КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
ЦЕЛЬ НОД:
- Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
- Совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования);
- Совершенствовать навыки и умения работать со схемой;
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи, внимание, память;
- Развивать общую и мелкую моторики; общие речевые навыки;
- Развивать двигательную активность, интонационную и мимическую выразительности;
- Совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии;
- Воспитывать способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, магнитофон, аудиозапись «звуки моря, ветра», цветы со слогами, мяч
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Логопед: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. Дети садятся на стулья
Введение в тему занятия:
Логопед: Ребята, что это за звук? (Ветер). Он все усиливается! Что это он принес? (Письмо) Давайте прочитаем!
- “Помогите! На нашем острове Правильной речи произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».
Королева Правильной речи.
- Здесь приложена карта!
-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- От гласных звуков зависит громкость, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
-Чем обозначаются звуки речи на письме?
- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.
Помоги нам, ветерок,
Паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру!
Дыхательная гимнастика Ветерок
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу
(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх
(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака
(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю
(круговые движения руками).
Логопед: Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву!
-Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
-Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
-Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
-Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
-Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).
- Вы правильно отгадали загадки. Но Пират приготовил еще одно испытание.
Игра «Назови первый звук»
Нужно определить первый звук в слове и обозначить его соответствующим символом. Дети выполняют задание
Логопед: И еще одно задание. Нужно назвать животных, которые могут жить на острове. Мы справились со всеми заданиями и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).
Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)
Логопед: Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук [Зь].
- Молодцы! Ну, снова в путь!
Логопед: Следующий остров - ОСТРОВ СЛОЖНЫХ СЛОВ.
Игра с мячом «Сложные слова» - активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление
Логопед: Я называю сложные слова, а вы мне отвечаете, что они означают:
- Водопад – вода падает.
- Звездопад – звёзды падают.
- Ледоход – лёд ходит по реке.
- Пылесос – пыль сосёт.
- Мясорубка – мясо рубит.
Назовите сложное слово:
Судно, для прохода сквозь льды? Ледокол
Кто ловит рыбу? – Рыболов
Кто разводит пчел? – Пчеловод
- Кто разводит сады? (Садовод)
Соберите слово:
«Снег» и «ходит» (Снегоход)
Пешком» и «ходит» (Пешеход)
«Сам» и «летает» (Самолёт)
- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У! (на экране появляется буква – У).
Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)
Логопед: Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.
Я ДАЮ ЗАДАНИЕ ВАМ:
ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!
СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...
ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!
ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.
- Сколько слогов в слове?
Логопед: Но это еще не все. Вам нужно составить слова.
Игра «Собери цветы»
Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.
Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
Логопед: Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – К).
Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)
Логопед: Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
- Назовите предложение. Составьте схему предложения. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье…
- Молодцы! (на экране появляется буква – В).
Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).
Логопед: Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега. Но что я вижу! Это же крабы!
Пальчиковая гимнастика «Краб» (Железнова Е. «Пальчиковые игры»).
Логопед: Наш корабль причалил к берегу. Что это? (Сундук). Но как его открыть? (Нужно из букв выложить слово). Какое слово получилось?
Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.
Логопед: Сколько букв в слове? Сколько звуков в слове? Составьте схему слова ЗВУК. В этом вам поможет таблица- помощница.
Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»
- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ЗВУК.
Ребят встречает Королева острова Правильной речи.
Логопед: Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и жители этого острова - Звуковички. Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь. Заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться.
Упражнение –релаксация «Море»
Встаньте возле стула. Послушайте шум моря. Представьте, как мы плывем на корабле и наш корабль качается на волнах. Закройте глаза. Представьте, как мимо пролетают чайки, проплывают дельфины. Вспомните что вы видели на островах. Насладитесь шумом моря.
Логопед: Вот мы и в детском саду. Вас не напугали трудные задания Злого Пирата? Какое задание показалось самым трудным? Вы оказались смелыми и отважными моряками. Я благодарю вас. Спасибо!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ НОД:
- Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
- Совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования);
- Совершенствовать навыки и умения работать со схемой;
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи, внимание, память;
- Развивать общую и мелкую моторики; общие речевые навыки;
- Развивать двигательную активность, интонационную и мимическую выразительности;
- Совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность на занятии;
- Воспитывать способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, магнитофон, аудиозапись «звуки моря, ветра», цветы со слогами, мяч
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Логопед: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. Дети садятся на стулья
Введение в тему занятия:
Логопед: Ребята, что это за звук? (Ветер). Он все усиливается! Что это он принес? (Письмо) Давайте прочитаем!
- “Помогите! На нашем острове Правильной речи произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».
Королева Правильной речи.
- Здесь приложена карта!
