«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». В.А.Сухомлинский.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Развитие мелкой моторики рук - это средство развития речи у детей с теми или иными речевыми нарушениями. Исследования М.М. Кольцовой показали, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если развитие пальцев отстаёт, отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, стимулируют речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности. Словесное сопровождение предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве способствует освоению родного языка и развитию собственной речи. Именно поэтому для развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями используют:
- Пальчиковую гимнастику — развивает координацию пальцев рук, соотносящие движения и глазо-двигательную координацию.
- Упражнения с различными мелкими предметами — резинками, камешками, прищепками, пуговицами, счётными палочками.
- Самомассаж — рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой, повышает тонус и эластичность мышц.
- Упражнения с речевым сопровождением — проговаривание стихотворных текстов, ритм стихов помогает подчинить движения определённому темпу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 315 КБ | |
| 282.88 КБ |
Предварительный просмотр:
#1047;апускать юлу.
#1047;апускать пальцами «волчки».
#1042;ыкладывать из палочек фигурки.
#1048;грать с пальчиковыми куклами.
#1048;грать с матрешками.
#1056;исовать мелками, фломастерами, карандашами, кистью и красками, пальчиковыми красками.
#1056;аскрашивать картинки.
#1058;ереть продукты на терке.
#1056;азворачивать обертки на конфетах.
#1056;азламывать печенье на несколько частей – делиться.
#1057;нимать упаковку с подарков.
#1054;бводить плоскостные предметы карандашом на листе бумаги.
#1064;триховать изображенные предметы.
#1056;езать ножницами.
#1055;рятать в «сухом бассейне» мелкие предметы и находить их.
#1055;рятать в «сухом бассейне» кисти рук и отыскивать пальчики.
#1042;ыкладывать из мелких предметов дорожки.
;Шагать» пальцами по дорожкам из пуговиц.
#1053;абирать воду спринцовкой и выпускать в сосуд.
#1053;абирать воду пипеткой
и капать из пипетки.
#1047;аворачивать в фольгу орехи.
#1055;омогать накрывать на стол, расставлять посуду.
#1056;азбирать покупки из магазина (доставать из пакета).
#1044;ергать траву в огороде.
#1057;амостоятельно причесываться, делать прически маме.
#1056;исовать пальцем на подносе с крупой (например, с манкой).
87. Рисовать пальцем на подносе с кефиром.
#1054;ткрывать и закрывать дверцы и ящики на предметах мебели.
#1044;оставать из ящиков (или из стиральной машины) одежду и складывать обратно.
#1047;аниматься оригами.
#1048;грать в доктора: отщипывать кусочки ваты, делать уколы, бинтовать.
#1057;обирать мелкие предметы пинцетами разной величины.
#1055;омогать маме готовить салат (жать капусту, перемешивать руками нарезанные овощи и пр.).
#1055;ереносить в ложке яйца на различном расстоянии (из емкости в емкость, стоящих рядом, на расстоянии 10 см., 30 см., 50 см., 1м и более).
#1042;тыкать палочки в крупу или в изделия из пластилина.
#1053;аклеивать и снимать магниты с холодильника.
#1059;паковывать саше чайных пакетиков в коробку.
#1050;ормить птичек – рассыпать зернышки.
#1050;ормить птичек – отщипывать кусочки хлеба.
#1055;ересыпать предметы горстью, щепотью, двумя разными пальцами.
Подольск 2025
ПОДГОТОВИЛА
логопед Соколова Е.А.
#1048;грать в пальчиковые игры («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и пр.)
#1052;ассировать пальчики ребенка (а еще ребенок массирует пальчики маме).
#1044;авать ребенку ощупывать различные предметы (в том числе щетки для одежды, зубные щетки, наждачную бумагу и пр.).
#1047;авязывать узелки на веревках, шнурках и лентах.
#1056;асстегивать и застегивать пуговицы, липучки, кнопки, молнии, крючки.
#1056;азминать тесто, пластилин, глину; лепить печенье и пирожки.
#1042;давливать в пластилин мелкие предметы (фасоль, бусины, пуговицы, макароны и пр.)
#1044;елать простейшие аппликации (из бумаги, из природных материалов).
#1054;чищать яйца, сваренные вкрутую.
#1054;чищать овощи, сваренные в мундире.
#1063;истить мандарины, апельсины, бананы, гранаты.
#1044;оставать косточки из абрикосов, слив, вишен, персиков.
#1055;еребирать крупы.
#1044;оставать ядра арахиса их стручков.
#1054;чищать от скорлупы фисташки и расколотые грецкие орехи.
#1042;ыдавливать зубную пасту из тюбика.
#1057;обирать с пола ниточки для вязания и шитья.
#1057;матывать нитки в клубок.
#1054;ткрывать почтовый ящик
ключом.
#1053;ачищать обувь губкой или щеткой.
#1042;ешать кукольную одежду, используя прищепки.
#1054;ткрывать и закрывать крышки на посуде, банках, коробках.
#1047;акручивать и откручивать крышки на банках.
#1047;акрывать и открывать задвижки на дверях.
#1052;ять и рвать салфетки.
#1057;обирать на даче ягоды (клубнику, смородину, вишню).
#1055;еребирать ягоды (отделять опавшие листочки, отделять смородину от веточек).
#1044;оставать палочкой (линейкой) мелкие предметы из-под шкафа или из-под дивана.
#1042;ключать и выключать свет (нажимая клавиши выключателя, дергая за веревочку на торшере).
#1042;ытирать пыль.
#1048;скать край на изоленте, скотче.
#1055;риклеивать и отклеивать наклейки.
#1055;ерелистывать страницы книг или фотоальбомов.
#1047;апускать заводные механизмы игрушек, надавливать на «пищащие» игрушки.
