«Роль театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Гордеева Татьяна Владимировна

Игровая деятельность является  ведущей деятельностью детей и неотъемлемой частью гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами практическими советами по   использованию театра в период адаптации детей раннего возраста к  условиям детского сада. Работая на протяжении  нескольких лет  в группе раннего возраста я  заметила, что театральный центр привлекает особое  внимание малышей. Мною было отмечено, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, потешки, стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_teatr_malyshey.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ -   детский сад №44 «Колокольчик»

Консультация для воспитателей

Тема:

«Роль театрализованной деятельности в развитии детей

 раннего возраста»

                                                                            Выполнила воспитатель

                                                                            Гордеева Татьяна Владимировна

                                                                             

г. Серпухов

2018.

Игровая деятельность является  ведущей деятельностью детей и неотъемлемой частью гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами практическими советами по   использованию театра в период адаптации детей раннего возраста к  условиям детского сада. Работая на протяжении  нескольких лет  в группе раннего возраста я  заметила, что театральный центр привлекает особое  внимание малышей. Мною было отмечено, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, потешки, стихотворения.

 Адаптация   к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс.  Я считаю, что театрализованные игры, игровые ситуации, представления, действия которые обыгрываются с помощью персонажей театра, является универсальным средством эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого в адаптационный период.  А самое главное – способствуют снижению стресса, позволяют переключить   внимание  малышей с дружного плача на хлопанье, топанье, подражание и тем самым  у малышей  появляются положительные эмоции.

В  период адаптации я использую различные персонажи - игрушки, которые  отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей радость.

Я включаю театрализацию в разные виды деятельности: в режимные моменты, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем.

Также использую персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр, развлечений,   в индивидуальной работе.

С первых лет жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. С помощью сказок у детей появляется   представление об окружающем мире,  о животных и птицах, о связи человека с природой, о добре и зле (главную роль выполняет мама, а в саду продолжает эту работу воспитатель). 

У нас в группе создан театральный центр, где имеются различные виды театров.

Знакомство с театром я начинаю с театра игрушек. Самый простой и доступный театр. Особенно эффективен в использовании с детьми  до 3-х лет. Создать его очень легко. Нужно подобрать резиновые игрушки, они должны быть приблизительно одного размера,  чтобы мышка не была выше кошки. Затем придумать сюжет или подобрать сказку. Например:

1.Игрушечная собачка «учит детей умываться» - взрослый от имени собачки общается с малышом, приговаривая:

Водичка, водичка, умой мое личико

Чтобы глазки блестели

Чтобы ушки слушали

Чтобы зубки кушали.

2.Кошка пришла в гости, знакомится с ребёнком. В этом случае малыш учится правилам поведения. Он здоровается с гостьей, проговаривает  своё имя.

Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений,  дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (собака Жучка, кошка, мышка и т. д.), пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы.

 Для расширения игрового опыта я использую индивидуальную работу с детьми, знакомлю детей с разнообразными видами театров, разыгрывая небольшие представления.

Театр матрешки - дети разыгрывают знакомые сказки при помощи матрешек - персонажей. Фигурки могут быть использованы в качестве настольного театра.

Театр рукавичек: надев на руку рукавичку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер.

Театр картинок: фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие. Затем дети учатся выкладывать картинки сами и   проговаривать слова  и фразы за воспитателем.

Театр кукол би-ба-бо  -  это театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. Самая простая кукла состоит из тельца рубашки, головки и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. А можно использовать старые куклы или резиновые игрушки. Если взять голову резиновой куклы и к ней пришить новый костюм (чтобы в него проходила рука ребёнка), то кукла оживёт, и её можно будет использовать в театральных представлениях. Можно использовать готовые куклы. Например: я  рассказывала сказку «Колобок» и  показывала это на ширме, добавляя при этом свою импровизацию. Впоследствии эти куклы-перчатки стали пользоваться огромной популярностью у детей. Кукольный театр позволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка имеет нравственную направленность.

Из опыта работы мне хотелось   отметить, что из всех видов театра  дети  больше всего интересуются пальчиковым театром Пальчиковый театр любим всеми малышами без исключения. Для самых маленьких можно включать в тренировки игры вроде «Сорока-ворона» и «Коза рогата». При отсутствии средств персонажей, которых нужно надевать на пальцы, можно сделать из бумаги или сшить или связать.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок. Мною собран разнообразный пальчиковый театр- вязанные фигурки, из ткани, резиновые. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть.  Но без подсказки взрослого это не реально, моя задача,  как  воспитателя, показать и научить пользоваться таким видом театра. Пальчиковый театр – это  еще уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. 

Свою работу в этом направлении я строю следующим образом. Сначала я знакомлю детей с   фигурками животных,  разыгрывая  с ними небольшие сценки,  стихотворения и потешки. Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки («Кисонька - мурысонька»), произведения А. Барто («Зайка»), имитировали движения различных животных (кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). Постепенно я   начинаю знакомить детей со сказками. Например, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" дети сначала знакомятся со сказкой. Непосредственно во время разыгрывания пальчикового театра дети вспоминают героев сказки, ход событий в ней, старательно отвечают на поставленные вопросы по содержанию, разучивают движения кукол.  Дети учатся прямо держать палец, затем  начинают действовать с куклами. Здесь важно показать малышам простейшие упражнения с куклами: наклон - здороваются, приподнять- опустить - куколка пляшет, покачать из стороны в сторону- куколка сердится и т. д. Хорошо, когда действие с куколками сопровождается речью, вокализацией, эмоциональными реакциями ребенка. Для плохо говорящих детей можно подбирать игры с куколками на звукоподражание, четкое произнесение гласных звуков, например, Маша потерялась, кричит «Ау, ау, ау», как кричит Маша: «Ау, ау, ау», дедушка вытянул репку и удивился: «У-у-у», как удивился дед «У-у-у», «У-у-у». Важно стимулировать   желание  ребенка договаривать за воспитателем слова и фразы. Потом уже сами в свободное время дети играют в театр самостоятельно,  без помощи воспитателя.

Театр масок Изготавливаются маски –шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, распечатанные маски которые крепятся резинкой вокруг головы с помощью которых можно обыграть сценки, сказки.

В целом, театр может стать вашим другом в воспитательном процессе. Ожившие книжные герои приобретают вес в глазах малыша, ему проще отделить хорошее от плохого, так как знакомый сюжет сочетается с живой речью, с нужными оттенками голоса.

Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир.

Желаю вам творческого вдохновения!


Список используемой  литературы

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

5. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.

6. Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников//Дошк.восп.–1999.- №11.

7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.

8. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.

9. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

В статье описано влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельности в развитииречи детей детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

статья на тему: " Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников....

Презентация на ГМО "Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста"

Презентация на ГМО "Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста"...