Конспект по Речевому развитию в подготовительной группе: "Звуковая культура речи: звук з-с"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе на тему:" Звуковая культура речи: звук з-с"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по РР в подготовительной группе
Тема: Звуковая культура речи: звук з – с.
Цели: Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах. Развивать логическое мышление и внимание.
Материалы: картинки: заяц, собака, сова, сосулька, замок (дверной), зелёный и синий замок, стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра.
Интеграции образовательных областей: ПР, РР,ФР, С-КР.
Ход НОД
1. Начало:
- Давайте вспомним известные вам песенки-звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).
- Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки), услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показываю). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги).
2. Основная часть:
Игра: «Какой звук?»
- Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове:
Сон, завтрак, змея, соловей.
Игра: «Топаем или хлопаем».
- Хлопните в ладоши, если услышите звук с, топните ногой, если услышите звук з.
Самовар, Оля, заря, солома, звон, серебро, солнце, звезда.
- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют):
Суровый, заяц, снегирь, зима.
- А сейчас выполняют задание мальчики:
Слева, внизу, озорник, сумка.
4. Загадки.
- Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (зайка)
- Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака). (Выставляю картинки: зайца и собаку).
- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Правильно [с - з]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать учителя, своих товарищей и не выкрикивать).
– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
- Что общего у звуков З-С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.
- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).
- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
([С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)
6. Артикуляционная разминка.
- Произнести на одном дыхании.
Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.
Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.
7. Игра «Лишний слог».
- Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:
Са – са – са – са – за
Со – со – со – со – зо
Су – су – су – су – зу
- Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).
Зы –зы –зы – зы – сы
Зи - зи – зи – зи – си
Зу – зу – зу – зу – су
- Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).
8. Физкультминутка.
Сам, сам самолет (Два хлопка руки в стороны).
Тут и там самолет (два хлопка руки в стороны).
Летит самолет близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперед).
Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).
9. Игра: “Доскажи словечко”.
- Слушайте внимательно:
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это? …….(Зайка).
В коридоре топот ног,
Что зовет нас в класс?..........(звонок)
Я сижу едва не плача,
Очень трудная ……..(задача)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла ………..(зима)
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю………(зарядку)
Вещунья белобока,
А зовут ее………….(сорока)
- Какое слово лишнее и почему? Правильно “сорока”, так как начинается со звука “с”.
10. Игра « Наоборот» (с мячом).
За - са Суп – зуб Коса - коза
Сы - зы Лиса - Лиза
СО – зо СУ - зу
Ус – УЗ ЗЫ - сы
МОЛОДЦЫ!
11. Игра «Повтори за мной».
Са – са - за
За – са - за
Сы – зы - зы
Сом - зонт – сок
Зайка-сумка-завод
Собака-заноза-соль
Са – са – са – вот летит оса.
За – за – за – у Зои коза.
Ас – ас – ас – Соня с Саней пьют квас.
Су – су – су – в лесу видели осу.
Зу – зу – зу – Зоя гонит козу.
Зы – зы – зы – у Зои новые тазы.
Зу-зу- су- - мы видели лису
Су-зу-су- отвязали мы козу.
12. Игра «Четвертый лишний».
Материал: сова, сосулька, замок, собака
Ребятам предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.
13. Физминутка «Раз, два, три».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
14. Игра «Найди свой замок».
Помещаю два замка на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенят колокольчики. Дети расселяют картинки в замки: если картинка со звуком З – она будет жить в синем замке, со звуком С – в зеленом.
(стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра).
Итог:
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Ребята, вам понравилось занятие?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Звуковая культура речи: работа со звуками ш- ж.
Автоматизация звуков [ш], [ж] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш], [ж]....

ООД Конспект по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»
Цель: формирование у детей необходимых речевых умений.Задачи:Обучающая: показать детям артикуляцию звука ж; закрепить произношение звука в слоге, разных словах, фразах; учить узнавать...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ц»
Данный конспект предназначен для воспитателей...

Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»
Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»Тема: «Звуковая культура речи – звук Ж».Цель: формирование ...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Звуковая культура речи: «Дифференциация звуков « ч - щ».
Ведущая образовательная область: речевое развитиеЦель : закреплять умение определять на слух звуки ч – щ, позицию звука в слове.Задачи :Обучающие:- закреплять умение различать на слух сходные по...

Конспект образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в рамках ФГОС. Звуковая культура речи звук «М". "Путешествие на ферму к домашним животным"
Цель: Упражнять детей в четком произношении звука «М» в словах и в фразах.Задачи:Обучающая: Формировать умения детей в четком произношении звука «М» в словах, фразовой реч...
