Запуск речи. Как помочь неговорящему ребенку заговорить.
учебно-методическое пособие по развитию речи

Оксана Николаевна Панюшкина

Многие родители сталкиваются с проблемой задержки речи у детей. Неговорящие дети требуют особого подхода и внимания. Данная статья посвящена методикам и рекомендациям, помогающим стимулировать развитие речи у ребенка, испытывающего трудности с вербальным общением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapusk_rechi.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Запуск речи. Как помочь неговорящему ребенку заговорить

Когда ребенок не говорит или говорит очень мало, это может вызывать беспокойство у родителей. Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе, но существуют эффективные способы стимулировать речевое развитие и помочь малышу раскрыть свой потенциал. Этот процесс называется "запуск речи".

Что такое запуск речи?

Запуск речи – это комплекс мер, направленных на формирование у ребенка желания и способности общаться с помощью слов. Это не просто обучение отдельным словам, а создание условий, в которых ребенок сам захочет использовать речь для выражения своих потребностей, эмоций и мыслей.

Когда стоит задуматься о запуске речи?

Если ваш ребенок:

  • Не произносит отдельные звуки или слоги к 1,5-2 годам.
  • Не использует жесты для привлечения внимания или выражения просьб.
  • Не реагирует на обращенную к нему речь.
  • Имеет ограниченный словарный запас (менее 10-15 слов к 2 годам).
  • Не пытается имитировать звуки или слова.

В таких случаях стоит обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду-дефектологу. Они помогут определить причины задержки речевого развития и разработать индивидуальный план занятий.

Игры для запуска речи у неговорящих детей. Волшебный мир общения

Игры – это самый естественный и эффективный способ для ребенка учиться и развиваться. Для запуска речи подойдут простые, но увлекательные игры, которые стимулируют взаимодействие и желание общаться. Главное – это ваша вовлеченность, терпение и позитивный настрой!

1. Игры на развитие понимания речи и имитации:

  • "Что это?": Показывайте ребенку знакомые предметы (мячик, машинка, кукла) и четко произносите их названия. Затем задавайте вопрос "Что это?" и ждите реакции. Если ребенок не отвечает, покажите еще раз и помогите произнести слово.
  • "Слушай и делай": Давайте простые инструкции: "Дай мячик", "Возьми куклу", "Покажи глазки". Начинайте с одного действия, постепенно усложняя.
  • "Повтори за мной": произносите простые звуки (агу, ба-ба, ма-ма) и слоги. Поощряйте ребенка повторять за вами. Используйте яркие игрушки или картинки, чтобы привлечь внимание.
  • "Звуки животных": Имитируйте звуки животных (мяу, гав, му). Показывайте картинки или игрушки животных и просите ребенка "сказать, как говорит кошка".

2. Игры на развитие коммуникации и взаимодействия:

  • "Прятки с игрушками": Спрячьте любимую игрушку ребенка за ширмой или под одеялом. Спросите: "Где мишка?". Когда ребенок найдет игрушку, помогите ему произнести ее название или хотя бы звук, связанный с ней.
  • "Поезд": Постройте "поезд" из стульев или подушек. Посадите ребенка в "вагон" и начните движение, произнося "Чух-чух!". Поощряйте ребенка присоединиться к звукам.
  • "Кормление игрушек": Используйте игрушечную посуду и еду. "Кормите" мишку или куклу, произнося "Ням-ням". Предложите ребенку "покормить" игрушку.
  • "Сортировка": предложите ребенку рассортировать игрушки по цвету или форме. Комментируйте свои действия: "Это красный кубик", "Это синий кубик".

3. Игры с использованием жестов и мимики:

  • "Покажи-расскажи": Используйте простые жесты для обозначения действий: "Дай", "На", "Еще". Сопровождайте жесты словами.
  • "Эмоции": Показывайте разные эмоции на своем лице (радость, грусть, удивление) и просите ребенка повторить. Связывайте эмоции с ситуациями.

Важные принципы при запуске речи:

  • Создайте позитивную атмосферу: Играйте с удовольствием, будьте терпеливы

и не давите на ребенка. Ваша радость и энтузиазм заразительны!

  • Говорите четко и медленно: произносите слова и фразы отчетливо, с правильной артикуляцией. Избегайте сюсюканья.
  • Используйте наглядность: Картинки, игрушки, реальные предметы – все это помогает ребенку лучше понять смысл слов.
  • Повторяйте: Многократное повторение слов и фраз в разных контекстах закрепляет их в памяти ребенка.
  • Поощряйте любые попытки: даже если ребенок издает лишь невнятный звук или жест, который вы интерпретируете как попытку общения, обязательно отреагируйте положительно. Похвала и внимание – мощные стимулы.
  • Создавайте ситуации для общения: не ждите, пока ребенок сам попросит. Предлагайте ему выбор, задавайте вопросы, даже если он не может ответить. Например, показывая два фрукта, спросите: "Что будешь: яблоко или грушу?".
  • Используйте "речевые паузы": после того, как вы произнесли слово или фразу, сделайте небольшую паузу, давая ребенку возможность отреагировать.
  • Не сравнивайте с другими детьми: Каждый ребенок уникален. Сосредоточьтесь на прогрессе вашего малыша.
  • Сотрудничайте со специалистами: Логопед, дефектолог, невролог – это ваши союзники. Следуйте их рекомендациям и регулярно посещайте консультации.

Когда ждать результатов?

Запуск речи – это процесс, который требует времени и последовательности. Не стоит ожидать мгновенных результатов. Главное – это постоянное взаимодействие и создание благоприятной среды для развития. Первые успехи могут проявляться в виде:

  • Увеличения количества звуков и слогов.
  • Появления первых осмысленных слов.
  • Улучшения понимания обращенной речи.
  • Более активного использования жестов и мимики.
  • Появления желания привлечь ваше внимание.

Важно помнить:

Если вы обеспокоены речевым развитием вашего ребенка, не откладывайте визит к специалистам. Раннее выявление и коррекция проблем значительно повышают шансы на успешное речевое развитие. Запуск речи – это совместное путешествие родителя и ребенка, полное открытий и маленьких побед. Ваша любовь, терпение и правильные игры станут ключом к тому, чтобы ваш малыш заговорил и смог выразить весь свой удивительный внутренний мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь неговорящему ребенку?

Материал для консультаций родителей "Как помочь неговорящему ребенку?" ....

Как помочь неговорящему ребенку?

консультация для родителей...

Как помочь неговорящему ребенку!

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с «безречевыми» детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет ло...

«Как помочь неговорящему ребенку».

laquo;Как помочь неговорящему ребенку».        В последе время, придя на консультацию к логопеду, очень часто родители одинаково описывают свои жалобы, что активный сло...

Консультация для педагогов " Как помочь невербальному ребенку заговорить".

Не так давно исследователи опубликовали обнадеживающие данные о том, что даже после возраста четырех лет у многих невербальных детей с аутизмом развивается речь. В данной статье приводятся семь...

КАКИЕ ИГРЫ ПОМОГУТ НЕГОВОРЯЩЕМУ РЕБЕНКУ ЗАГОВОРИТЬ?

Все понимают важность развития мелкой моторики и логопедических занятий с неговорящими малышами. Но очень часто лепка, нанизывание бус, рисование вызывает переутомление у таких детишек. А как следстви...