Речевые игры и упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Речевые игры и упражнения для детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры и упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Формирование словаря и грамматического строя речи
Игра «Один и много»
Задачи: Употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, использование существительных, имеющих в родительном и винительном падежах множественного числа окончания –ей, -ек, -ое, -ев, -ов.
Материал: Предметные картинки.
Инструкция. Предложить ребёнку рассмотреть картинки и последовательно перечислить героев сказки (заяц –зайцы, медведь – медведи, петушок – петушки). Рисунок 1.
Затем проводится речевое упражнение «Что одно, а чего много?» (ложек, гусей, воробьев, книг и т. д.)
Игра «Попробуй найти»
Задачи: Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий.
Инструкция: Положите перед каждым ребенком сюжетную картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 2). Предложите детям внимательно ее рассмотреть. Попросите рассказать о том, что делает в избушке волк. Попросите детей найти на картинке козлят, спрятавшихся в избушке. Попросите рассказать о том, где спрятался каждый козленок. Предложите каждому ребенку рассказать о том, как он догадался. (Из-за печки торчит хвостик, из-за шкафа — ножки с копытцами, из-за лавки торчат рожки.)
Игра «Дружные ребята»
Задача: развитие грамматической стороны речи.
Задание: «Посмотрите на картинку. Видите, зайчик ест. А что делают зайчики? И зайчики едят. А на этой картинке? Зайчик поливает цветы. И зайчики...» Попросите детей по очереди закончить начатую вами фразу. Рисунок 3.
Игра «У кого что?
Задачи: Развитие мышления и грамматики.
Инструкция: Предложите рассмотреть предметные картинки «У кого что?» Предложите посмотреть на картинки и отгадать загадки.
У кого красный гребешок? (У петушка.)
У кого длинные уши? (У зайца.)
У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.)
У кого избушка лубяная? (У зайчика.)
У кого избушка ледяная? (У лисы.)
У кого коса на плече? (У петушка.) Рисунок 4.
Игра «Потерялись»
Задачи: Формировать умение соотносить название взрослого животного с названием детёнышей.
Материал: картинки с изображением животных и их детёнышей.
Инструкция: Ребёнок подбирает картинку детёныша к картинке с взрослым животным (утка – утёнок, кошка – котёнок, лиса – лисёнок и т. д.)
Игра «Будь внимательным».
Задачи: Предложите ребёнку внимательно послушать и сказать, что в предложениях неправильно.
Кот мычит. Баран кукарекает.
Бык ржёт. Петух мяукает.
Свинья лает.
Игра «Поможем Настасье Петровне накрыть на стол»
Задача: Согласование имён существительных с именами прилагательными.
Инструкция: Предложить детям помочь медведице накрыть на стол (подобрать чашку к блюдцу по цвету и величине), вспомнить и рассказать о том, какой величины была чашка у Михайло Ивановича (большая), Настасьи Петровны (средняя), Мишутки (маленькая). Предложите ребенку назвать величину каждого предмета посуды. Большая чашка — маленькая ... (чашечка); больше блюдце — маленькое ... (блюдечко), большая ложка — маленькая ... (ложечка). Попросить назвать цвет и величину каждого предмета (большая красная чашка).
Игра «Назови ласково»
Задачи: Учить подбирать слова, обозначающие названия животных, предметов в уменьшительно – ласкательной форме.
Заяц – зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
Лиса – лисичка, лисонька.
Игра «Кто что делает?»
Задачи: Формировать умение активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.
Например, что делает собака? Бегает, грызёт кость, лает.
Игра «Теремок»
Задачи: Формировать умение ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительном при построении предложении.
Инструкция: Воспитатель ставит теремок, возле теремка животных, рассказывает сказку. Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола.
- Кто – кто в теремочке живёт? Никого нет. Стала мышка в теремке жить. Прискакала лягушка и т. д.
Игра « Какой, какая, какое?»
Задачи: Учить подбирать определения, наиболее соответствующие данному предмету, явлению.
Инструкция: Воспитатель называет предмет (явление), дети называют признаки к данному предмету. Например: лиса – пушистая, рыжая, шустрая, хитрая, красивая.
Игра «Скажи наоборот»
Задачи: Учит подбирать слова, противоположные по смыслу.
Зайчик маленький, а медведь... — какой? — (большой).
Зайчик беленький, а лиса... — какая? — (рыжая).
Зайчик тихо говорит, а петушок кричит... —как? — (громко).
Предложите детям по очереди прокукарекать тихо — громко
Развитие связной речи у детей 3-4 лет
Игра «Расскажем сказку вместе»
Задачи: Продолжать формировать у детей навыки речевого общения.
Материал: Картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.
Инструкция: Ребенок последовательно выставляет на фланелеграфе эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.
Лото «Путешествие по русским народным сказкам»
Задачи: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное внимание.
Материал: 6 больших листов лото с изображением 6 персонажей сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.
Содержание: Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей.
Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.
Игра «Помоги Колобку»
Задачи: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.
Инструкция: Карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек – по карточке на каждый сюжет).Ведущий напоминает ребенку сказку «Колобок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое занятие «Путешествие в лес с Лесовичком» (средний дошкольный возраст)
Задачи.Формировать представление детей о взаимосвязи состояния природы и человека.Закреплять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в жизни животных и растен...

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...
Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.
Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Картотека игр и упражнений для ознакомления детей среднего дошкольного возраста со звуковой стороной слова.
Цель данных игр и упражнений: продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином «слово»; вызывать интерес к слову....

Картотека общеразвивающих упражнений (ОРУ) для детей среднего дошкольного возраста
Спасобо зарядке! Здоровье в порядке!...
Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей
Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккейХоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры в...
КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол.
КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯпо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол....