Творчество В.А. Сухомлинского Рассказ «Яблоко в осеннем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зайцева Татьяна Петровна

В. А. Сухомлинский. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_rasskazu_1.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Творчество В.А. Сухомлинского

Рассказ «Яблоко в осеннем лесу»

                                                    МБДОУ «Детский сад №4 «Огонёк»  

                                                    г. Сафоново Смоленской области.

                                                    Воспитатель: Зайцева Татьяна Петровна

    Цитата : В. А. Сухомлинский. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.

Цель и задачи:                                                          

- познакомить детей с произведением В.А.Сухомлинского «Яблоко в осеннем саду»
- обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами
- развивать эмоциональную сферу, мышление через анализ поступков героев
- учить делать выводы
- развивать связную речь у детей
- учить пересказывать рассказ по плану
- добиваться последовательности в изложении содержания
- совершенствовать интонационную выразительность речи

- воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

В круг широкий вижу я

встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

а теперь пойдем налево,

в центре круга соберемся,

и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнем.

Воспитатель: ребята, послушайте загадку.

Душистые, румяные,

Есть сладкие, есть пряные,

Есть кислые, есть терпкие,

Есть мягкие, есть крепкие.

Есть свежие, сушеные,

И даже есть моченые.(Яблоки.)

Воспитатель: правильно ребята, это яблоко. Посмотрите, что я вам принесла.

Дети: Яблоки.

Воспитатель: правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду?

Дети: красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.

Воспитатель: какие они по размеру?

Дети: большие, маленькие, огромные.

Воспитатель: а какие они по запаху?

Дети: ароматные, душистые.

Воспитатель:  как вы думаете, какие они на вкус?

Дети: вкусные, сладкие, сочные, нежные.

Что можно приготовить из яблок: Дети-сварить варенье,  компот, сделать сок повидло, заморозить…..

Воспитатель: ребята, есть много сказок, где яблоко или яблоня играют свои роли, наравне с  героями. Вспомним эти сказки.

 Сказка «Гуси-лебеди». Помните, как яблоня прятала девочку и мальчика от гусей – лебедей Бабы Яги.

В сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке» яблоко выступает в роли ясновидящего. «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях…» Ну, точно, современный компьютер!

Просмотр сказки В. Сутеева «Яблоко»

 «С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко».

В этой сказке Ворона, Заяц и Ёж пытаются поделить одно яблоко, а рассудительный Медведь помог им в этом деле.

Воспитатель: сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Александрович Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоков осеннем саду».

Яблоко в осеннем саду
В. Сухомлинский
 Поздней осенью маленькие сестрички Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки.
 Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели большое красное яблоко.
Оля и Нина вскрикнули от радости.
– Как оно сохранилось? – удивилась Оля.
– Сейчас мы его сорвем, – сказала Нина.
Девочки сорвали яблоко. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она сдержалась и предложила:
– Пусть твое будет яблоко, Нина.
Нине тоже хотелось, чтобы яблоко было её, но Нина тоже сказала:
– Пусть твое будет яблоко, Оля…
Яблоко переходило из рук в руки. Но вот им обеим пришла в голову мысль:
– Отдадим яблоко маме.
Они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.
В материнских глазах сияла радость.
Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.

Вопросы для обсуждения:

Какое время года описывается в рассказе?

Что увидели  Оля и Нина  на большой яблоне?

Что сделали сестрички яблоком?

Почему яблоко переходило из рук в руки?

Какая мысль девочкам пришла в голову?

Что сделала мама с яблоком?

Почему мама так поступила?

Чему учит этот рассказ?

Воспитатель: если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.

Физминутка «Яблочко»

На носочки я встаю, (Подняться на носки)

Яблочко я достаю, (Руки вверх)

С яблочком бегу домой, (Бег на месте)

Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)

Воспитатель: помните, с чего начинается рассказ?

Воспитатель: как можно кратко назвать эту часть рассказа?  Я вам помогу. Смотрите  я подобрала картинки к рассказу.

Ответы детей. Воспитатель: правильно, молодцы  «Сестрички Оля и  Нина гуляли в яблоневом саду, описание природы - Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки».

Воспитатель: Дальше куда подошли девочки?

Ответы детей:  к большой яблоне, где увидели яблоко

Воспитатель: следующая часть плана, девочки  сорвали яблоко

Дети: каждой хотелось получить яблоко и сестрички передавали его из рук в руки, но им пришла мысль отдать яблоко маме.

Вывод: выяснилось о доброте, щедрости двух сестричек, которые единственное яблоко, увиденное  в саду отнесли маме, несмотря на то, что им очень хотелось это яблоко, а мама разделила его.

 Рассказы и сказки В.А.Сухомлинского -этого величайшего человека учат человечности, раскрывают понятия нравственности, доброты и красоты, в них можно найти ответы на многие важные вопросы.

Воспитатель: Ребята давайте  изготовим из пластилина: «Яблоки»

Пластилинография: «Яблоки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Художественное творчество (Аппликация обрывная) "Ёжик в осеннем лесу"

    Программные задачи.     1. Развивать творческое воображение, чувство цветоощущения и цветовосприятия.     2. Упражнять в использовании...

Художественное творчество "Ежик в осеннем лесу"

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельностипо художественному творчеству для среднего возрастана тему: «Ёжик в осеннем лесу»...

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (рисование) "На яблоне поспели яблоки " средняя группа

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (рисование) "На яблоне поспели яблоки" в средней группе ДОУ...

Фотоотчёт занятия по художественному творчеству: Аппликация с элементами рисования "Ёжик в осеннем лесу"

Комплексное занятие для детей второй младшей группы. Способствует развитию мелкой моторики, воображения и творческих способностей детей. Помогает воспитывать любовь к животному миру....

Рассказ по картине Осень в лесу

Рассказ по картине Осень в лесу...