Чтение и развитие речи
презентация для интерактивной доски по развитию речи

Быштак-оол Шончалай Мергеновна

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам с вами важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._chtenie_i_razvitie_rechi.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Чтение и развитие речи»

Слайд 2

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам с вами важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. « О’кей , Гугл, энгрибердс игра!» – громко говорит пятилетний мальчик в свой планшет. Глядя на эту картину, так и хочется сказать: «До чего дошел прогресс!». Современные гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) теперь можно увидеть в руках не только у взрослых, но и у малышей. Родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается !». В настоящее время развитие речи является одной из острых проблем в современном мире, т.к. неотъемлемой частью являются гаджеты Речь ребенка в большинстве случаев развивается стихийно (в семье, на улице при помощи СМК). Однако такая стихийная речь не всегда является правильной и иногда совсем не соответствует нормам речевой культуры, в речи детей можно услышать слова просторечия, жаргона или даже ругательные слова. Что может помочь научить детей красноречиво выражать свои мысли, правильно строить свои высказывания, пополнить активный словарный запас, развить эстетический вкус, воспитать правила хорошего поведения в обществе и семье? Давайте разбираться!

Слайд 3

1 2 3 7 6 5 4 9 8

Слайд 4

1 вопрос: «Как вместе с ребёнком учить наизусть стихи и песни?»

Слайд 5

2 вопрос: «Как и зачем обсуждать прочитанное с ребёнком?»

Слайд 6

3 вопрос: «Как объяснить ребёнку значение пословиц и поговорок?»

Слайд 7

4 вопрос: «Как помочь ребёнку построить сюжетный рассказ ?»

Слайд 8

5 вопрос: «Как развивать речь ребёнка во время прогулок?»

Слайд 9

6 вопрос: «Как сделать словарь ребёнка богатым ?»

Слайд 10

7 вопрос: «Как и зачем собирать семейную детскую библиотеку?»

Слайд 11

8 вопрос: «Что и как почитать с ребёнком перед сном ?»

Слайд 12

9 вопрос: «Как применить аудиокниги с пользой для развития ребёнка?»

Слайд 13

Далее 1.Как вместе с ребенком учить наизусть стихи и песни? Как разучивать наизусть стихотворение: С начала следует прочитать стихотворение; В ыяснить все непонятные слова и выражения; С нова прочитать стихотворение, но уже выразительно; П редложить ребенку через 2 минуты повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь; П редложить ребенку ещё раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещё раз; Ч ерез несколько часов вновь предложить ребенку прочитать стихотворение; П еред сном ещё раз предложить прочитать стихотворение; У тром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом Попросить это сделать ребенка .

Слайд 14

Вернуться назад 1.Как вместе с ребенком учить наизусть стихи и песни? Чтобы вместе с ребёнком учить наизусть песни, рекомендуется: • Подходить к процессу как к игре. Подбирать специальные детские песенки для малышей. • Объяснить все непонятные слова в тексте песни, чтобы ребёнок опирался не на механическое запоминание, а на смысловое. • Разделить песню на несколько частей и переходить от разучивания одной части к другой, когда предыдущая уже освоена. • Не утомлять ребёнка этим процессом. Если он не хочет заниматься, не торопить и не стремиться выучить всё до конца. • Демонстрировать музыкальный видеоклип или видеоряд • Читать текст несколько раз • Разучивать песни, играя несложный ритм также можно использовать мнемотаблицы , которые помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.

Слайд 15

Читать вместе с детьми прекрасно. Это налаживает контакт между родителем и ребенком, расширяет детский кругозор, гармонизирует психику. Но важно не только читать, но и обсуждать прочитанное. Ведь во время обсуждения мы часто касаемся тем, которые не поднимаем в обычной жизни. А чтобы родителям было легче выстроить структуру обсуждения, можно опираться на эти вопросы. «Почему?»: учимся рассуждать и выстраивать логические связи Первый вопрос, который мы задаем детям после прочтения истории, — почему? Почему герой так поступил? Почему он разозлился/заплакал/покраснел в этой ситуации? Почему все сложилось так, а не иначе? «Что ты почувствовал?»: развиваем эмоциональный интеллект «Если бы ты оказался в такой ситуации?..»: формируем модели поведения «Кто тебе понравился?»: узнаем о себе «А как бы ты изменил конец?»: размышляем о причинах. Вернуться назад 2.Как и зачем обсуждать прочитанное с ребенком?

