Контрольная работа для педагогов ДОУ по теме "Методы и приемы развития связной речи детей в ДОО в условиях обновления содержания дошкольного образования"
методическая разработка по развитию речи

Ринчино Лариса Викторовна

Контрольная работа для педагогов ДОУ по теме "Методы и приемы развития связной речи детей в ДОО в условиях обновления содержания дошкольного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_razvitiyu_rechi.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Методы и приемы развития связной речи детей в ДОУ в условиях обновления содержания дошкольного образования»

1.Определите понятие «связная речь».

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развитие связной речи является важным аспектом дошкольного образования по следующим причинам:

Правильная речь — залог успешного освоения грамоты, письма и чтения. Правильная связная речь — один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе.  Связная речь помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми. Она определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является условием для развития его личности. 

2.Опишите основные методы и приемы, используемые для развития связной  речи.

Методы:

Диалогическая речь. Воспитатель создаёт условия для активного участия ребёнка в разговоре, что способствует развитию способности чётко выражать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них.

Использование игры. Игровая деятельность — ведущий вид деятельности дошкольника, поэтому игра является мощным инструментом для развития речи. Например, ролевые игры, где дети разыгрывают различные бытовые или сказочные ситуации, помогают осваивать новые слова и фразы, учат строить высказывания, взаимодействовать с другими участниками игры.

Творческие задания. К таким заданиям можно отнести сочинение рассказов, создание небольших сказок или описание картинок. Дети с удовольствием рассказывают о том, что они нарисовали, увидели или придумали.

Беседа и обсуждение различных тем. Важно выбирать для обсуждения темы, близкие и интересные детям: их любимые игры, мультфильмы, события из жизни.

Чтение книг и пересказ прочитанного. Регулярное чтение детям дошкольного возраста развивает их речь, обогащает словарный запас, способствует формированию образного мышления.

Создание благоприятной речевой среды. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы общение в группе было постоянным и разнообразным.

Приёмы:

Приёмы визуализации. Использование картинок, наглядных пособий, тематических картин стимулирует детей к высказываниям, описанию увиденного. 

Развитие навыков активного слушания. Воспитатель должен обучать детей не только говорить, но и слушать. Для этого в группах проводятся специальные игры и упражнения, направленные на развитие внимательности к речи других. 

Речевой образец. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. 

Повторное произнесение. Намеренное, неоднократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.  Работа над развитием связной речи детей дошкольного возраста должна быть систематической и комплексной. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его уровень речевого развития, интересы и предпочтения. 
3. Как обновление содержания дошкольного образования влияет на методы и приемы развития связной речи? 

Обновление содержания дошкольного образования влияет на методы и приёмы развития связной речи, в частности, через применение инновационных технологий.  Такие технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития. Некоторые из них:

  • Обучение в сотрудничестве.
  • Проектная методика.
  • Интерактивное взаимодействие.
  • Использование информационных технологий, в том числе компьютерных игровых комплексов.

Также в работе по развитию связной речи используются, например:

  • Сюжетно-ролевые игры и театрализованная деятельность.
  • Этюды, импровизации.
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии.
  • Моделирование и анализ ситуаций общения.
  • Сочинение историй и другие формы образовательной деятельности.

Таким образом, обновление содержания дошкольного образования позволяет использовать более эффективные методы развития связной речи, учитывая интересы и возможности детей.

4. Перечислите и охарактеризуйте основные виды деятельности способствующие развитию связной речи  у детей.

Развитию связной речи у детей способствуют разнообразные виды деятельности: занятия, игры, общение и создание предметно-развивающей среды. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его уровень речевого развития, интересы и предпочтения

Составление рассказов по картине (предметной или сюжетной). Дети учатся составлять связный повествовательный рассказ, осмысляют общее содержание картины (о чём она, про кого, как её можно назвать).

  • Рассказы по серии сюжетных картинок. Сначала дети рассматривают картинки, затем располагают их в логической последовательности, кратко рассказывают по каждой картинке.
  • Пересказ текста с помощью наводящих вопросов, «по цепочке» (текст пересказывают несколько детей).
  • Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений.

Игры

  • Ролевые игры — дети разыгрывают различные бытовые или сказочные ситуации, помогают осваивать новые слова и фразы, учат строить высказывания.
  • Творческие задания — сочинение рассказов, создание небольших сказок или описание картинок. Важно стимулировать детей к более развёрнутым ответам, задавая уточняющие вопросы: «Почему ты так думаешь?», «Что произошло дальше?» или «Как ты это понял?».
  • Составление предложений по мнемодорожкам — несколько схематических последовательно связанных между собой изображений, служащих зрительной опорой при составлении предложений, рассказа, пересказа.

Общение

  • Беседы и обсуждения различных тем — важно выбирать темы, близкие и интересные детям: их любимые игры, мультфильмы, события из жизни.
  • Словесные поручения — воспитатель даёт образец словесной просьбы, иногда предлагает ребёнку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу.
  • Совместное рассказывание — взрослый начинает предложение, а ребёнок его завершает, получается своеобразный диалог.

Предметно-развивающая среда

  • Использование картинок, наглядных пособий, тематических картин — это стимулирует детей к высказываниям, описанию увиденного. Например, воспитатель может предложить детям описать изображение на картине, рассказать, что делает тот или иной герой, что произошло до этого и что будет дальше.
  • Организация уголков речевого развития — в группах должны быть материалы для организации речевых игр и занятий: пособия для артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические игры.

5. Обсудите роль взаимодействия с родителями в процессе развития связной речи у детей.

Несколько способов, как родители могут поддерживать и развивать речевые навыки детей в домашних условиях:

  • Разговаривать с ребёнком обо всём. Можно рассказывать о своих бытовых делах, успехах на работе, о действиях самого малыша. Важно называть окружающие предметы, даже если ребёнок не пытается ответить или не понимает некоторых сложных слов.
  • Просить ребёнка повторять. Сначала это могут быть простые звуки: мычание коровы, мяуканье кошки и падение мяча. Дальше можно усложнять задачу, называя предметы верно.
  • Читать ребёнку книги. Можно читать детские сказки и рассказы и обсуждать их. Позже можно попросить ребёнка пересказать содержание книжки другому человеку.
  • Разучивать с ребёнком песни и стихотворения. Они не только обогащают словарный запас, но и развивают чувство ритма. При пении и выразительном чтении стихов у ребёнка также совершенствуется речевое дыхание.
  • Задавать ребёнку вопросы. Речь малыша развивается в диалоге со взрослым. Можно спрашивать ребёнка, что именно он хочет, и поощрять развёрнутую речь.
  • Отвечать на вопросы ребёнка. В 3–4 года у детей появляется особенный интерес к окружающему миру, и они начинают задавать много вопросов. Нужно стараться, отвечать на вопросы развёрнуто и объяснять малышу, когда он чего-то не понимает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Формы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Выступление для воспитателей из опыта работы...

Консультация для родителей «Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.Программа ориентирована на...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...