От диалога к монологу. Как помочь ребёнку пересказывать, составлять рассказы и описывать предметы
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Советы для родителей по развитию связной речи у ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей         

   От диалога к монологу. Как помочь ребёнку пересказывать, составлять рассказы и описывать предметы

                                                                        Подготовила учитель-логопед

                                                   Шумайлова Е.В.

Умение связно рассказывать – это не просто «красивые слова». Это фундамент для успешной учебы в школе! Оно показывает, как ребенок умеет:

  • Логически мыслить: видеть причину и следствие.
  • Последовательно излагать: рассказывать по порядку.
  • Владеть речью: использовать разные слова и правильно строить предложения.

Как же пройти путь от простых ответов на ваши вопросы (диалог) к самостоятельному, развернутому рассказу ребенка (монолог)? Вот практические шаги и примеры:

1. Учимся описывать предметы (От простого к сложному)

  • Начинаем с любимого: Возьмите знакомый предмет: мячик, любимую машинку, яблоко, шапку.
  • Исследуем вместе: рассмотрите, потрогайте, понюхайте (если уместно).
  • Задаем вопросы по схеме (Помощь-подсказка):
  • Что это? ("Это мяч. Это игрушка.")
  • Какой? (Цвет, размер, материал: "Красный, круглый, резиновый.")
  • Что есть? (Части: "У мяча полоски, у яблока - хвостик, кожура.")
  • Что с ним делают? ("Мяч бросают, яблоко едят.")
  • Нравится? Почему? ("Да, мяч прыгучий, яблоко вкусное.")

      Даем образец: говорите сами просто и четко: "Смотри, это мой мяч. Он красный с синими полосками и круглый. Он резиновый, поэтому хорошо прыгает. Я люблю в него играть!" Или: "Это яблоко. Оно большое, красное и гладкое. У него маленький хвостик. Яблоко очень вкусное и сочное. Я люблю яблоки."

  • Играем в "Угадай-ка":
  • Вы описываете предмет в мешочке (или просто прячете): "Он круглый, резиновый, хорошо прыгает, им играют ногой..." Ребенок угадывает: "Мяч!"
  • Потом меняетесь: ребенок описывает (помогайте вопросами), вы угадываете.
  • Усложняем: сравниваем два предмета: "Чем похожи мяч и яблоко?" (Оба круглые). "Чем отличаются?" (Мяч резиновый, им играют. Яблоко съедобное, растет на дереве).

2. Составляем рассказ по картинке (От одной картинки к серии)

  • Выбираем картинку: Начинайте с ОДНОЙ простой картинки (мальчик поливает цветок, кошка спит на диване, дети лепят снеговика). Позже – серии из 2-3 картинок ("Мальчик упал» «Плачет» «Мама пожалела"), затем из 4-6.
  • Рассматриваем и обсуждаем:
  • "Кто (что) на картинке?" (Мальчик, лейка, цветок).
  • "Что делает?" (Мальчик поливает цветок. Вода льется из лейки).
  • "Где это?" (На клумбе. Во дворе. Дома на подоконнике).
  • "Какое время года/дня?" (Лето, день – если видно солнце, цветы).
  • "Какое настроение?" (Мальчик довольный, старательный. Цветок радуется).
  • "Почему он это делает? Что было до этого? Что будет потом?" (Цветок засох, его надо полить. До этого мальчик налил воду. Потом цветок вырастет красивым).
  • Вопросы для связности: "Что мальчик делает сначала?" (Берет лейку). "Что потом?" (Наливает воду). "Что делает теперь?" (Поливает цветок). "Зачем?" (Чтобы цветок не завял). "Чем закончится?" (Цветок будет расти и цвести).
  • Даем образец: Составьте короткий рассказ: "Это мальчик Петя. Он стоит во дворе на клумбе. На улице лето. Петя взял лейку и поливает цветы. Цветы тянут свои головки к солнышку и радуются воде. Петя заботится о растениях."
  • Помогаем ребенку: если трудно, стройте рассказ вместе по вопросам:
  • Вы: "Скажи: 'Мальчик...'"
  • Ребенок: "...Петя."
  • Вы: "Он..."
  • Ребенок: "...во дворе."
  • Вы: "Петя..."
  • Ребенок: "...поливает цветы." и т.д.
  • Серии картинок (ОЧЕНЬ важно!):
  • Сначала ВМЕСТЕ разложите картинки по порядку: "Что случилось сначала? Что потом? Чем закончилось?"
  • Обсуждайте каждую картинку и связи: "Почему на этой картинке мальчик плачет? (Упал). Что он сделал потом? (Побежал к маме). Что сделала мама? (Пожалела, помазала ранку)."

