КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

ЦЕЛЬ НОД:

  • Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

 

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Совершенствовать умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования);
  • Совершенствовать навыки и умения работать со схемой;
  • Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи, внимание, память;
  • Развивать общую и мелкую моторики; общие речевые навыки;
  • Развивать двигательную активность, интонационную и мимическую выразительности;
  • Совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ  ЗАДАЧИ:

  •  Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии;
  • Воспитывать способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • Наглядный  (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность); 
  • Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, магнитофон, аудиозапись «звуки моря, ветра», цветы со слогами, мяч

 

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.                               

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Организационный момент: 

Логопед: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся. Дети садятся на стулья

 Введение в тему занятия:

 Логопед: Ребята, что это за звук? (Ветер). Он все усиливается! Что это он принес? (Письмо) Давайте прочитаем!

- “Помогите!  На нашем острове Правильной речи произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить!  Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».

                                                                                 Королева Правильной речи.

- Здесь приложена карта!

-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Скажите, какие звуки мы называем гласными?

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

- От гласных звуков зависит громкость, красота нашей речи.

- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?

-Чем обозначаются звуки речи на письме?

- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле. 

Помоги нам, ветерок,

Паруса надуй, дружок!

- Давайте, поможем ветру!

Дыхательная гимнастика Ветерок

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу

(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу

(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо

(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх

(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака

(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю

(круговые движения руками).


Логопед: Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву!

-Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

-Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

-Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

-Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту…(слово).

-Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я …(предложение).

- Вы правильно отгадали загадки. Но Пират приготовил еще одно испытание.

Игра «Назови первый звук»

Нужно определить первый звук в слове и обозначить его соответствующим символом. Дети выполняют задание

Логопед: И еще одно задание. Нужно назвать животных, которые могут жить на острове. Мы справились со всеми заданиями и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).

Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)

Логопед: Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук  [Зь].

- Молодцы! Ну, снова в путь!                                                           

Логопед: Следующий остров - ОСТРОВ СЛОЖНЫХ СЛОВ.                                     

Игра с мячом «Сложные слова» - активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление

Логопед: Я называю сложные слова, а вы мне отвечаете, что они означают:

- Водопад – вода падает.

- Звездопад – звёзды падают.

 - Ледоход – лёд ходит по реке.

- Пылесос – пыль сосёт.

- Мясорубка – мясо рубит.

Назовите сложное слово:

Судно, для прохода сквозь льды? Ледокол

Кто ловит рыбу? – Рыболов

Кто разводит пчел? – Пчеловод

- Кто разводит сады? (Садовод)

Соберите слово:

«Снег» и «ходит» (Снегоход)

Пешком» и «ходит» (Пешеход)

«Сам» и «летает» (Самолёт)

- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У! (на экране появляется буква – У).

Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)

Логопед: Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.

Я  ДАЮ ЗАДАНИЕ  ВАМ:

ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!

СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...

ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!

ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.

-  Сколько слогов в слове?

Логопед: Но это еще не все. Вам нужно составить слова.

Игра «Собери цветы»

Чтобы слово вам узнать

Цветочки нужно собирать.

Цветы по цвету собирайте

И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Логопед: Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – К).

Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)

Логопед: Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:

КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.

ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.

СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.

- Назовите предложение. Составьте схему предложения. Сколько слов в предложении?  Назовите первое слово, второе, третье…

- Молодцы! (на экране появляется буква – В).

    Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).

 

Логопед:  Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега. Но что я вижу! Это  же крабы!

Пальчиковая гимнастика «Краб» (Железнова Е. «Пальчиковые игры»).

        

Логопед: Наш корабль причалил к берегу. Что это? (Сундук). Но как его открыть? (Нужно из букв выложить слово). Какое слово получилось?

Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.

Логопед: Сколько букв в слове? Сколько звуков в слове? Составьте схему слова ЗВУК. В этом вам поможет таблица- помощница.

Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»

- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).

- Каким символом его обозначим?

- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ЗВУК.

Ребят встречает Королева острова Правильной речи.

Логопед: Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и жители этого острова - Звуковички. Они очень рады   освобождению. Благодарят вас за помощь. Заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться.

Упражнение –релаксация «Море»

Встаньте возле стула. Послушайте шум моря. Представьте, как мы плывем на корабле и наш корабль качается на волнах. Закройте глаза. Представьте, как мимо пролетают чайки, проплывают дельфины. Вспомните что вы видели на островах. Насладитесь шумом моря.

Логопед: Вот мы и в детском саду. Вас не напугали трудные задания Злого Пирата? Какое задание показалось самым трудным?  Вы оказались смелыми и отважными моряками. Я благодарю вас. Спасибо!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie1.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ НОД:

  • Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Совершенствовать умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования);
  • Совершенствовать навыки и умения работать со схемой;
  • Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи, внимание, память;
  • Развивать общую и мелкую моторики; общие речевые навыки;
  • Развивать двигательную активность, интонационную и мимическую выразительности;
  • Совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ  ЗАДАЧИ: 

  •  Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии;
  • Воспитывать способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • Наглядный  (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);  
  • Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, магнитофон, аудиозапись «звуки моря, ветра», цветы со слогами, мяч

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.                               

