Главные вкладки

    "Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"
    консультация по музыке (старшая группа) по теме

    Борисова Татьяна Ивановна

    Значение театрализованной деятельности в развитии тврчества у детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol.docx19.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей

    Цель: дать представление том, какую роль играет театрализованная деятельность в развитии коммуникативных умений и творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Игры  детей отличаются большим разнообразием. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.

    Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные, игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

    Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе  тех и других лежит условное воспроизведение явления, события, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности.

    Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. В играх-драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по

    роли.

    Большой интерес детей старшего дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм на темы литературных произведений и к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение в играх людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых.

    Отдельные персонажи литературных произведений начинают появляться уже в самостоятельных играх детей младших групп, однако малыши не могут полностью раскрыть их.

    Игра-драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

    Игра-драматизация относится к творческим играм. Ей присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей.

    Настоящая игра-драматизация представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, водят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре-драматизации по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка – пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

    Творческое разыгрывание ролей в игре-драматизации значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображения особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, заботливой или равнодушной к членам семьи. В игре-драматизации образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения.

    Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к игре-драматизации можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

    В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняют обязанности. Необходимо устроить так называемый театральный день в дошкольном учреждении: силами педагогического и обслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т.д.

    В играх-драматизациях развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

    Соединение игры-драматизации (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

                                        Использованная литература:

    1. Артемова, Л.В.  Театрализованные игры дошкольников. /Л.В.Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 211 с.
    2. Бочкарева, Л.И. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. /Л.И. Бочкарева – Ульяновск, 1993. – 156 с.
    3. Ворошина Л.В. Организация театрализованных игр в детском саду /Л.В. Ворошина  //Учите ребенка играть. – М.: Просвещение, 1987. – С. 115.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в познавательно – речевой деятельности

    материал предназначен для педагогов и психологов, с целью развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно – речевой деятельности. ...

    Презентация опыта "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности"

    «Раскрыть ребенка, как цветок, развить способности, талант, умения. И сохранить при этом все свое терпение. Для творчества открыть ему пути, и с ним по жизни радостно идти».Современному ребёнку за пор...

    Значение театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Аннотация:Театрализовано-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей; развивает художественно-речевую деятельность, творческие способности. Формирует чувство коллект...

    Доклад на тему: «Роль проектного метода в развитии познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

    Секция 4: «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно – образовательного процесса, ИКТ) – основа личностно – ориентированног...

    Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

    Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

    Педагогический опыт на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - театрализованной деятельности».

    На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования дошкольников., где каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желан...