Картотека пальчиковых игр тема "Осень"
картотека по развитию речи (старшая группа)

Кочева Татьяна Сергеевна

Картотека пальчиковых игр тема "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 города Аши Челябинской области»

Картотека

Пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Осень»

C:\Users\7\Desktop\листья.jpg

Составила Кочева Т.С.

                                                     Аша 2025 г.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.

«Подарки осени»


Ходит осень по полям. («шагают» пальчиками по столу)
— Что ты, осень, принесла нам? (разводят руками в стороны)
С нами поделись ты!
— Вот рябины кисти, (загибают по очереди пальцы на руках)
Вот орехи спелые,
Вот грибы вам белые,
Вот вам подосиновики,
Сыроежки синенькие.
А еще – тяжелые бронзовые желуди. (сжимают пальцы в кулак и трясут ими)
Мой букет красив и ярок, (сжимают и разжимают пальцы рук)
Принесла его в подарок.

«Вышел дождик погулять»


Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу, начиная с мизинца)
Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальцами по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
«Ох!» (один хлопок)
И ушел. (ритмичные хлопки по столу)
Газон засох.
Я по улице гуляла («шагают» пальчиками по столу)
И листочки собирала. (загибают поочередно пальцы)
Все в букетик собрала (двумя руками «держат» букет)
И ребятам принесла. (показывают ладони)

«Осенняя прогулка»


Если мы идем гулять, («шагают» пальчиками по столу)
Зонт с собою нужно брать. («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки)
Осенью от дождика (стучат пальчиком правой руки по левой ладони)
Спрячемся под зонтиком. («зонтик»)

«Зонтик для мышонка»


По листьям дождик застучал. (стучат пальчиком право руки по левой ладони)
Мышонок быстро гриб сорвал
И спрятался под ним у пня.(на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой.)
— Хороший зонтик у меня! («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки).

«Ветер по лесу летал»


Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями)
Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)

«Осенние листья»


Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (загибают по одному пальцу, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают пальцы)

«Осинка»

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру, (раздвинув пальцы на руках, трясут руками)
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…(сжимают и разжимают пальцы рук)
Дайте осинке
Пальто и ботинки:
Надо согреться
Бедной осинке. (соединяют пальцы рук вместе и дуют на них)
Ветер северный подул:
«С-с-с», все листья
С липы сдул… (пошевелить пальцами, подуть на них)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (стучат пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (стучат кулачками по столу)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук )
Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижать к столу

«Осень»

Осень, осень к нам пришла,   (шагаем пальчиками по столу)
Дождь и ветер принесла.       (стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят.       (трем ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны.       (кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.

«Осень, осень приходи!»

Осень, осень ,    (трем ладошки друг о друга)

Приходи!        (по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень ,       (трем ладошки друг о друга)

Погляди!           (положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся ,       (движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся.           ( поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет ,         (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее ,       (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы ,      (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится.       ( стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем        (делаем вид)

И ботинки обуваем           (постучать ногами)

Знаем месяцы:                 (похлопать ладошками по коленкам)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.      ( кулак, ребро, ладонь)

«Желтые листья»

Листья желтые летят и под ножками шуршат     (руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья) Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик       (шаркаем ладонью об ладонь) Листья желтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик       (шаркаем ножками)
Листья желтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик      (указательные пальцы шаркают друг об друга)

«Рябиновые бусы»

Кисти рябины сият на солнце ( кисти расслабить и опустить вниз)

Ветки, качаясь стучатся в оконце (руки поднять вверх и покачать из стороны в сторону)

Ягодки бережно с кисти снимаю (изображаем сбор ягод)

Крепкую нитку в иголку вдеваю (имитировать ниику вдевать в ушко иглы)

Ягодку к ягодке я нанижу (ягодки нанизываем на нить)

Яркие бусы друзьям покажу (помахать кистями рук)

 

«ОСЕНЬ».

Ветер северный подул: «С-с-с-с» (дуем)

Все листочки с веток сдул…(пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами правой руки по  ладошке левой руки)

Град по ним заколотил (щепотью правой руки постучать по левой  ладошке)

Листья все насквозь пробил (постучать кулачком правой руки  по  левой ладошке)

Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперед-  назад)

Одеялом их накрыл (положить правую ладонь на левую).

«ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ»

Солнышко греет уже еле-еле (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелетные птицы на юг улетели (машем ручками, как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе (разводим руками перед собой).

«ХОДИТ ОСЕНЬ В НАШЕМ ПАРКЕ»

Ходит осень в нашем парке (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам (прикладываем обе ладошки к груди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...