Проект "Сказки рядом"
проект по развитию речи (младшая группа)

Горшкова Светлана Николаевна

Проект направлен на создание атмосферы радости и творчества, способствующих гармоничному развитию ребенка в раннем возрасте, а также на организацию увлекательной развивающей среды, посредством погружения в мир сказок. Он позволяет формировать интерес у малышей к чтению, эмоционально-положительное отношение к литературе, способствовать развитию речи, познавательных процессов и социальных компетенций у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki_ryadom.docx1.72 МБ
Файл kartoteka_did.igr_.docx28.86 КБ
Файл kartoteka_pod._igr.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задачи дидактических игр:

- уточнить и обогатить знания детей о сказках;

- учить детей узнавать знакомые сказки;

- вызывать желание у детей помочь героям сказок;

- развивать интонационно-речевую выразительность;

- развивать речь, воображение, фантазию, мышление;

- развивать умение действовать согласованно;

- совершенствовать коммуникативные навыки;

- формировать и развивать нравственные понятия воспитанников;

- воспитывать доброту, честность, ответственность.

Дидактические игры по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: формировать умение определять кто из героев лишний

Материал: фигурки из фетра героев сказки «Курочка Ряба», фигурки героев другой знакомой сказки

Ход игры:

Предложить детям закрыть глаза и поставить персонажей из других сказок («Репка», «Колобок»). Дети потом отвечают, что или кто лишний в сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: способствовать развитию у детей связной речи, внимания, наглядного мышления

Материал: фигурки героев сказки «Курочка Ряба» из фетра

Ход игры:

Воспитатель с помощью фигурок воспроизводит сюжет сказки «Курочка Ряба» и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается, и воспитатель вместе с другими детьми меняет одну – две фигурки местами. Ребёнок должен сказать, что изменилось

Дидактическая игра «Курочка Ряба»

Цель: способствовать у детей активизации речи, формировать умение строить фразы, упражнять выполнять действия, о которых говорится в сказке, учить драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок

Материал: герои сказки «Курочка Ряба» 

Ход игры:

Воспитатель показывает героев из сказки и говорит: «Сегодня мы вспомним сказку, которую я вам читала ранее. Посмотрите на героев сказки и скажите, как она называется (Ответы детей). Давайте расскажем ее вместе. Будете мне помогать?»

Воспитатель начинает рассказывать сказку. В процессе показа и выразительного рассказа сказки педагог демонстрирует героев, их действия. Произносит реплики и интонацией незавершенности побуждает детей включиться в разговор. Произносит фразы, побуждая детей завершить их. Жили - были дед… (да баба). Была у них курочка… (Ряба). Снесла курочка… (яичко, не простое, а (золотое). Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била… (не разбила). Вдруг мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и… (разбилось). Дед плачет, баба плачет, а курочка… (кудахчет):Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое, а… (простое! При затруднении воспитатель начинает сам фразу, задаёт сопутствующие вопросы.

В заключительной части педагог хвалит детей, что внимательно слушали сказку. Спрашивает: понравилась ли сказка.

Дидактическая игра «Вышла курочка гулять»

Цель: способствовать развитию у детей умения отвечать на вопросы

Материал: герои сказки «Курочка Ряба», домик

Ход игры:

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию сказки:

У кого жила курочка Ряба? (Курочка жила у деда и бабы).

Что снесла, курочка Ряба? (Курочка Ряба, снесла яичко).

Какое яичко снесла курочка? (Курочка снесла не простое яичко, а золотое).

Что делали дед и баба? (били, били, но не разбили яйцо).

Кто же разбил яйцо? (Мышка разбила яйцо).

Как мышка разбила яйцо? (Мышка хвостиком задела, яйцо упало и разбилось).

Предлагает выбрать персонаж, необходимый для ответа.

 

Дидактические игры по сказке «Репка»

Дидактическая игра «Ты кто или что?»

Цель: активизация употребления глаголов действия и слов, обозначающих признаки предмета, в заданной ситуации

Материал: ковролин, фигурки героев сказки «Репка»

Ход игры:

Воспитатель ставит фигурки на ковролин и спрашивает: Это что? (репка). Что о ней можно сказать? (овощ). Кто посадил репку? (дед). Кто помогал тянуть репку? (бабка, внучка и т. д.). Дед, бабка, внучка это кто? (люди). Собачка, кошка, мышка это кто? (животные).