Слайд 16

Вернуться назад 3. Как объяснить ребёнку значение пословиц и поговорок? Пословицы и поговорки вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний. В них восхваляются скромность, ум, трудолюбие, осуждаются лень, хвастовство и нерадивость. Объясните ребенку их значение: 1. Начните с пословиц и поговорок, которые содержат простые истины. Например; «Сделал дело – гуляй смело». Ребенок должен понимать, что эти выражения относятся к его повседневной жизни. 2. Объясните значение каждой пословицы или поговорки. 3. Используйте пословицы и поговорки в повседневной жизни. Например; «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь». Это поможет ребенку лучше понять их значение. 4 . Создавайте ассоциации, чтобы помочь ребенку запомнить пословицы и поговорки. 5. Играйте в игры, которые помогут ребенку лучше понять значение пословиц и поговорок. Например; «Угадай пословицу». 6. Читайте книги, содержащие пословицы и поговорки. Это поможет ребенку лучше понять значение этих выражений и использовать их в своей речи.

Слайд 17

Далее 4. Как помочь ребенку построить сюжетный рассказ? 1. Если на картине четко видно время года - описать его приметы. Например: Наступила холодная, морозная зима. Выпал снег. Деревья стоят в снежных шапочках, солнце светит, но не греет ... Даже если этих примет четко не видно, все равно описание дается. 2. Переход к самому содержанию картины рекомендуется начинать такими словами : однажды, как-то раз, в выходной день, в прекрасный солнечный день, в субботу... 3. Обязательно всем героям даются имена клички. Не рекомендуется называть героев сюжета - девочка, мальчик, собачка, кошка и т.п. 4. Все герои разговаривают, т.е. придумывается диалог для героев сюжета. Желательно передать интонацию разговора. Этот пункт рассказу дает эмоциональную окраску .

Слайд 18

Вернуться назад 5. Все герои действуют. Рекомендуется глагол «делает (делать)» не часто употреблять в содержании рассказа. 6. Очень важно "выйти" за содержание картины , т.е. придумать с ребёнком «что же было потом», «что же произошло с героями», «художник забыл нам нарисовать, но мы придумаем». Это творческий рассказ ребенка. Он может составлять 3-4 предложения. Но этот пункт очень важный. 7. И после всего этого даётся название картине (серии сюжетных картин) например, «Я назову свой рассказ...», «Мой рассказ называется…» и т.д. 8. Если на картине нет времени года, то рассказ составляется со второго пункта. И можно придумать 2-3 предложения о том, что было до самого действия на картине. 9. Рекомендуется составлять рассказ из 10 -12 предложений. 4. Как помочь ребенку построить сюжетный рассказ?

Слайд 19

Далее 5. Как развивать речь ребенка во время прогулок? Прогулки — естественная ситуация для обогащения словарного запаса, так как ребёнок сталкивается с различными звуками, запахами, цветами и предметами. Беседы • Комментировать всё вокруг: «Посмотри, какой красивый цветок!» или «Слышишь, как поют птицы?». Это поможет расширить словарный запас и активизировать внимание ребёнка. • Задавать вопросы: «Что это за цветок ?». Это способствует развитию логического мышления и активному использованию языка. Вести диалоги на разные темы: например, обсудить, какое место в парке ребёнку нравится больше всего и почему. Это поможет развивать навыки выражения своих мыслей. Игры • «Что вокруг?» — обращать внимание на всё, что видно: деревья и цветы, машины и птиц, разные предметы вокруг. Задавать вопросы: «Как называется это дерево?», Усложнять игру, добавляя описательные признаки: попросить найти что-то большое или маленькое, гладкое или шершавое. • «Какой? Какая? Какое?» — предложить ребёнку подобрать прилагательные к предметам вокруг. Например: солнце — яркое, горячее, летнее; трава — зелёная, мягкая, высокая; цветы — красивые, ароматные, нежные.

Слайд 20

Вернуться назад • «Сочиняем историю» — придумывать вместе истории о том, что видно. Спрашивать: «Куда спешит этот муравей?», «О чём поёт птичка?». Играть в «продолжение рассказа» — каждый добавляет по предложению, развивая сюжет. Наблюдения • Проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. • Вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града. Это развивает слуховое внимание. • Наблюдать за растениями: разглядывать вместе с ребёнком деревья, травку и цветочки, предлагать рассматривать разные листочки (клёна, берёзы, осины). 5. Как развивать речь ребенка во время прогулок?

Слайд 21

Вернуться назад 6. Как сделать словарь ребенка богатым? Стимулируйте развитие словаря посредством: • наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.); • рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов; • показа фильмов и последующего обсуждения; • чтения художественных произведений; • дидактических игр, словесно-логических упражнений. Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Слайд 22

Далее 7. Как и зачем собирать семейную детскую библиотеку ? Чтобы ребёнок привык к постоянному чтению книг, несомненно, в доме нужна детская библиотека. Как начинать собирать детскую библиотеку? Наверное, каждый найдёт для себя свои собственные ответы на этот вопрос. Но есть и основные правила, которые подходят всем. Вот некоторые из них: 1. Книги в домашней детской библиотеке должны быть размещены так, чтобы всегда были доступны ребёнку. 2. Основная часть детской библиотеки - лучшие образцы детской и классической литературы. 3. Книги в детскую библиотеку подбираются с учётом уровня развития ребёнка, но должны быть книги «на вырост». 4. Любимые книги, из которых ребёнок «вырос» остаются в домашней библиотеке. 5. В детской библиотеке должны быть представлены книги разных жанров, а не только те, которые нравятся взрослым .

