Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

Конспект по развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_deti_severa.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) 20.01.2025 г.

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

Ф. И. О. педагога

Бикбова М.Н.

1.1

Доминирующая образовательная область

«Развитие   речи»

1.2

Вид деятельности детей

Коммуникативная, игровая, физическая, физкультминутка, артикуляционная гимнастика

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Составление рассказа по картине «Дети Севера»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Рассматривание иллюстрации, беседа, составление рассказа.

3.

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

4.

Возрастная группа:

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

5.

Цель:

Обеспечить интегрированный подход при рассматривании картины и составлении рассказа по ней.

6.

Задачи:

1. Продолжать учить детей самостоятельно составлять связный текст из 4 – 5 предложений, не повторяя содержание рассказов товарищей.

2. Дать знания о природе тундры.

3. Познакомить с жизнью детей северного края.

4. Воспитывать уважение к людям других народностей.

7.

Планируемые результаты:

У детей сформировалось умение составлять рассказ по картине на заданную тему  с использованием сложноподчиненных предложений

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 картина «Дети Севера», иллюстрации с изображением людей северных народностей

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание иллюстраций, беседа о природных зонах, игры мелкими животными на макете «Север», артикуляционная гимнастика.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

(Дети стоят полукругом у картины.)

-Рассмотрите картину. Какой край изображён? (Север.)

-Почему так решили? (Олени, снег и т. д.)

-Правильно, это север, тундра. 

-Что видите на переднем плане картины? (Оленья упряжка.)

Что вы знаете об оленях? (Ответы детей.)

1.2

Мотивация деятельности детей

-Давным-давно люди приручили диких оленей. Круглый год олени находятся под открытым небом. Они сами добывают себе корм.

-Чем питаются олени? (Мхами и лишайниками.)

-Лишайники – основное питание для оленей. У оленя широкие копыта, изогнутые, как совок. Ими удобно раскапывать снег в поисках пищи.

-Какой мех у оленя? (Серый, длинный, тёплый.)

-Какие рога у оленей? (Ветвистые, гладкие, сильные.)

-Олени сбрасывают рога. Как люди их используют? (Для украшения, в качестве вешалок, в приготовлении лекарств.)

-Посмотрите, как бегут олени? (Быстро, красиво, легко.)

-Подберите к слову «бегут» слова, близкие по смыслу. (Бегут – мчатся, несутся, летят.)

-Как олени помогают людям? (Люди используют мех для пошива одежды, обуви, рукавиц. Оленей используют для перевозки грузов и людей.)

-Посмотрите на картину и скажите: кого везут олени? (Детей, мужчину.)

-Как называют человека, который управляет оленями? (Каюр – словарная работа)

-Как называют сани, на которых сидят люди? (Нарты – словарная работа)

-Какое время суток изображено на картине? (Утро.)

-Почему так решили? (Ещё не совсем рассвело, дети едут в школу.)

-По утрам детям приходится ездить в школу, т. к. на севере школы находятся не в каждом посёлке, а только в более крупном.

-Какое настроение у детей? Почему?

Артикуляционная гимнастика для язычка

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

-Ребята, люди каких народностей проживают на севере(Ненцы, якуты, эвенки, чукчи.)

II.

Основная часть:

  1. Актуализация ранее

приобретенных знаний

Ребята, скажите, какие народы проживают в России? Какие вы знаете национальности?

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

-Ребята, подойдите, посмотрите картинки с изображением людей этих народностей. 

-Чем похожи эти люди друг на друга? (Цветом волос, одеждой, разрезом глаз.)

-Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица, смуглая кожа, прямые черные волосы. Но особой чертой являют глаза — черные и узкие. Чукотская пословица гласит«Наш врожденный прищур — от снежной белизны и бурь». Как вы это понимаете?

- Люди живут в условиях, где очень долго лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные ветра и бури, а в спокойную солнечную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает местных жителей, дав им щелевидный разрез глаз.

-Что интересного вы заметили в одежде жителей Севера? (Одежда тёплая, сшита из меха, свободная, нет отличия мужской одежды от женской.)

-Почему такая одежда? (Очень холодно, короткое лето, продолжительная зима.)

-Посмотрите на картину: какая растительность произрастает? (Низкорослые деревья, кустарники, мхи, лишайники.)

-Как думаете, почему на севере не растут большие деревья?

-Что изображено на заднем плане картины(Жилища жителей Севера.)

-Как называется жилище? (Чум. Он из шкур животных. Внутри можно развести огонь.)

-Посмотрите на картину. Что можете сказать о снеге? (Много, большой снежный покров, снежные просторы и т. д.)

-Суров климат севера. Ещё в сентябре земля промерзает насквозь и покрывается снегом. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь.

-Как назовём картину? (Дети Севера)

Примерный рассказ.

Далеко на севере люди построили деревню. В этой деревне не было школы. Каждое утро дети ездят на оленях в школу в соседний посёлок. Олени быстро домчат детей по бескрайней тундре.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

-Составьте и расскажите небольшой рассказ про детей по картине «Дети Севера». Старайтесь, чтобы рассказы не были похожи на рассказы ваших товарищей. Дети рассказываю свои рассказы.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей (рефлексия)

Мы сегодня поговорили о Севере, тундре, составляли рассказы. Я думаю, если вы увидите фотографии, иллюстрации с природными зонами, то сразу определите, где Север.

IV.

Дальнейшая разработка темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...