детей. Недоразвитие связной речи детей дошкольного возраста приводит к трудностям освоения ими адаптированной образовательной программы дошкольного образования в целом а, в дальнейшем влияют на успешность детей не только в обучении, но и социализации.

         Особенностями связной речи детей с ОНР являются: нарушение связности и последовательности изложения, низкая информативность, бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка, пропуски смысловых звеньев и необоснованные повторы слов, паузы по тексту, незаконченность смыслового выражения мысли, необходимость в стимулирующей помощи. Характерна низкая мотивация к процессу рассказывания.

Для педагогов является актуальным подобрать такие педагогические средства, которые обеспечат достижение указанной цели с максимальной результативностью. Одним из таких средств может стать дидактическое пособие «Кубики историй». К сожалению, имеющиеся в продаже готовые наборы «кубиков историй» не адаптированы на детей дошкольного возраста, в том числе на детей с тяжелыми нарушениями речи ни по лексической наполняемости, ни по содержательной структуре рассказа, ни по качеству наглядного материала.   Учитывая непригодность применения данных наборов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, возникла потребность в создании адаптированного варианта данного пособия.

Модернизация оригинального варианта дидактического пособия «Кубики историй» предусматривала:

  • дополнение комплекта кубиков набором кубиков большого размера для расширения возможностей их использования в работе с детьми, начиная со средней группы;
  • размещение на гранях кубиков креплений для дидактических карточек;
  • адаптация изображений, расположенных на гранях кубиков, в сторону их упрощения, с учетом возрастных особенностей детей. Важно, чтобы изображения были понятными для детей дошкольного возраста;
  • изготовление комплектов дидактических карточек по различным лексическим темам.

Цель и задачи дидактического пособия «Кубики историй»

Цель: овладение детьми навыками составления рассказов (описательных, повествовательных, творческих) с помощью дидактического пособия «Кубики историй».

Задачи:

Обучающие:

  • показать детям способ составления рассказа, опираясь на наглядно-графический план посредством выстраивания цепочки из кубиков;
  • научить детей использовать дидактическое пособие «Кубики историй» при составлении описательных, повествовательных, творческих рассказов.

Коррекционно-развивающие:

  • уточнять, актуализировать, расширять словарь детей в рамках изучаемых лексических тем;  
  • развивать умение логично и последовательно излагать свои мысли с опорой на наглядную основу (наглядно-графический план, опорные картинки);
  • развивать умение продолжить рассказ за собеседником;
  • развивать умение внимательно слушать других;
  • совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в процессе создания коллективного рассказа;
  • формировать навыки сотрудничества.

Характеристика адаптированного варианта дидактического пособия «Кубики историй»

Адаптированный вариант дидактического пособия «Кубики историй» состоит из 2 комплектов кубиков. C:\Users\1673308\Desktop\ФОТО КУБИКИ\20201230_172530.jpg

Комплект № 1 – 10 кубиков, выполненных из дерматина, с плотным поролоновым наполнением, с размером грани 20х20см. На гранях кубиков размещены карманы, выполненные из тонкого прозрачного пластика, с размером стороны 18х18см. В комплект входят наборы дидактических карточек квадратной формы с размером стороны 16х16см, скомплектованные по различным лексическим темам. Комплект предназначен для использования при организации деятельности на полу либо стоя возле стола.C:\Users\1673308\Desktop\ФОТО КУБИКИ\20201230_173048.jpg

Комплект № 2 – 14 кубиков, выполненных из пластмассы, с размером грани 10х10см. На гранях кубиков размещены небольшие полоски липкой одежной ленты, обеспечивающие возможность крепления на них дидактического материала. В комплект кубиков входят наборы дидактических карточек квадратной формы с размером стороны 8х8см, скомплектованные по различным лексическим темам. На оборотной стороне каждой карточки размещено крепление (фрагмент липкой одежной ленты), с помощью которого карточки крепятся к граням кубиков. Комплект предназначен для организации деятельности на столе (сидя и стоя).

Лексическая тема

Иллюстративно-тематический материал

Фрукты

IMG_20210115_103827

Предметные картинки:

Кубик 1: яблоко, слива, банан, лимон, груша, апельсин; гранат, ананас, киви, абрикос, персик, манго.

Кубик 2: зелёный, синий, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый.

Кубик 3: овал, круг, треугольник.

Кубик 4: сладкий как конфета, горький как лук, кислый как лимон.

Кубик 5: варенье, пирог, джем, салат, сок, компот.

Кубик 6: дерево, трава.

Серии предметных картинок для составления повествовательных рассказов «Как мы в сад ходили», «Бабушкино варенье».