3. Учимся пересказывать (От слушания к самостоятельности)

  • Выбираем текст: Короткий, простой, ИНТЕРЕСНЫЙ ребенку! ("Репка", "Курочка Ряба", короткие рассказы Н. Носова "Живая шляпа", В. Сутеева "Цыпленок и Утенок"). Начинайте с ОЧЕНЬ коротких текстов (3-4 предложения).
  • Читаем выразительно: С интонацией, не спеша. Смотрите картинки в книжке.
  • Проверяем понимание (Обсуждаем):
  • "Кто герои?" (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).
  • "Что случилось сначала?" (Дед посадил репку).
  • "Что потом?" (Репка выросла большая).
  • "Что дальше?" (Стали тянуть, не могут вытянуть).
  • "Кто помогал? В каком порядке?" (Позвали бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку).
  • "Чем закончилось?" (Вытянули репку!).
  • "Почему не могли вытянуть сначала?" (Репка большая, сил не хватало).
  • Создаем план-опору (Для сложных текстов):
  • Для малышей: рисуем простые схемки-картинки 1) Дед сажает репку. 2) Большая репка. 3) Тянут-не могут. 4) Зовут бабку. 5) Зовут внучку... 6) Вытянули!).
  • Для детей постарше: пишем/рисуем ключевые слова: Репка - Большая - Тянет (один) - Зовет (бабку...) - Тянут (все) - Вытянули!
  • Читаем еще раз (с остановками): Читайте текст по частям (1-2 предложения) и просите ребенка сразу повторить эту маленькую часть.
  • Пересказываем вместе (Эстафета): Вы начинаете фразу, ребенок заканчивает:
  • Вы: "Жили-были..."
  • Ребенок: "...дед да баба."
  • Вы: "Посадил дед..."
  • Ребенок: "...репку."
  • Вы: "Выросла репка..."
  • Ребенок: "...большая-пребольшая!" и т.д.
  • Пробуем самостоятельный пересказ:
  • "Расскажи мне сказку про репку."
  • Используйте план или картинки как подсказку: "Вспомни, что было сначала? А кого позвали потом?"
  • Хвалите за ЛЮБУЮ попытку! "Молодец, что вспомнил!", "Хорошо начал!"
  • Не перебивайте! Дайте договорить, даже если с ошибками.
  • Если забыл – помогите наводящим вопросом: "А кто помогал после Жучки?", "А чем все закончилось?"
  • Творим: "А давай придумаем, что было с репкой дальше?", "Что, если бы пришел еще ежик? Как бы он помог?"

Важные правила для успеха:

  •  Регулярность: лучше 10-15 минут каждый день, чем час раз в неделю.
  •  Интерес: Выбирайте темы про любимые игрушки, мультики, события из жизни ребенка (прогулка, день рождения). Используйте игрушки, картинки, ФОТОГРАФИИ (рассказ по фото из отпуска – отличное упражнение!).
  •  Терпение: не ждите шедевра сразу. Хвалите за усилия, за попытку, даже если рассказ получился коротким или с ошибками. "Сегодня ты описал мяч уже по-новому, вспомнил, что он прыгучий! Здорово!"
  •  Образец: Ваша речь – главный пример! Говорите четко, правильно, используйте разные слова. Описывайте предметы и события вокруг себя ("Ой, смотри, какое пушистое облако, похоже на медвежонка!").
  •  Поддержка: не бросайте ребенка одного с задачей "расскажи". Помогайте вопросами, планом, начините предложение. Сначала делайте ВМЕСТЕ.
  •  Позитив: Создайте атмосферу игры и удовольствия! Не ругайте за ошибки. Пусть это будет радостное общение, а не "урок". "Давай поиграем в угадайку!", "Ой, интересно, что на этой картинке? Давай придумаем историю!"

Помните: Развитие связной речи – постепенный процесс. С вашей поддержкой, терпением и игрой ваш ребенок обязательно научится ярко и интересно рассказывать обо всем на свете!

Литература:

  1. Учимся по сказке. Мнемотехника для младших дошкольников: учебно-методическое пособие 3-4 года, Детство-пресс, 2021 г.
  2. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам, Москва 2006 г.
  3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы

В статье предсталены короткие рассказы,с помощью которых можно легко научить ребёнка пересказывать....

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ

Чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать....

Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы»

Предлогаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых  можно научить ребенка пересказывать тексты....

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ

Предлагаю  вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты....

Учим детей 5 - 7 лет пересказывать, составлять рассказы по картинкам.

Учим детей 5 - 7 лет пересказывать, составлять рассказы по картинкам....

Учим детей 5 - 7 лет пересказывать, составлять рассказы по картинкам. Часть 2

Изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное высказывание. Вы можете использовать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их ...