Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения цифровые образовательные ресурсы позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения цифровые образовательные ресурсы позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Персональные компьютеры есть во многих семьях. Они легко просочились в жизнь детей и стали незаменимыми помощниками для родителей. Многие мамы и папы развивают малыша, используя компьютерные программы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
На сегодняшний момент компьютер является неотъемлемой частью на всех этапах обучения. Компьютер – инструмент для обработки данных, который является техническим средством обучения. На ступени дошкольного образования его применяют во многих направлениях деятельности педагогов ДОО, а также непосредственно в образовательном процессе, реализуемом по разным областям с детьми дошкольного возраста.
В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. [10, 17] Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания обучения, а дополнительный набор возможностей в развитии ребенка.
Современные ученые сделали вывод о том, что использование компьютера детьми дошкольного возраста должно приносить максимальную пользу из того времени, что они проводят перед монитором.
Цифровой образовательный ресурс – информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, реализующую цели и задачи современного стандарта образования [1]. Все вышеперечисленное позволяет индивидуализировать обучение при введении в образовательный процесс ЦОР, интегрируя многие образовательные области.
Выделяют 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий:
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.
3. Диагностическое занятие.
Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики.
Интерактивные игры и компьютерные программы, которые представляют большую часть ЦОР для детей дошкольного возраста, имеют особую практическую значимость, так как включают в себя различные формы, методы и приемы, помогающие педагогу осуществлять образовательную деятельность с дошкольниками по различным направлениям развития малышей. В первую очередь, их использование способствуют развитию мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, познавательных способностей, а также речи.
К одной из самых важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста относится развитие речи. Для решения задач по развитию речи дошкольников необходимо использовать в практике разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения, а также применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками.
Дети проявляют огромный интерес к компьютеру, что позволяет использовать его как дополнительное средство в работе по развитию речи дошкольников всех возрастных групп. Чаще всего компьютерные программы и интерактивные игры в работе с детьми дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» применяются для расширения и активизации словаря дошкольников, совершенствования грамматического строя и навыков звукопроизношения, развития связной речи, а также обучения грамоте.
Часто педагоги самостоятельно создают ЦОР, основанные на использовании различных вариантов электронных изображений, которые можно активно использовать в работе над совершенствованием и пополнением активного словаря детей дошкольного возраста. Так, например, можно использовать игру-картинки «Противоположности», которая знакомит дошкольников с антонимами, учит сопоставлять их, то есть находить и использовать в собственной речи противоположные по значению слова. Игра «Найди лишнее» направлена на развитие умения классифицировать предметы, а также расширение словарного запаса за счет проговаривания лексических единиц, составляющих речевую основу игры.
Также можно создать целую серию ЦОР в виде презентаций и компьютерных игр для детей дошкольного возраста разных возрастных групп, которые можно распределить по лексическим темам: «Животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» и т.п.
Всеми любимые сказки также можно найти на просторах ЦОР. Например, в процессе прослушивания аудио сказок «Колобок», «Теремок», «Лисица и журавль» и др. расширяется словарный запас дошкольников, совершенствуется связная речь и грамматический строй, а также мнестические процессы, поскольку ребенок запоминает прослушанный текст сказок и пересказывает их.
Отдельное место в ЦОР для детей дошкольного возраста отведено темам, которые используются с целью развития и совершенствования связной речи дошкольников. Рассмотрим два самых распространенных варианта таких образовательных ресурсов: во-первых, это могут быть презентации, которые служат опорой для составления различных вариантов монологических высказываний (рассказ по картине, серии сюжетных картин, описание и др.); во-вторых, ЦОР могут быть представлены в виде электронных мнемотаблиц, помогающих составлять собственные тексты, пересказывать отрывки из художественной литературы и заучивать стихотворные произведения.
Помимо непосредственной работы с компьютером педагоги могут использовать его для изготовления наглядного дидактического материала: сканируя картинки, создавая таблицы, схемы, рабочие тетради и пособия по различным темам, воспитатель пополняет свою методическую копилку, что дает возможность разнообразить формы подачи материала, а также сформировать банк заданий для самостоятельной работы детей дошкольного возраста.
Все вышеперечисленные ЦОР могут использоваться на разных этапах развития речи детей дошкольного возраста и в различных возрастных группах,поэтому все презентации, компьютерные упражнения и интерактивные игры можно видоизменять, дополнять или упрощять в зависимости от того, к какой возрастной группе относятся воспитанники, какие индивидуальные речевые особенности у них имеются, а также от того, какого рода образовательная деятельность будет организована с детьми на основе их использования: ознакомление с материалом или же его закрепление. Все это может обеспечить компьютер с его безграничными техническими возможностями.
Применяемые технические средства обучения позволяют расширить диапазон информационных, выразительных, художественных возможностей образовательной деятельности детей, усиливают впечатление от излагаемого материала, помогают формировать мотивацию у детей.
Чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, педагогами должны быть соблюдены следующие условия применения интерактивных средств:
1. Свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает интерес участников игры друг к другу.
2. обращение к «детским» видам деятельности.
3. Самостоятельность ребенка. В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию.
4.Педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. Взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, должен иметь возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка.
5. Поддержка детского творчества.
Принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития.
Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
Применение интерактивного оборудования делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бадарч Д., информационные и коммуникативные технологии в образовании: монография, -М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.-320 стр.
2. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. №2. С.22.
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / О.И. Пащенко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013 – 227 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
Материал содержит игры с мячом для развития речи детей раннего, младшего и старшего возраста. Может быть использован педагогами детского сада и родителями воспитанников....

Игры с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
Игры для развития речи детей способствуют освоению новых слов ребенком. При этом малыш не только запоминает слова, но и осмысливает их звучание, старается установить тесную связь между словом и предме...

Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

презентация "Моделирование как форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста"
В презентации представлены способы использования метода моделирования для развития связной речи дошкольников....

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"
Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"
Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...
Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"
Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-к...