Овощи

IMG_20210115_102514

Предметные картинки:

Кубик 1: огурец, помидор, морковь, свёкла, капуста, лук; репа, кабачок, баклажан, горох, картофель, фасоль.

Кубик 2: зелёный, красный, оранжевый, жёлтый, бордовый, белый.

Кубик 3: овал, круг, треугольник.

Кубик 4: гладкий, шероховатый, пупырчатый.

Кубик 5: варенье, салат, сок, икра, оладьи, пирог.

Кубик 6: грядка, теплица.

Серия предметных картинок для составления творческого рассказа «В огороде».

Игрушки

IMG_20210115_105528

Предметные картинки:

Кубик 1: кукла, пирамидка, мяч, самолёт, грузовик, кубики.

Кубик 2: желтый, красный, синий, коричневый, чёрный, белый.

Кубик 3: мягкая, как перо; твёрдая, как камень: пластмассовая, резиновая, ватная, деревянная, металлическая, бумажная.

Кубик 4: голова, туловище, руки, ноги; стержень, кольца; кабина, хвост, крыша, нос, иллюминаторы; кузов, кабина, колёса; грани.

Кубик 5: катать, строить, бросать-ловить, качать, собирать, запускать.

Серия предметных картинок для составления повествовательного рассказа «В магазине игрушек».

Дикие животные

IMG_20210115_134941

Предметные картинки:

Кубик 1: лиса, волк, заяц, белка, медведь, ёж, кабан, лось, барсук.

Кубик 2: морды, рога, лапы, копыта, туловище, хвосты.

Кубик 3: мех, перо, чешуя, кожа, щетина.

Кубик 4: рыжий, серый, коричневый, белый, чёрный.

Кубик 5: шишка, мясо, ягода, трава, гриб, кора.

Кубик 6: дупло, логово, берлога, нора, лёжка, куст.

Кубик 7: лисёнок, волчонок, зайчонок, бельчонок, медвежонок, ежонок, поросёнок, лосёнок, барсучонок.

Серия предметных картинок для составления творческого рассказа «Лесное приключение».

Домашние животные

IMG_20210115_140205

Предметные картинки:

Кубик 1: кошка, собака, свинья, коза, овца, корова, кролик, лошадь:

Кубик 2: морды, рога, лапы, копыта, туловище, хвосты.

Кубик 3: мех, перо, чешуя, кожа, щетина.

Кубик 4: рыжий, серый, коричневый, белый, чёрный.

Кубик 5: трава, сено, рыба, мясо, овёс, овощи.

Кубик 6: дом, конура, свинарник, козлятник, овчарня, коровник, крольчатник, конюшня.

Кубик 7: котёнок, щенок, поросёнок, козлёнок, ягненок, теленок, крольчонок, жеребёнок.

Серия предметных картинок для составления повествовательного рассказа «Поездка на ферму».

Животные Севера

IMG_20210115_141408

Предметные картинки:

Кубик 1: песец, белый медведь, овцебык, северный олень, заяц-беляк, морж:

Кубик 2: морды, рога, лапы, копыта, туловище, хвосты.

Кубик 3: мех, перо, чешуя, кожа, щетина.

Кубик 4: рыжий, серый, коричневый, белый, чёрный.

Кубик 5: лишайник, мясо, рыба, трава.

Кубик 6: щенок, медвежонок, телёнок, оленёнок, зайчонок, моржонок.

Серия предметных картинок для составления творческого рассказа «Это случилось на Севере».

Транспорт

IMG_20210115_111407

Предметные картинки:

Кубик 1: автомобиль, поезд, грузовик, пароход, самолёт, автобус.

Кубик 2: 6 цветов в зависимости от картинок.

Кубик 3: Кузов, кабина, колёса, двери, крылья, окна (иллюминаторы).

Кубик 4: небо, вода, дорога, железная дорога, космос.

Кубик 5: водитель, машинист, капитан, пилот.

Кубик 6: бензин, электричество, керосин.

Серия предметных картинок для составления творческого рассказа «Необычная поездка».

Зима

IMG_20210115_123950

Предметные картинки:

Кубик 1: девочка, мальчик, Снежинка, Снегурочка, Снеговик, дети.

Кубик 2: зимний лес, двор, снежные горы, изба, дворец, снежная крепость.

Кубик 3: санки, сундук, клубок шерстяных ниток, подарок, мешок, рукавицы.

Кубик 4: пойти, побежать, увидеть, подарить, кататься.

Кубик 5: Снежная Королева, Дед Мороз, Заяц, Ёлочка, медвежонок Умка.

Кубик 6: вьюга, позёмок, снегопад, мороз, солнце, гололёд.

