От диалога к монологу. Как помочь ребёнку пересказывать, составлять рассказы и описывать предметы
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Советы для родителей по развитию связной речи у ребёнка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
От диалога к монологу. Как помочь ребёнку пересказывать, составлять рассказы и описывать предметы
Подготовила учитель-логопед
Шумайлова Е.В.
Умение связно рассказывать – это не просто «красивые слова». Это фундамент для успешной учебы в школе! Оно показывает, как ребенок умеет:
- Логически мыслить: видеть причину и следствие.
- Последовательно излагать: рассказывать по порядку.
- Владеть речью: использовать разные слова и правильно строить предложения.
Как же пройти путь от простых ответов на ваши вопросы (диалог) к самостоятельному, развернутому рассказу ребенка (монолог)? Вот практические шаги и примеры:
1. Учимся описывать предметы (От простого к сложному)
- Начинаем с любимого: Возьмите знакомый предмет: мячик, любимую машинку, яблоко, шапку.
- Исследуем вместе: рассмотрите, потрогайте, понюхайте (если уместно).
- Задаем вопросы по схеме (Помощь-подсказка):
- Что это? ("Это мяч. Это игрушка.")
- Какой? (Цвет, размер, материал: "Красный, круглый, резиновый.")
- Что есть? (Части: "У мяча полоски, у яблока - хвостик, кожура.")
- Что с ним делают? ("Мяч бросают, яблоко едят.")
- Нравится? Почему? ("Да, мяч прыгучий, яблоко вкусное.")
Даем образец: говорите сами просто и четко: "Смотри, это мой мяч. Он красный с синими полосками и круглый. Он резиновый, поэтому хорошо прыгает. Я люблю в него играть!" Или: "Это яблоко. Оно большое, красное и гладкое. У него маленький хвостик. Яблоко очень вкусное и сочное. Я люблю яблоки."
- Играем в "Угадай-ка":
- Вы описываете предмет в мешочке (или просто прячете): "Он круглый, резиновый, хорошо прыгает, им играют ногой..." Ребенок угадывает: "Мяч!"
- Потом меняетесь: ребенок описывает (помогайте вопросами), вы угадываете.
- Усложняем: сравниваем два предмета: "Чем похожи мяч и яблоко?" (Оба круглые). "Чем отличаются?" (Мяч резиновый, им играют. Яблоко съедобное, растет на дереве).
2. Составляем рассказ по картинке (От одной картинки к серии)
- Выбираем картинку: Начинайте с ОДНОЙ простой картинки (мальчик поливает цветок, кошка спит на диване, дети лепят снеговика). Позже – серии из 2-3 картинок ("Мальчик упал» «Плачет» «Мама пожалела"), затем из 4-6.
- Рассматриваем и обсуждаем:
- "Кто (что) на картинке?" (Мальчик, лейка, цветок).
- "Что делает?" (Мальчик поливает цветок. Вода льется из лейки).
- "Где это?" (На клумбе. Во дворе. Дома на подоконнике).
- "Какое время года/дня?" (Лето, день – если видно солнце, цветы).
- "Какое настроение?" (Мальчик довольный, старательный. Цветок радуется).
- "Почему он это делает? Что было до этого? Что будет потом?" (Цветок засох, его надо полить. До этого мальчик налил воду. Потом цветок вырастет красивым).
- Вопросы для связности: "Что мальчик делает сначала?" (Берет лейку). "Что потом?" (Наливает воду). "Что делает теперь?" (Поливает цветок). "Зачем?" (Чтобы цветок не завял). "Чем закончится?" (Цветок будет расти и цвести).
- Даем образец: Составьте короткий рассказ: "Это мальчик Петя. Он стоит во дворе на клумбе. На улице лето. Петя взял лейку и поливает цветы. Цветы тянут свои головки к солнышку и радуются воде. Петя заботится о растениях."
- Помогаем ребенку: если трудно, стройте рассказ вместе по вопросам:
- Вы: "Скажи: 'Мальчик...'"
- Ребенок: "...Петя."
- Вы: "Он..."
- Ребенок: "...во дворе."
- Вы: "Петя..."
- Ребенок: "...поливает цветы." и т.д.
- Серии картинок (ОЧЕНЬ важно!):
- Сначала ВМЕСТЕ разложите картинки по порядку: "Что случилось сначала? Что потом? Чем закончилось?"
- Обсуждайте каждую картинку и связи: "Почему на этой картинке мальчик плачет? (Упал). Что он сделал потом? (Побежал к маме). Что сделала мама? (Пожалела, помазала ранку)."
