Статья "Синквейн - эффективная технология развития связной речи детей дошкольного возраста
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Статья знакомит с технологией "Синквейн", как с ней работать и ее плюсы в развитии речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Синквейн» – эффективная технология развития связной речи детей дошкольного возраста»

Автор: Елена Евгеньевна Попова

Должность: воспитатель, 1 квалификационная категория

Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

157835 Костромская область, Нерехтский район, поселок Космынино

ул. Октябрьская, д. 3а Тел/факс 8(49431)36145 e-mail:d-s-ogonjok@yandex.ru

2019г

Аннотация: В статье рассматривается возможность развития связной речи детей дошкольного возраста посредством систематического использования в работе современной педагогической технологии «синквейн».

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания» 
                                                                      (Лев Семёнович Выготский)

           

             Современный мир – век цифровых технологий и интернета. Наука не стоит на месте, появляется все больше устройств, способствующих связи людей, находящихся даже в самых отдаленных уголках мира, но… Все больше современных детей не умеют общаться. Причин тому великое множество, однако эта проблема должна решаться на ранней стадии – стадии дошкольного детства. Именно поэтому силы педагогов направлены на поиск способов устранения проблем и развития способности детей связно высказывать свои мысли. Один из способов развития связной речи – использование педагогической технологии синквейн.

Синквейн – это инновационная образовательная технология.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

           Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

  • придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
  • закрепляет знания о частях речи, о предложении;
  • значительно активизирует словарный запас;
  • совершенствует навык использования в речи синонимов;
  • активизирует мыслительную деятельность;
  • совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
  • стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн представляет собой пятистрочную стихотворную форму. Это стихотворение пишется по определенным правилам и не имеет рифмы. В начале XX века она возникла в США под влиянием японской поэзии: силлабических миниатюр хоку и танка. Ее автором стала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В дальнейшем педагоги заметили дидактическую составляющую данной поэтической формы и внедрили ее в педагогический процесс в качестве эффективного метода развития связной речи.

С 1997 года данный метод начал использоваться и в России.

Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

 В чем же его эффективность:

  • простота: составить синквейн могут абсолютно все;
  • творческая составляющая: с его помощью ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;
  • игровая составляющая: синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться;
  • составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу;
  • составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа полученной информации.

Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Технология синквейн применяется в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

 Синквейн позволяет частично решить такие проблемы детей:

  • бедный словарный запас;
  • неумение составлять рассказ по картинке;
  • пересказывать прочитанное;
  • трудности в разучивании стихотворений.

Сама процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной, что соответствует требованиям ФГОС.

Итак, классический синквейн представляет собой поэтическое произведение, состоящее из 5 строк:

  • Первая строка — тема синквейна. Как правило, это одно слово, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два прилагательных (или причастия), которые описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта.
  • Третья строка — три глагола (или деепричастия), способные описать характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, заключающая в себе личное отношение автора будущего произведения к выбранному предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово, отражающее смысл существования предмета или объекта.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

             I этап – подготовительный 

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов, знакомство со схемой предложения.

Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки»,   «Узнай по описанию»,  «Скажи, какой? какая? какое? какие?»,  «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.

             II этап – основной

 Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

              III этап – практический

Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Тема его может быть любой:

  • о природе;
  • о картине и литературном герое;
  • о маме или папе;
  • о настроении;
  • о предметах и тд.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!

           Суть данной технологии достаточно проста. Для наиболее правильного и точного выражения своих мыслей, ребенку необходимо иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа и начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить синквейн, а в дальнейшем пересказать текст или выразить свои мысли.

А мыслящие люди умеют:

  • решать поставленные перед ними задачи;
  • открыты для новых идей;
  • умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
  • умеют слушать собеседника;
  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  • любознательны.

          Таким образом, представленная технология отличается своей простотой, однако именно эта простота делает синквейн одним из эффективных методов развития речи ребенка – дошкольника, позволяющим быстро получить желаемый результат.

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
  3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.  Журнал «Логопед», №5 (2005).
  4. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  5. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.
  6. Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
  7. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005.
  8. Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

Эффективность использования театрализованных игр в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Важным условием эффективного использования театрализованных игр в развитии связной речи детей играет предметно-развивающая среда, которая должна иметь некоторые специфические особенности: обеспечивать...

Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений личностном развитии ребенка в современных условиях,...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...