Зимующие птицы

IMG_20210115_113815

Предметные картинки:

Кубик 1: ворона, сорока, снегирь, воробей, синица, голубь.

Кубик 2: чёрный, красный, серый, белый, коричневый, жёлтый.

Кубик 3: перо, шерсть, чешуя.

Кубик 4: голова, туловище, крылья, хвост, лапы.

Кубик 5: зерно, сало, ягоды, семечки.

Серия предметных картинок для составления повествовательного рассказа «Поможем птицам зимовать».

Весна

IMG_20210115_123030

Предметные картинки:

Кубик 1: (погода солнечная, пасмурная, дождливая, ветряная, переменная, солнечная, но ветряная);

Кубик 2: девочка, мальчик, девочки, дети, братья, подруги.

Кубик 3: фотоаппарат, кораблик, сапоги, скворечник, зонт, лопата.

Кубик 4: весенний лес, огород, двор, поляна, деревня, сад.

Кубик 5: подснежник, лужа, сосульки (капель), ручеёк, почки, скворец.

Кубик 6: папа, дедушка, бабушка, мама, родители, друзья.

Перелётные птицы

IMG_20210115_112252

Предметные картинки:

Кубик 1: скворец, аист, журавль, грач, ласточка, трясогузка.

Кубик 2: чёрный, коричневый, красный, белый, серый, жёлтый.

Кубик 3: голова, шея, туловище, лапы (ноги), крылья, хвост.

Кубик 4: ходит, плавает, летает.

Кубик 5: личинки, дождевые черви, насекомые, лягушки и жабы, мыши, водоросли и растения.

Кубик 6: скворечник, грачиное гнездо на дереве, ласточкино гнездо под крышей, гнездо на крыше, гнездо журавля, гнездо трясогузки.

Серия предметных картинок для составления повествовательного рассказа «Предвестники весны».

Насекомые

IMG_20210115_115139

Предметные картинки:

Кубик 1: жук, муравей, кузнечик, комар, бабочка, оса.

Кубик 2: чёрный, коричневый, зелёный, белый, полосатый, разноцветный.

Кубик 3: голова, брюшко, ноги, усики, хоботок, крылья.

Кубик 4: нектар, растение, кровь, личинки, пыльца, мёд.

Кубик 5: прыгает, летает, ползает

Кубик 6: улей/гнездо, кора деревьев, муравейник, земля, трава, водоёмы.

Серия предметных картинок для составления творческого рассказа «Приключение муравья».

Первоцветы

IMG_20210115_100439_1

Предметные картинки:

Кубик 1: одуванчик, медуница, мать-и-мачеха, пролески, ландыш, подснежник.

Кубик 2: цветок, лепесток, стебель, листья, ветки, ствол.

Кубик 3: зелёный, синий, розовый, белый, коричневый, жёлтый.

Кубик 4: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Кубик 5: весна, лето, осень.

Кубик 6: лес, сад, луг.

Серия предметных картинок для составления творческого рассказа «Весенняя находка».

Лето

IMG_20210115_133343

Предметные картинки:

Кубик 1: дети, дедушка с внучкой, девочки, папа с сыном, бабушка с детьми, мальчик с девочкой.

Кубик 2: лес, луг, сад, поляна, роща.

Кубик 3: земляника, грибы, малина, редис, листья, одуванчики.

Кубик 4: ведро, корзина, рюкзак, руки, пакет, панама.

Кубик 5: ваза, есть, кастрюля, варенье, поделка, чашка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта к дидактическому оборудованию

Паспорта к дидактическому оборудованию позволят грамотно организовать психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально-одарённых детей и воспитанников с патологией зрения...

Паспорт проекта мини-музея "История часов"

"История часов" возник в соответствии с реализацией "Программы воспитания в детском саду". "Формирование элементарных математических представлений"-блок: ориентировка во времени....

Паспорт к дидактическому пособию по ФЭМП "Почтальон Математики"

Паспорт к дидактическому пособию по ФЭМП "Почтальон Математики"...

2020 Паспорт мини музея "Чайные истории"

Мини-музеи сегодня - это неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения. Создание мини-музея - это отражение интересов и проявление инициативы детей, ведь в создании музея принимают участ...

Паспорт проекта Тема: «От истории к современности» (формирование культурных народных практик у детей старшего возраста)

Организация культурных практик для формирования духовно-нравственных качеств ребенка, воспитания чувства патриотизма....

Паспорт проекта Тема: «От истории к современности»

Паспорт проектаТема: «От истории к современности»(формирование культурных народных практик у детей старшего возраста)В нашем обществе права ребенка рассматриваются отдельно от обязанностей...