Слайд 23

Вернуться назад 6. Ребёнку нужно давать возможность самому выбирать книги в домашнюю библиотеку. 7. В семье должна быть традиция - дарить книги на какие-либо праздники (Новый год, День рождения и т.д ). 8. У ребёнка с самого раннего возраста следует воспитывать трепетное отношение к книге: не разрешать книги рвать, бросать, рисовать на них, если только это не специально. 9. Кроме художественной, в детской библиотеке обязательно должны быть: справочная, энциклопедическая, научно-познавательная литература, а также атласы, карты, игры по мотивам литературных произведений и т.д. 10. И, конечно, книги для детской библиотеки подбираются красочные, иллюстрированные, на хорошей бумаге и с качественным переплётом. 7. Как и зачем собирать семейную детскую библиотеку?

Слайд 24

Вернуться назад 8. Что и как почитать с ребенком перед сном? Сказка на ночь – это общение с малышом на волшебном понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днём. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и тёплыми, как котёнок. Если Вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Что увидит во сне Ваше чадо – во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи – это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослыми и ребёнком. Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «почитать ещё». Тут уже не до сна, когда царевну волк унёс! Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А тёплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме!

Слайд 25

Далее 9. Как применить аудиокниги с пользой для развития ребенка? Прослушивание аудио сказок, кроме слухового восприятия стимулирует слуховую память и внимание, что позволяет осуществить комплексное развитие слуховых функций у детей . Аудио сказки не приковывают ребенка к экрану. Слушая их, ребенок может рисовать, лепить , строить башню из кубиков, собирать пазлы . Поездка в машине – идеальная ситуация для аудио сказки (Хочешь, не хочешь, а слушаешь). Интересный сюжет, мелодичные песни, приятные голоса – в следующий раз ребенок сам попросит «ту самую сказку». Аудио сказок должно быть много: никто никогда не предугадает, что может понравиться ребенку. При подборе сказок и их прослушивании важно, соблюдать следующие требования: начинать нужно с известных ребенку сказок и вот тут мультфильмы нам пригодятся! Достаточно пару раз показать мультфильм, а потом уже переходить к записям. После аудио версий мультфильмов можно переходить к аудио версиям любимых книжек ;

Слайд 26

Вернуться назад Польза аудио сказок не подлежит сомнению. Есть несколько аспектов, позволяющих это понять: • Прослушивание сказки помогает развить фантазию и воображение. Тут ребенок не найдет готовых образов, как в книжке на картинке или в мультфильме. • Помимо воображения, у ребенка формируется абстрактное мышление. После прослушивания аудио сказки необходимо попросить ребенка нарисовать то, что он услышал. • Во время проигрывания малыш концентрирует внимание. Чтобы прослушать всю сказку, крохе придется сосредоточиться. • Прослушивание любой вымышленной истории развивает речь. Текст всегда читает актер и делает это очень грамотно, интонационно выразительно. 9. Как применить аудиокниги с пользой для развития ребенка?

Слайд 27

Спасибо за ваше внимание, дорогие родители ! Идеальные родители - это часто недостижимый образ, созданный нами самими, основанный на стереотипах и ожиданиях общества. Конечно, родительство - это сложный путь, полный испытаний и радостей. И нет ничего более важного, чем просто позволить себе быть настоящими родителями - со всеми плюсами и минусами. И как воспитатель я от всей души хочу выразить вам свою искреннюю благодарность за ваших детей, которых вы доверяете нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль чтения в развитии речи детей

Литература  занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного, нравственного развития личности, играет огромную роль в развитии дет...

консультация "РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРА КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Театрализованная деятельность, разные виды театра не только способствуют развитию речи дошкольников, но и приобщает детей к художественной литературе......

Родительское собрание "Чтение и развитие речи"

Как помочь ребёнку построить рассказ по картине (серии картинок)?Обучение дошкольников работе с серией картинок следует начинать с 3-летнего возраста. Вначале детям предлагаются 2 картинки, а к 4 года...

Чтение как развитие речи у детей 2-3 лет

Чтение играет ключевую роль в развитии речи детей раннего возраста. В период от 2 до 3 лет малыши активно осваивают язык, увеличивают словарный запас и начинают строить более сложные фразы. Чтение кни...