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: формировать умение детей определять кто из героев лишний на ковролине

Материал: ковролин, герои сказки «Репка» и фигурки других знакомых сказок

Ход игры:

Предложить детям закрыть глаза и поставить персонажей из других сказок. Дети затем отвечают, что или кто лишний в сказке «Репка»

Дидактическая игра «Расскажи по картинке»

Цель: расширение словарного запаса у детей, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности

Материал: ковролин, фигурки героев сказки «Репка» на липучке

Ход игры:

Воспитатель приклеивает на ковролин одного из героев сказки «Репка» и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал

Затем воспитатель приклеивает другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя

Если это не получается, воспитатель задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д.

Дидактическая игра «Репка»

Цель: напомнить детям содержание сказки, вызвать желание рассказать сказку с воспитателем, способствовать активизации речи, закреплять умение строить фразы

Материал: ковролин, домик, герои сказки «Репка» с липучкой.

Ход игры:

Воспитатель вносит коробочку, в которой лежат герои сказки. Расставляет их на ковролин. Воспитатель говорит: «Сегодня мы вспомним сказку, которую я вам читала ранее. Посмотрите на героев сказки и скажите, как она называется (Ответы детей). Давайте расскажем её вместе.»

Воспитатель начинает рассказывать сказку. В процессе показа и выразительного рассказа сказки педагог демонстрирует героев, их действия, произносит реплики и интонацией незавершенности побуждает детей включиться в разговор, завершая начатую педагогом фразу. Далее воспитатель произносит следующие фразы, побуждая детей завершить их.

Далее педагог показывает героев, а дети самостоятельно рассказывают сказку, при затруднении педагог начинает сам произносить фразу.

Дидактическая игра «Кто за кем?»

Цель: закрепить знания детей по сказке «Репка», развивать интерес к русскому народному творчеству

Материал: ковролин, домик, герои сказки «Репка» с липучкой

Ход игры:

На ковролине в разном порядке расположены герои сказки.

Детям предлагается вспомнить сказку, и расположить героев по порядку, как происходило в сказке.

Дидактическое игра «Кто что ест?»

Цель: напомнить детям сказку; вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, кто что ест

Материал: ковролин, домик, герои сказки «Репка» с липучкой, фигурки рыбки, косточки и сыра на липучке

Ход игры:

Воспитатель рассказывает сказку «Репка». По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. («Вымыли, очистили и стали есть».) «Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей отдельно, – едят сладкую репку. Едят, похваливают: «Очень-очень сладкая репка». Какая репка?» (Хоровые и индивидуальные ответы.)

«Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Сейчас им внучка другую еду принесёт. Кошке – рыбку. Ешь рыбку! (Хоровые и индивидуальные повторения.) Жучке – косточку. Грызи Жучка косточку! Мышке – сыр. (Хоровые повторения.)

Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: дед, бабка и внучка едят сладкую репку; кошка ест рыбку; собака Жучка грызёт косточку; мышка ест сыр.

Дидактическая игра «Покажи одинаковое»

Цель: расширение словарного запаса, формирование умения у детей сравнивать, обобщать, развитие фантазии, умения классифицировать предметы по разным признакам

Материал: ковролин, фигурки героев сказки «Репка»

Ход игры:

Воспитатель рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.

Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например: у кого есть хвосты? Чем похожи дед, бабка, внучка? (есть руки и ноги). Чем похожи Жучка, кошка, мышка? (животные) и т. д.

 

Дидактические игры по сказке «Колобок»

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Цель: закрепить знания детей по сказке «Колобок», развивать интерес детей к русскому народному творчеству

Материал: ковролин, фигурки героев сказки «Колобок», фигурки героев из других сказок

Ход игры:

Воспитатель добавляет к героям сказки несуществующего персонажа. Дети называют лишнего героя.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: развитие у детей связной речи, внимания, наглядного мышления

Материал: ковролин, фигурки героев сказки «Колобок»

Ход игры:

Воспитатель с помощью фигурок воспроизводит на ковролин сказку «Колобок» и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается, и воспитатель вместе с другими детьми меняет одну фигурку местами. Ребёнок должен сказать, что изменилось.

Дидактическая игра «Колобок»

Цель: способствовать активизации речи детей, формировать умения продолжать строить фразы

Материал: ковролин, домик, герои сказки «Колобок» с липучкой

Ход игры:

Воспитатель показывает героев из сказки и говорит: «Сегодня мы вспомним сказку, которую я вам читала ранее. Посмотрите на героев сказки и скажите, как она называется (Ответы детей). Далее предлагает рассказать сказку вместе.

Воспитатель начинает рассказывать сказку. В процессе показа и выразительного рассказа сказки воспитатель демонстрирует героев, их действия. Произносит реплики и интонацией незавершенности побуждает детей включиться в разговор. Произносит фразы, побуждая детей завершить их.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: закрепить знания детей по сказке «Колобок», развивать интерес детей к русскому народному творчеству

Материал: ковролин, герои сказки «Колобок» с липучкой

Ход игры:

На столе в разном порядке расположены герои сказки. Детям предлагается вспомнить сказку, и прикрепить на ковролин героев по порядку, как происходило в сказке.