-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- От гласных звуков зависит громкость, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
-Чем обозначаются звуки речи на письме?
- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.
Помоги нам, ветерок,
Паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру!
Дыхательная гимнастика Ветерок
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу
(повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо
(голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх
(голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака
(опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю
(круговые движения руками).
Логопед: Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву!
-Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
-Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
-Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
-Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
-Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).
- Вы правильно отгадали загадки. Но Пират приготовил еще одно испытание.
Игра «Назови первый звук»
Нужно определить первый звук в слове и обозначить его соответствующим символом. Дети выполняют задание
Логопед: И еще одно задание. Нужно назвать животных, которые могут жить на острове. Мы справились со всеми заданиями и получили первую букву (на экране появляется первая буква – З).
Дети получают букву З. (Выставляется на фланелеграфе)
Логопед: Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З] и звук [Зь].
- Молодцы! Ну, снова в путь!
Логопед: Следующий остров - ОСТРОВ СЛОЖНЫХ СЛОВ.
Игра с мячом «Сложные слова» - активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление
Логопед: Я называю сложные слова, а вы мне отвечаете, что они означают:
- Водопад – вода падает.
- Звездопад – звёзды падают.
- Ледоход – лёд ходит по реке.
- Пылесос – пыль сосёт.
- Мясорубка – мясо рубит.
Назовите сложное слово:
Судно, для прохода сквозь льды? Ледокол
Кто ловит рыбу? – Рыболов
Кто разводит пчел? – Пчеловод
- Кто разводит сады? (Садовод)
Соберите слово:
«Снег» и «ходит» (Снегоход)
Пешком» и «ходит» (Пешеход)
«Сам» и «летает» (Самолёт)
- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У! (на экране появляется буква – У).
Дети получают букву У. (Выставляется на фланелеграфе)
Логопед: Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.
Я ДАЮ ЗАДАНИЕ ВАМ:
ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!
СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...
ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!
ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.
- Сколько слогов в слове?
Логопед: Но это еще не все. Вам нужно составить слова.
Игра «Собери цветы»
Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.
Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
Логопед: Молодцы! Вы справились! (на экране появляется буква – К).
Дети получают букву К (выставляется на фланелеграфе)
Логопед: Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
- Назовите предложение. Составьте схему предложения. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье…
- Молодцы! (на экране появляется буква – В).
Дети получают букву В (выставляется на фланелеграфе).
Логопед: Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта). Он находится на побережье Острова Правильной речи. Поплывем вдоль берега. Но что я вижу! Это же крабы!
Пальчиковая гимнастика «Краб» (Железнова Е. «Пальчиковые игры»).
Логопед: Наш корабль причалил к берегу. Что это? (Сундук). Но как его открыть? (Нужно из букв выложить слово). Какое слово получилось?
Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается), звуки рассыпаются из сундука.
Логопед: Сколько букв в слове? Сколько звуков в слове? Составьте схему слова ЗВУК. В этом вам поможет таблица- помощница.
Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК»
- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ЗВУК.
Ребят встречает Королева острова Правильной речи.
Логопед: Ребята, нас встречает Королева острова Правильной речи и жители этого острова - Звуковички. Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь. Заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться.
Упражнение –релаксация «Море»
Встаньте возле стула. Послушайте шум моря. Представьте, как мы плывем на корабле и наш корабль качается на волнах. Закройте глаза. Представьте, как мимо пролетают чайки, проплывают дельфины. Вспомните что вы видели на островах. Насладитесь шумом моря.
Логопед: Вот мы и в детском саду. Вас не напугали трудные задания Злого Пирата? Какое задание показалось самым трудным? Вы оказались смелыми и отважными моряками. Я благодарю вас. Спасибо!
-Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
-Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
-Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
-Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
-Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).
Я ДАЮ ЗАДАНИЕ ВАМ:
ВСЁ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ!
СО СЛОГАМИ НЕТ ТУТ ЛАДА...
ПЕРЕСТАВЬТЕ ВСЁ КАК НАДО!
ДИЛ-КРО-КО, РУ-КЕН-ГУ, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.
- “Помогите! На нашем острове Правильной речи произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки».
Королева Правильной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового праздника в старшей и подготовительной группах: «Путешествие в страну Правильной речи»
Цели и задачи праздника:1.Совершенствование красивой и грамотной речи, четкого произношения звуков и слов.2.Совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных с числительными; ...

Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"
Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"...
Конспект занятя по развитию речи в подготовительной групее "Путешествие на остров правильной речи"
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Путешествие на остров правильной речи...

Конспект занятия в подготовительной группе " Путешествие в страну правильной речи"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну првильной речи"...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Правильной речи»
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в Страну Правильной Речи»
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в Страну Правильной Речи»...
