Консультация для воспитателей: «Роль театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста».
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Роль театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста».
Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития ребенка. В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывают яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Поэтому актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе. Приобщение к театрализованной деятельности способствуют освоению ребенком миром человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в
процессе разнообразных игр-забав, хороводах, при прослушивании
выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.
Я использую разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке я говорю своим малышам: «Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно
улыбается вам, детки. Давайте и мы ему улыбнемся, поздороваемся». Также
могу предложить малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик,
летает самолетик, качаются веточки деревьев, шелестят листочки.
Сопровождаю такие действия подходящими стишками и песенками.
Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного
изображения особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка
участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Совместное переживание
детьми чувства, их стремление показать, что испытывает персонаж, помогает
малышам осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание персонажам
инсценировок развивает чувства ребенка, представления о «плохих» и «хороших» человеческих качествах.
Театрализованная деятельность детей раннего возраста формируется постепенно. Я считаю, что задача воспитателя – во время создать условия для ее появления и развития.
Я использую театрализацию в разных видах деятельности: в педагогическом процессе, в режимных моментах. Например, воспитание КГН – кукла показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем.
Я прошу куклу:
- Расскажи, пожалуйста, как детки должны мыть руки?
Кукла поясняет:
- Сначала мы открываем кран (при этом у ребенка развивается мелкая моторика рук). Говорит, ребенку, что струя должна быть небольшой, учит ребенка экономить воду (идет экологическое воспитание).
Намыливаем руки. Моем круговыми движениями. Учит руки держать внизу, под водой и при этом приговаривает:
Ай, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Даше улыбаемся.
Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Руки помыли, закрываем кран, руки отжали, чтобы вода не текла, берем полотенце, расправляем, вытираем руки насухо.
Во время еды к нам в гости приходит («Колобок») из кукольного театра и показывает, как правильно держать ложку, правильно есть, спрашивает у детей, из чего сварили суп повара (свекла, морковь, картошка, лук, капуста). «Колобок» говорит, что суп очень вкусный, если мы съедим, то у нас будет много сил, мы вырастим большими, здоровыми, в супе есть витамины. Я хвалю, учу есть деток. Нельзя заставлять ребенка есть насильно, попутно учу нормам, культуре поведения во время еды.
Постоянно использую персонажи – игрушки во время адаптации. Например, куклы, персонажи – игрушки (мишка, зайка, лисичка) отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции. Также использую персонажи – игрушки, как сюрпризные моменты во время НОД, для организации сюжетно – игровых ситуаций, подвижных игр и игр – инсценировок. Дети могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой эмоциональная окраска, интонация выступает важной составляющей. Например, в «Репке» мои малыши «тянуть» репку, в «Курочке - Рябе» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка махнула хвостиком и пищат за нее.
Работая по программе: «Первые шаги» изготовлены картотеки с играми занятиями для детей раннего возраста по всем видам деятельности. В картотеке по художественно – эстетическому развитию внесены игры занятия, способствующие приобщению детей к театрализованной деятельности такие как: «Мы – котята», «Деревья и ветер», «Мы едем, едем, едем», «Коза и козлята», «Птички» и многие другие. Все эти игры учитат детей передавать некоторые характерные черты людей, животных, птиц предметов и природных явлений с помощью движений, мимики, жестов, звуков. Развивают эмоциональные качества. Воспитывают интерес к театрализованной деятельности. Например, игра «Коза». Я вместе с детьми рассматриваю игрушечную козу, обращаю внимание малышей на ее рожки, глазки, ножки, красивый наряд (желательно, чтобы коза была одета в народный костюм): «А где у нашей козы глазки? Вот они. А где у нее рожки? Как коза бодается?» Я шутливо дотрагиваюсь рожками козы до детей, говоря: «Бе-е-е, забодаю-забодаю!»