Пальчиковая гимнастика «Колобок» 

 

Жил-был колобок (хлопки в ладоши) Колобок печеный бок (показать ладони соединить в круг) И от дедушки, и от бабушки (показать одну ладонь, затем другую ладонь) Покатился колобок (круговое вращение руками) Покатился колобок – видит заинька идет (зайкины ушки) И от заиньки косого, укатился колобок Покатился колобок – видит волк, зубами щелк (краб) И от злого, злого волка Покатился колобок Покатился колобок – видит Мишенька идет (покачаться влево, вправо)         И от мишки косолапого 

Укатился колобок. Покатился колобок -видит лисонька идет(лиса) Но от злой и жадной лисы колобок уйти не смог. Лиса его ам и съела. 

 

 

Дидактические игры по сказке «Теремок»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: формировать умение у детей определять кто из героев лишний на ковролин

Материал: ковролин, домик, герои сказок с липучкой

Ход игры:

Предложить детям закрыть глаза, а воспитатель тем временем к сказке «Теремок» ставит героев из другой сказки. Дети потом отвечают, что или кто лишний в сказке «Теремок», или кто появился из персонажей другой сказки.

Дидактическая игра «Сколько зверей поселилось в теремке?»

Цель: закрепить умение у детей различать количество сказочных персонажей, используя при этом слова «один», «много»

Материал: ковролин, домик, герои сказки «Теремок» с липучкой

Ход игры:

Воспитатель ставит перед детьми теремок. Сказочных героев воспитатель кладёт в сторону, чтобы дети их не видели.

Воспитатель начинает рассказывать сказку. По ходу рассказа спрашивает: «Сколько мышек прибежало?» (одна), лягушек (одна) и т.д. Сколько животных в теремке? (много)

Дидактическая игра «Высокие и низкие ёлочки в лесу»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов по высоте

Материал: ковролин, домик, высокие и низкие елочки, герои сказки «Теремок» с липучкой

Ход игры:

Воспитатель на ковролин прикрепляет теремок. Около теремка расставлены ёлочки: большие и маленькие.

Воспитатель: Наступило утро. В теремочке все зверьки проснулись и поспешили в лес по своим делам. В лесу росли ёлочки. Дети, посмотрите, пожалуйста, какие деревья растут в лесу? (Ёлочки.) По высоте ёлочки одинаковые? (Разные.) Какие ёлочки по высоте растут в лесу? (Ёлочки в лесу высокие и низкие.) Покажите мне, пожалуйста, высокие (низкие) ёлочки.

Дети сравнивают ёлочки по высоте, показывают и называют высокие и низкие ёлочки, пользуются словами «высокая, низкая».

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: закреплять умение у детей различать и называть персонажи сказок

Оборудование: фигурки героев сказки «Теремок», домик, деревья с липучками

Ход игры:

Перед детьми стоят фигурки героев. Уточняют названия героев. Затем дети закрывают глаза, и воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и должны сказать, что изменилось.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: формировать умение детей определять кто из героев лишний на ковролине

Материал: ковролин, фигурки героев сказки «Теремок» и фигурки других знакомых сказок

Ход игры:

Предложить детям закрыть глаза, в это время воспитатель прикрепляет персонажей из другой знакомой сказки. Дети потом отвечают, что или кто лишний в сказке «Теремок».

Дидактическая игра «Соседи»

Цель: упражнять в умении детей определять пространственные направления вверху, внизу

Материал: ковролин, фигурки героев сказки «Теремок», домик на липучке

Ход игры:

Воспитатель ставит на ковролин теремок, в котором «живут» сказочные персонажи.

Воспитатель: Живут все звери в теремочке дружно, друг к другу в гости ходят.

Затем воспитатель задаёт детям вопросы, дети отвечают: «Кто живёт внизу?», «Кто живёт вверху?», «Кто поселился на крыше?»

Дидактическая игра «Расскажи по картинке»

Цель: расширение словарного запаса у детей, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности

Материал: ковролин, фигурки героев сказки «Теремок» на липучке

Ход игры:

Воспитатель приклеивает на ковролин одного из героев сказки и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем воспитатель приклеивает другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя.

Если это не получается, воспитатель задаёт наводящие вопросы: например: Кто это? Добрый или злой? Что делает?