#1052;ахать веером (можно бумажным).
#1059;страивать театр теней.
#1057;тирать кукольную одежду (тереть кулачок о кулачок, полоскать, встряхивать, отжимать).
#1042;збивать венчиком продукты (например, яйца).
#1052;ешать что-нибудь ложкой
(например, манную кашу
или сахар в чае).
#1050;атать карандаш между
ладошек.
#1055;еребирать струны на гитаре (игрушечной или настоящей).
#1053;анизывать кольца на стержень.
#1053;анизывать бусины (макароны) на шнурок.
#1055;ересыпать сыпучие материалы из емкости в емкость.
#1055;ереливать воду из одного сосуда в другой.
#1041;росать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.
#1054;пускать в сосуд с узким горлышком мелкие предметы, привязанные на веревочке.
#1057;амостоятельно есть ложкой мягкую и жидкую пищу.
#1048;спользовать в песочнице лопатки и грабли.
#1064;ить иголкой.
#1047;абивать молоточком гвоздики и штырьки.
#1051;овить сачком бабочек и рыбок.
#1047;акручивать и откручивать шурупы и болты.
#1057;обирать пазлы.
#1053;адевать и снимать с пальцев кольца, наперстки.
#1057;обирать мозаику.
#1057;нимать и надевать колпачки на ручки и фломастеры.
#1053;аживать на кнопки-защелки у ручек.
#1048;грать на пианино (детском или настоящем).
;Гадать на ромашке», отрывая лепестки.
61.
Предварительный просмотр:
#1052;ассаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.)
Кольцо на пальчик надеваю
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
#1056;ассказывание сказок с использованием шарика
Сказка «Ёжик»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажер). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно). Вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу). Заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу). Снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику). Вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони). Он увидел деревце и обежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
(Дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.) Затем открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз. Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец). Заметил цветочек и понюхал его (на указательный). Нашёл красивый листочек и рассмотрел его (на средний). Приметил ягодку и сорвал её (на безымянный). Нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой, он отправился домой
(закрываем шарик, катаем между ладонями).
Приобрести комплект Су- Джок терапии можно в аптеке или в специализированном магазине | Попробуйте! Все гениальное просто! |
Су - Джок в переводе с корейского: | ||
«Су» - кисть | «Джок» - стопа | |
На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. | ||
Известно, что речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Анатомически речевая область расположена рядом с двигательной и формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому, массажируя их, ребенок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма, речь, в целом. | ||
Итак, цель использования
Су - Джок терапии:
сохранение и укрепление здоровья
детей, стимуляция речевой зоны коры головного мозга, развитие познавательных процессов и пространственной ориентации.
Лечебный комплект
«Ёжик + 2 кольца»
«Ежик» - симпатичный пластмассовый массажный шарик с шипами. В каждом шарике есть два «волшебных» эластичных кольца.
Достоинства метода
Су - Джок терапии:
высокая эффективность,
абсолютная безопасность применения,
доступность,
простота,
универсальность.
Приемы Су - Джок терапии:
массаж специальным шариком,
массаж эластичным кольцом,
массаж стоп,
ручной массаж кистей и пальцев рук.
Вот лишь некоторые примеры использования Су - Джок терапии
#1052;ассаж Су - Джок шарами. (Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.)
Этот шарик непростой - (любуемся шариком на левой ладошке).
Он колючий, вот какой - (накрываем правой ладонью).
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально).
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально).
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем - (катаем шарик в центре ладошки).
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения правой рукой, затем левой).
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом).
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная ...

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев
Методическая разработка для родителей -показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребёнка.Игры и упражнения....

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...

Мастер-класс для педагогов « Нетрадиционные техники рисования » (фотоотчёт) «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Мастер-класс для педагогов« Нетрадиционные техники рисования » (фотоотчёт)«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».Цель:Познакомить педагогов с использованием ...

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» «Развиваем творчество слабослышащих детей»
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими с...

"Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". В.А Сухомлинский.
Предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с кубиками, кирпичиками, призмами(различать формы, называть их); подвести к пониманию функционального назначения материала - строить разнооб...

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский
Ознакомление детей с искусством оригами...