3. Учимся пересказывать (От слушания к самостоятельности)
- Выбираем текст: Короткий, простой, ИНТЕРЕСНЫЙ ребенку! ("Репка", "Курочка Ряба", короткие рассказы Н. Носова "Живая шляпа", В. Сутеева "Цыпленок и Утенок"). Начинайте с ОЧЕНЬ коротких текстов (3-4 предложения).
- Читаем выразительно: С интонацией, не спеша. Смотрите картинки в книжке.
- Проверяем понимание (Обсуждаем):
- "Кто герои?" (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).
- "Что случилось сначала?" (Дед посадил репку).
- "Что потом?" (Репка выросла большая).
- "Что дальше?" (Стали тянуть, не могут вытянуть).
- "Кто помогал? В каком порядке?" (Позвали бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку).
- "Чем закончилось?" (Вытянули репку!).
- "Почему не могли вытянуть сначала?" (Репка большая, сил не хватало).
- Создаем план-опору (Для сложных текстов):
- Для малышей: рисуем простые схемки-картинки 1) Дед сажает репку. 2) Большая репка. 3) Тянут-не могут. 4) Зовут бабку. 5) Зовут внучку... 6) Вытянули!).
- Для детей постарше: пишем/рисуем ключевые слова: Репка - Большая - Тянет (один) - Зовет (бабку...) - Тянут (все) - Вытянули!
- Читаем еще раз (с остановками): Читайте текст по частям (1-2 предложения) и просите ребенка сразу повторить эту маленькую часть.
- Пересказываем вместе (Эстафета): Вы начинаете фразу, ребенок заканчивает:
- Вы: "Жили-были..."
- Ребенок: "...дед да баба."
- Вы: "Посадил дед..."
- Ребенок: "...репку."
- Вы: "Выросла репка..."
- Ребенок: "...большая-пребольшая!" и т.д.
- Пробуем самостоятельный пересказ:
- "Расскажи мне сказку про репку."
- Используйте план или картинки как подсказку: "Вспомни, что было сначала? А кого позвали потом?"
- Хвалите за ЛЮБУЮ попытку! "Молодец, что вспомнил!", "Хорошо начал!"
- Не перебивайте! Дайте договорить, даже если с ошибками.
- Если забыл – помогите наводящим вопросом: "А кто помогал после Жучки?", "А чем все закончилось?"
- Творим: "А давай придумаем, что было с репкой дальше?", "Что, если бы пришел еще ежик? Как бы он помог?"
Важные правила для успеха:
- ❗ Регулярность: лучше 10-15 минут каждый день, чем час раз в неделю.
- ❗ Интерес: Выбирайте темы про любимые игрушки, мультики, события из жизни ребенка (прогулка, день рождения). Используйте игрушки, картинки, ФОТОГРАФИИ (рассказ по фото из отпуска – отличное упражнение!).
- ❗ Терпение: не ждите шедевра сразу. Хвалите за усилия, за попытку, даже если рассказ получился коротким или с ошибками. "Сегодня ты описал мяч уже по-новому, вспомнил, что он прыгучий! Здорово!"
- ❗ Образец: Ваша речь – главный пример! Говорите четко, правильно, используйте разные слова. Описывайте предметы и события вокруг себя ("Ой, смотри, какое пушистое облако, похоже на медвежонка!").
- ❗ Поддержка: не бросайте ребенка одного с задачей "расскажи". Помогайте вопросами, планом, начините предложение. Сначала делайте ВМЕСТЕ.
- ❗ Позитив: Создайте атмосферу игры и удовольствия! Не ругайте за ошибки. Пусть это будет радостное общение, а не "урок". "Давай поиграем в угадайку!", "Ой, интересно, что на этой картинке? Давай придумаем историю!"
Помните: Развитие связной речи – постепенный процесс. С вашей поддержкой, терпением и игрой ваш ребенок обязательно научится ярко и интересно рассказывать обо всем на свете!
Литература:
- Учимся по сказке. Мнемотехника для младших дошкольников: учебно-методическое пособие 3-4 года, Детство-пресс, 2021 г.
- Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам, Москва 2006 г.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы
В статье предсталены короткие рассказы,с помощью которых можно легко научить ребёнка пересказывать....
УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ
консультация...
УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ
Чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать....

Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы»
Предлогаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых можно научить ребенка пересказывать тексты....

УЧИМ РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ
Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты....
Учим детей 5 - 7 лет пересказывать, составлять рассказы по картинкам.
Учим детей 5 - 7 лет пересказывать, составлять рассказы по картинкам....
Учим детей 5 - 7 лет пересказывать, составлять рассказы по картинкам. Часть 2
Изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное высказывание. Вы можете использовать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их ...