Затем предоставляю малышам возможность потрогать козу, подержать ее в руках, пободаться. Потом, взяв игрушку, изображаю, как коза приближается к детям, и читает потешку:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьет —
Забодаю, забодаю, забодаю!
В следующий раз показываю детям, как изобразить козу при помощи пальцев и звукоподражаний.
Организация развивающей предметно – пространственной среды в освоении детьми навыков театрализованной деятельности имеет огромное значение. В моей группе «Малышок» создана зона театральных игр. Эта зона мобильна, вариативна, имеет возможность использования в других видах деятельности; включающая в себя:
- театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
- настольный театр;
- кукольный театр;
- фланелеграф;
- театр масок;
- пальчиковый театр.
Также для развития театрализованных игр широко использую «Дом книги» (книги с иллюстрациями).
Всё это стимулирует желание детей заниматься театрализованной деятельностью. Мои маленькие детки очень любят пальчиковый театр. Кукол ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, у него развивается мелкая моторика, воображение, незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, малыш учится передавать настроение и характер героя. Но сначала я знакомлю своих ребят с пальчиковыми играми. Например, игра «Топ – топ». Я предлагает малышам поплясать. В процессе игры я читаю стихотворение и выполняю соответствующие действия, побуждая детей повторять их:
Топ-топ, топотушки! (Я стучу ладонями по коленям, чередуя удары.)
Пляшет зайка на опушке! (Руки на уровне груди и поочередно поднимаю и опускаю их.)
Пляшет ежик на пеньке! (Соединяю ладони в замок и поднимаю и опускаю пальцы.)
Пляшет чижик на сучке! (Ритмичными движениями соединяю
и разъединяю подушечку большого пальца с подушечками остальных пальцев.)
Пляшет мышка возле норки! (Подношу ладони к голове («ушки»).)
Пляшет козочка на горке! (Сжимаю руки в кулаки, выпрямляю указательные пальцы и подношу руки к ушам («рожки»).)
Пляшет утка на реке! (Соединяю ладони и хлопаю, не разъединяя запястий.)
Черепаха на песке! (Одну руку сжимаю в кулак, а другой рукой обхватываю его.)
Топ-топ, топотушки! (Стучу ладонями по коленям, чередуя удары.)
Пляшут лапки! (Располагаю руки на уровне груди и поочередно поднимаю и опускает их.)
Пляшут ушки! (Подношу ладони к голове.)
Пляшут рожки и хвосты! (Сжимаю одну руку в кулак, выпрямляю указательный палец и подношу руку к голове («рожки»). Другую ладонь подношу к нижней части спины («хвостик»).)
Что стоишь? (Развожу руки в стороны.)
Пляши и ты! (Вращаю ладонями в разные стороны.)
Картотека пальчиковых игр в группе создана.
Также малышей привлекает настольный театр. Он прост и доступен, не требует определенных умений, дети сами действуют с игрушками – персонажами, пытаются передать характер героя (мимикой, жестами).
Отличными помощниками в пополнении развивающей предметно – пространственной среды являются родители. Многое в нашей зоне театральных игр сделано руками родителей: куклы, маски, ширма.
Я занимаюсь просвещением родителей по теме: «Театр. Первые шаги» ( изготавливаю буклеты, консультации) и поэтому от них получаю в дальнейшем больше отдачи. Родители становятся более отзывчивыми на мои просьбы, ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений.
Таким образом, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей раннего возраста неоспоримо.
Данная тема мне нравиться и я буду продолжать по ней работу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 г. Ейска МО Ейский район
Обобщение опыта
По теме: «Театр. Первые шаги».
Воспитатель МБДОУ ДСОВ № 6 г. Ейска МО Ейский район
Е.В.Нестеренко
2019г
г. Ейск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: " Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников....

Консультация для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...

«Роль театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста
Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей и неотъемлемой частью гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами практиче...

Роль театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста
Роль театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста.Ранний возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В раннем возрасте у детей актив...

Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в развитии детей раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в развитии детей раннего возраста» (+ картотека сюжетных игр для детей третьего года жизни)...

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
В данной публикации вы найдете материал о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Как и для чего необходимо использовать именно театрализованную деятельност...

Консультация для родителей "Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"...