Развитие фонематического слуха в разном возрасте.
консультация по развитию речи

У-Ти-Фа Светлана Владимировна

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у школьников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематического анализа и фонетического синтеза положительно влияет на становление всей речевой системы. (Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия, формирующий умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять себе звуковую структуру. Фонетический синтез - умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.)

Фонематические процессы включают в себя:

  • фонематический слух; ü фонематическое восприятие;
  • фонематические представления.

фонематический слух», включает в себя 3 речевые операции:

  • способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще Раннее выявление детей с общим недоразвитием речи и оказание им помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата.

Скорее всего, это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

«Фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:

  • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
  • осознание или подсчет количества звуков в слове

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

 

 Игры на развитие фонематического слуха:

2-4 года

  • «Что звучит?»

Поочередно постучать в барабан или бубен, попросить отвернуться и спросить, что звучало? Задание можно усложнить: поиграть на обоих инструментах и попросить показать, какой звучал предмет сначала, а какой – потом.

  • «Далеко-близко»

Попросить ребенка угадать, далеко ли мяукает котенок?

  • «Жмурки»

Взять колокольчик, попросить ребенка закрыть глаза, стать от него в стороне и тихо позвонить. Ребенок должен повернуться в сторону источника звука и с закрытыми глазами показать направление звука, потом открыть глаза и проверить себя. По мере роста игру можно усложнить: ребенок, не поворачиваясь, должен ответить на вопрос, где звенит: слева, справа, спереди, сзади, внизу, вверху.

  • «Волшебная палочка»

Сделать «волшебную палочку», попросить ребенка постучать по всем предметам в доме и запомнить их звучание, потом поменяться ролями – ребенок стучит, взрослый отгадывает.

  • «Чудо-звуки»

Послушать с ребенком звуки: скрип двери, звук шагов, телефон, звонок, свисток, шум воды, звук ложки о стакан, шелест страниц. Ребенок должен узнавать их звучание с закрытыми глазами. Сначала 1 звук, затем 2-3, постепенно довести до 7-10 звуков.

  • «Подскажи словечко»

Читать стихи, не договаривая последнее слово, ребенок должен его вставить.

  • «Узнай свой голос»

Записать на диктофон голоса знакомых, родных и близких, свой голос и голос ребенка. Послушать запись вместе, ребенок должен узнать свой голос.

  • «Коробочки»

В одинаковые коробочки положить разные наполнители, например, в 1 – пуговицы, во вторую – рис, в третью – горох, в третью – песок.  Ребенку предлагается встряхнуть, послушать и запомнить звучание каждого продукта, затем, найти пару каждой коробочке и отгадать, что в ней.

  • «Правильные слова»

Показывать картинки, но заменять первый звук: «мобака, хобака, собака, лобака». Попросить ребенка хлопнуть в ладоши. Когда услышит верный вариант

  • «Камертон»

Предложить ребенку проговаривать по слогам любое стихотворение и одновременно отстукивать его ритм.

 

4-6 лет

  • «Поймай звук»

Цель: развитие слухового внимания.

Произнести ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

  • «Зоркий глаз»

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

  • «Построим домик»

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

  • «Назови звук».

Цель: развитие слухового внимания.

Взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех слова: шуба, машина, малыш, сушка.

  • «Наряди ёлку».

Цель: научить детей определять позицию звука в слове.

Оборудование: трёхъярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.

Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.

  • «Найди нужное слово».

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

  • «Сложи звук».

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

  • «Скажи наоборот».

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

  • «Придумай слово»
    • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова заяц
    • Вспомни название домашнего животного, в названии которого был бы последний звук слова утка (корова, собака, кошка). 
    • Подбери слово, чтобы первый звук был бы - м, а последний - а.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей по теме "Роль развития фонематического слуха в дошкольном возрасте"

Роль развития фонематического слухав дошкольном взрасте Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Ребёнок с хорошо развитой...

Картотека игр на развитие фонематического слуха детей дошкольного возраста

В картотеке представлены игры на узнавание неречевых звуков; различения высоты, силы и тембра голоса; различение слов, близких по звуковому составу; различение слогов; различение звуков; анализ звуков...

Методическая разработка: «Картотека дидактических заданий для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»м

Одним из основных и важных критериев становления правильного звукопроизношения является наличие развитого фонематического слуха. Практика в коррекционной работе показывает, что несформированность фоне...