Картотека дидактических игр на развитие словаря
материал по развитию речи (средняя группа)
Картотека дидактических игр на развитие словаря
«Назови три слова»
Цель: активизация словаря, учить правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные.
Ход игры:
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить?
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать?
Что (кто) может скакать? И т. д.
«Что чем делают?»
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; употребление существительных в да-тельном падеже;
Ход игры:
На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим предметом можно делать.
Например: ребенок берет картинку – лопата и говорит: «Это лопата. Лопатой можно копать».
Игру можно провести в форме лото. Ведущий берет картинку и описывает действия, которые можно выполнить с данным пред-метом, а дети отгадывают: «Этим предметом можно копать (лопата). Этим предметом можно строгать доски (рубанок)».
«Расскажи о картинке»
Цель: обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.
Ход игры: В данной игре было использовано 2 варианта проведения. Подготовлены картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д. В первом варианте игры детям было дано задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета. Во втором варианте игры каждый ребенок получил карточку с рисунком. Необходимо было рассмотреть рисунок, назвать его и рассказать из каких частей изображенный предмет состоит.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры: Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...) и тд.
«Угадай предмет»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Отгадай предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
«Что общего»
Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.
Ход игры:
Объясните, что общее у предметов.
У 2 предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, муравей (животные).
У 3 предметов:
мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
«Подбери действия к предметам»
Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.
Ход игры:
Подберите как можно больше действий к предметам:
Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается;
мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;
слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;
вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;
лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;
огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;
карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;
цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;
яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;
медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;
дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает
«Игра в неделю»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Ход игры:
В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Взрослый предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»
Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.
«Что за чем?»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?
Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы.
Например,: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» - «Весна.
«А что за нею?»
«Сколько месяцев в году?»
«Назовите летние месяцы».
«Назовите первый месяц весны».
«Назовите последний месяц зимы».
«С какого месяца начинается осень?»
«Каким месяцем заканчивается осень?»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр на развитие словаря
«Назови три слова»
Цель: активизация словаря, учить правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные.
Ход игры:
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить?
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать?
Что (кто) может скакать? И т. д.
«Что чем делают?»
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; употребление существительных в да-тельном падеже;
Ход игры:
На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим предметом можно делать.
Например: ребенок берет картинку – лопата и говорит: «Это лопата. Лопатой можно копать».
Игру можно провести в форме лото. Ведущий берет картинку и описывает действия, которые можно выполнить с данным пред-метом, а дети отгадывают: «Этим предметом можно копать (лопата). Этим предметом можно строгать доски (рубанок)».
«Расскажи о картинке»
Цель: обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.
Ход игры: В данной игре было использовано 2 варианта проведения. Подготовлены картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д. В первом варианте игры детям было дано задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета. Во втором варианте игры каждый ребенок получил карточку с рисунком. Необходимо было рассмотреть рисунок, назвать его и рассказать из каких частей изображенный предмет состоит.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры: Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф...)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь...)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка...)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...) и тд.
«Угадай предмет»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Отгадай предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
«Что общего»
Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.
Ход игры:
Объясните, что общее у предметов.
У 2 предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, муравей (животные).
У 3 предметов:
мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
«Подбери действия к предметам»
Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.
Ход игры:
Подберите как можно больше действий к предметам:
Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается;
мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;
слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;
вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;
лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;
огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;
карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;
цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;
яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;
медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;
дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает
«Игра в неделю»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Ход игры:
В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Взрослый предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели, затем задает такие, например, вопросы: «Вторник, скажи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»
Аналогичным образом проводится игра в части сути, игра во времена года, в месяцы.
«Что за чем?»
Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?
Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы.
Например,: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» - «Весна.
«А что за нею?»
«Сколько месяцев в году?»
«Назовите летние месяцы».
«Назовите первый месяц весны».
«Назовите последний месяц зимы».
«С какого месяца начинается осень?»
«Каким месяцем заканчивается осень?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию словаря
Дидактические игры являются одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста. Данная картотека разработана по лексическим темам и будет удобна в работе воспитателя с детьми средн...
Картотека дидактических игр по развитию словаря
Картотека поможет педагогам по развитию словаря у дошкольников существительных, прилагательных и глаголов...

Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста).
Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста). Дидактические игры для детей среднего возраста:1. Тема: «Птицы»Д/и ...
Картотека дидактических игр по развитию словаря для младшего дошкольного возраста по теме «Домашние животные»
1. Д/и «Кто как голос подает?»Дидактическая задача: обогащать глагольный словарь по теме.Игровая задача: развивать память и речь детей.Игровой материал: карточки...

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста.
Целью игр является закрепление в речи детей употребления относительных, притяжательных прилагательных и способов их образования, слов-антонимов, развитие воображения, памяти....
Картотеки дидактических игр на развитие словаря дошкольников
Дидактические игры по развитию речи дошкольников...