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Теремок» 

 

Стоит в поле теремок, теремок.  Дети поднимают руки над головой. Кончики пальцев левой руки соединить с кончиками пальцев правой руки – это “крыша” Он не низок, не высок. Приседают  На двери висит замок, да замок. Кто бы тот замок нам открыть помог? Сцепляют пальцы рук “в замок” так сильно, чтобы пальцы покраснели Слева зайка, справа мишка кивают головой один раз вправо, один раз влево   – Отодвиньте-ка задвижку! Тянут руки в разные стороны, но пальцы оставляют в замке – “крепкий замок” Слева ёжик, справа волк кивают головой Открывают теремок, теремок “Открывается замок” – разводят руки в стороны



Предварительный просмотр:

Цель подвижных игр: воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам; формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений; развивать быстроту и ловкость

Подвижная игра «Курочка Ряба»

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения и текст

Снесла курочка яйцо, положила на крыльцо (присаживаемся, кладем на пол)

Мы разбить его пытались, не могли, как ни старались

Били, били кулачком (бьем кулачком)

Не разбили!

Били, били локотком, (бьем локотком)

Не разбили!

Били, били молотком (бьем воображаемым молотком)

Не разбили!

Вдруг яичко покатилось (вращаем руками одна вокруг другой)

И само-собой разбилось! Кррррак! (присели, выбросили руки вверх ладонями кверху)

Посмотрите, что за чудо появилось вдруг оттуда? (встали, приподняв руки в стороны)

Мягкое, пушистое, как солнце золотистое: Цыпленок!!! (запрыгали и запищали)

Подвижная игра «Репка»

Оборудование: шапочки, стул

У противоположного конца зала ставят стул, сажают ребенка – это репка.

Надевают шапочки: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка

Игру начинает дед, бежит к репке, обегает репку, возвращается, берет бабку, обегают вдвоем, возвращаются, берут внучку, обегают втроем, возвращаются и так далее. В конце игры за мышку цепляется «Репка»

Подвижная игра «Теремок»

Оборудование: маски героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисы, медведя

Дети поднимают сцепленные друг с другом руки и помогают воспитателю произносить текст:

«Вот стоит теремок, он не низок, не высок.

Как войдет в него зверек, так захлопнется замок»

Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него. На слова воспитателя «Хлоп», дети опускают сцепленные руки. Кто попадается, перестает быть зверьком и встает в теремок с остальными детьми.

Игра повторяется, пока не останется самый ловкий

Подвижная игра «Колобок»

Катится, катится колобок по дорожке (шагают на месте)

Затем покатился все быстрее и быстрее (бег врассыпную)

И тут навстречу ему заяц… (имитация движений) шустрый колобок укатился (бег на месте)

волк… (имитация движений, бег на месте)

медведь…(имитация движений, бег на месте)

лиса (имитация движений)

Подвижная игра «Колобок»

Дети образуют круг, выбирают Колобка и Лису

Колобок говорит слова вместе с воспитателем

«Я Колобок, Колобок по коробу метен, по сусекам скребен

Я от дедушки ушел и от бабушки ушел,

Я от зайца ушел и от волка ушел,

От медведя ушел

И от тебя лиса нехитро уйти

Бежит по кругу, лиса догоняет

 

Подвижная игра «Колобок»

Оборудование: мячи

Лиса встает на одной стороне зала, дети рядом в шеренгу

Совместно с воспитателем произносят слова:

«Я веселый колобок, колобок!

У меня румяный бок, вкусный бок!

Я от дедушки ушел. Да, ушел!

Я от бабушки ушел. Да, ушел!

Никого я не боюсь, не боюсь,

По дорожке покачусь, покачусь!»

С окончанием слов дети толчком обеих рук прокатывают мячи к противоположной стене зала, бегут за ними, а лиса пытается поймать мяч и положить его в обруч или корзину, стоящую в центре зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

Методическая разработка. Вечер развлечения с родителями: "Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?"

Как создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, семейной общности....

Комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Мама рядом, папа рядом, что ещё для жизни надо"

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме моя  семья во 2 младшей группе...

Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?

Предложить систему работы, направленную на осознание ребенком своей роли в семье, значения семьи в жизни людей и на оптимизацию поведенческих навыков детей в социуме....

Проект « Моя Семья. Рядом папа, рядом мама все, что мне для счастья надо »

Мой проект посвящен формированию представлений о семье, семейных ценностях, традициях, обобщению знаний дошкольников о своей собственной семье, проект содействует развитию связной речи детей. Пос...

НОД в первой группе раннего возраста «Хорошо рядом с ней, рядом с мамочкой моей».

Научить детей внимательно рассматривать фотографии, называть свое имя, отвечать на вопросы: кто это?Учить   рисовать ягоды рябины пальчиками...