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:  

Логопед: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся. Дети садятся на стулья

 Введение в тему занятия:

 Логопед: Ребята, что это за звук? (Ветер). Он все усиливается! Что это он принес? (Письмо) Давайте прочитаем!

- “Помогите!  На нашем острове Правильной речи произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить!  Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».

                                                                                 Королева Правильной речи.

- Здесь приложена карта!

-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Скажите, какие звуки мы называем гласными?

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

- От гласных звуков зависит громкость, красота нашей речи.

- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?

-Чем обозначаются звуки речи на письме?

- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.  

Помоги нам, ветерок,

Паруса надуй, дружок!

- Давайте, поможем ветру!

Дыхательная гимнастика Ветерок

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу

(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу

(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо

(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх

(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака

(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю

(круговые движения руками).


Логопед: Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву!

-Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

-Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

-Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

-Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту…(слово).

-Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я …(предложение).

- Вы правильно отгадали загадки. Но Пират приготовил еще одно испытание.

Игра «Назови первый звук» 

Нужно определить первый звук в слове и обозначить его соответствующим символом. Дети выполняют задание

Логопед: И еще одно задание. Нужно назвать животных, которые могут жить на острове. Мы справились со всеми заданиями и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).

Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)

Логопед: Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук  [Зь].

- Молодцы! Ну, снова в путь!        

                                                         

Логопед: Следующий остров - ОСТРОВ СЛОЖНЫХ СЛОВ.                                      

Игра с мячом «Сложные слова» - активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление

Логопед: Я называю сложные слова, а вы мне отвечаете, что они означают:

- Водопад – вода падает.

- Звездопад – звёзды падают.

 - Ледоход – лёд ходит по реке.

- Пылесос – пыль сосёт.

- Мясорубка – мясо рубит.

Назовите сложное слово:

Судно, для прохода сквозь льды? Ледокол

Кто ловит рыбу? – Рыболов

Кто разводит пчел? – Пчеловод

- Кто разводит сады? (Садовод)

Соберите слово:

«Снег» и «ходит» (Снегоход)

Пешком» и «ходит» (Пешеход)

«Сам» и «летает» (Самолёт)

- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У! (на экране появляется буква – У).

Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)

Логопед: Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.

Я  ДАЮ ЗАДАНИЕ  ВАМ:

ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!

СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...

ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!

ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.

-  Сколько слогов в слове?

Логопед: Но это еще не все. Вам нужно составить слова.

Игра «Собери цветы»

Чтобы слово вам узнать

Цветочки нужно собирать.

Цветы по цвету собирайте

И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Логопед: Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – К).

Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)

Логопед: Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:

КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.

ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.

СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.

- Назовите предложение. Составьте схему предложения. Сколько слов в предложении?  Назовите первое слово, второе, третье…

- Молодцы! (на экране появляется буква – В).

    Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).

Логопед:  Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега. Но что я вижу! Это  же крабы!

Пальчиковая гимнастика «Краб» (Железнова Е. «Пальчиковые игры»).

         

Логопед: Наш корабль причалил к берегу. Что это? (Сундук). Но как его открыть? (Нужно из букв выложить слово). Какое слово получилось?

Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.

Логопед: Сколько букв в слове? Сколько звуков в слове? Составьте схему слова ЗВУК. В этом вам поможет таблица- помощница.

Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»

- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).

- Каким символом его обозначим?

- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).

- Каким символом его обозначим?

- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ЗВУК.

Ребят встречает Королева острова Правильной речи.

Логопед: Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и жители этого острова - Звуковички. Они очень рады   освобождению. Благодарят вас за помощь. Заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться.

 

Упражнение –релаксация «Море»

Встаньте возле стула. Послушайте шум моря. Представьте, как мы плывем на корабле и наш корабль качается на волнах. Закройте глаза. Представьте, как мимо пролетают чайки, проплывают дельфины. Вспомните что вы видели на островах. Насладитесь шумом моря.

Логопед: Вот мы и в детском саду. Вас не напугали трудные задания Злого Пирата? Какое задание показалось самым трудным?  Вы оказались смелыми и отважными моряками. Я благодарю вас. Спасибо!

                       

-Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

-Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

-Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

-Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту…(слово).

-Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я …(предложение).

Я  ДАЮ ЗАДАНИЕ  ВАМ:

ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!

СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...

ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!

ДИЛ-КРО-КО,     РУ-КЕН-ГУ,     РАФ-ЖИ,     БРА-ЗЕ.

- “Помогите!  На нашем острове Правильной речи произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить!  Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».

                                                                                 Королева Правильной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового праздника в старшей и подготовительной группах: «Путешествие в страну Правильной речи»

Цели и задачи праздника:1.Совершенствование красивой и грамотной речи, четкого произношения звуков и слов.2.Совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных с числительными; ...

Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"

Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"...

Конспект занятя по развитию речи в подготовительной групее "Путешествие на остров правильной речи"

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Путешествие на остров правильной речи...

Конспект занятия в подготовительной группе " Путешествие в страну правильной речи"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну првильной речи"...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Правильной речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в Страну Правильной Речи»

Конспект открытого занятия  по развитию речи в подготовительной группе:  «Путешествие в Страну  Правильной Речи»...