Главные вкладки

    Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
    методическая разработка

    Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл effektivnye_priyomy_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx21.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЖУРАВУШКА»

      ул. Калинина, 3, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168)  2-36-46; E-mail: ds7zhuravushka@mail.ru

    Деловая игра для педагогов

    Эффективные приёмы развития связной речи

    детей дошкольного возраста

    Подготовила и провела:

    Старший воспитатель

    Н.В.Саломатова

    Соответствие занимаемой должности

    ноябрь, 2019

    Деловая игра для педагогов

    «Эффективные приёмы развития связной речи

    детей дошкольного возраста»

    Цель: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников.

    Задачи:

    1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

    2. Активизировать деятельность педагогов.

    Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

    Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

    Дошкольник, вступаю во взрослую жизнь, не перестаёт задавать вопросы «Почему?», «Где?», «Когда?». Наша задача научить ответить на них грамотно и содержательно, научить воспитанников самостоятельно рассказывать об окружающем, передавая свои эмоции и настроение.

    Назовите задачи по развитию связной речи (воспитатели называют задачи по развитию связной речи).

    Мы приглашаем Вас на деловую игру, где вспомним все о связной речи, постараемся решить проблемные задачи, вспомним педагогические технологии.

    Разминка

    Вопросы:

    1. Что такое связная речь? (Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)

    2. Назовите характерные особенности связной речи: содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих); правильность, чистота, богатство (разнообразие).

    3. Какие социальные функции выполняет связная речь? (установление связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.)

    4. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра.)

    5. Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)

    6. В каких формах осуществляется связная речь? (диалогическая и монологическая)

    7. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

    8. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

    9. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

    10. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

    11. Ведущий прием, в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

    12. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

    13. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи для каждого возраста? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

    Дискуссия

    К какому виду рассказов отнесем эти занятия?

    1 ребенку предложили описать игрушечную машину, которую он держит в руках (рассказ по восприятию)

    2 ребенку предложили описать мишку, который играл с ними на музыкальном занятии, а теперь остался сидеть в музыкальном зале (рассказ из личного опыта)

    3 ребенку попросили описать мишку, которого он бы сделал сам, если бы был игрушечником (рассказ по воображению (творческий).

    Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении с взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше Вы общаетесь с ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.

    Методы развития связной речи:

    На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

    • Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
    • Рассказ по серии сюжетных картинок – научит ребенка понимать сюжет произведения и устанавливать причинно-следственные связи.
    •  Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.
    • Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей.
    • Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
    • Творческий рассказ. Дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.
    • Метод «микрофон» – это также разновидность группового обсуждения определенной проблемы, что дает возможность каждому ребенку высказаться. Можно использовать метод «микрофон» в дидактических играх «Закончи предложение», «Цепочка», «Круг комплиментов» и другие.
    • Метод «синквейна»

    Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

    Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

    • 1 строчка - одно существительное;

    • 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

    • 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

    • 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

    • 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

    Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть

    В чем же его эффективность и значимость?

    - Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

    - Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

    Синквейн является игровым приемом.

    Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

    Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

    Творческая работа

    - СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН (игрушка, время года)

    Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

    Библиографический список

    1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

    2. Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5, 2005.

    3. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4, 2006.

    4. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

    Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....

    Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

    Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

    Статья "Синквейн - эффективная технология развития связной речи детей дошкольного возраста

    Статья знакомит с технологией "Синквейн", как с ней работать и ее плюсы в развитии речи детей....

    Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

    Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

    План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

    План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...