Творчество В.А. Сухомлинского Рассказ «Яблоко в осеннем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
В. А. Сухомлинский. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Творчество В.А. Сухомлинского
Рассказ «Яблоко в осеннем лесу»
МБДОУ «Детский сад №4 «Огонёк»
г. Сафоново Смоленской области.
Воспитатель: Зайцева Татьяна Петровна
Цитата : В. А. Сухомлинский. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное.
Цель и задачи:
- познакомить детей с произведением В.А.Сухомлинского «Яблоко в осеннем саду»
- обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами
- развивать эмоциональную сферу, мышление через анализ поступков героев
- учить делать выводы
- развивать связную речь у детей
- учить пересказывать рассказ по плану
- добиваться последовательности в изложении содержания
- совершенствовать интонационную выразительность речи
- воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
Ход НОД:
Воспитатель: ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
В круг широкий вижу я
встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
а теперь пойдем налево,
в центре круга соберемся,
и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем.
Воспитатель: ребята, послушайте загадку.
Душистые, румяные,
Есть сладкие, есть пряные,
Есть кислые, есть терпкие,
Есть мягкие, есть крепкие.
Есть свежие, сушеные,
И даже есть моченые.(Яблоки.)
Воспитатель: правильно ребята, это яблоко. Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: Яблоки.
Воспитатель: правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду?
Дети: красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.
Воспитатель: какие они по размеру?
Дети: большие, маленькие, огромные.
Воспитатель: а какие они по запаху?
Дети: ароматные, душистые.
Воспитатель: как вы думаете, какие они на вкус?
Дети: вкусные, сладкие, сочные, нежные.
Что можно приготовить из яблок: Дети-сварить варенье, компот, сделать сок повидло, заморозить…..
Воспитатель: ребята, есть много сказок, где яблоко или яблоня играют свои роли, наравне с героями. Вспомним эти сказки.
Сказка «Гуси-лебеди». Помните, как яблоня прятала девочку и мальчика от гусей – лебедей Бабы Яги.
В сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке» яблоко выступает в роли ясновидящего. «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях…» Ну, точно, современный компьютер!
Просмотр сказки В. Сутеева «Яблоко»
«С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко».
В этой сказке Ворона, Заяц и Ёж пытаются поделить одно яблоко, а рассудительный Медведь помог им в этом деле.
Воспитатель: сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Александрович Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоков осеннем саду».
Яблоко в осеннем саду
В. Сухомлинский
Поздней осенью маленькие сестрички Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки.
Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели большое красное яблоко.
Оля и Нина вскрикнули от радости.
– Как оно сохранилось? – удивилась Оля.
– Сейчас мы его сорвем, – сказала Нина.
Девочки сорвали яблоко. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она сдержалась и предложила:
– Пусть твое будет яблоко, Нина.
Нине тоже хотелось, чтобы яблоко было её, но Нина тоже сказала:
– Пусть твое будет яблоко, Оля…
Яблоко переходило из рук в руки. Но вот им обеим пришла в голову мысль:
– Отдадим яблоко маме.
Они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.
В материнских глазах сияла радость.
Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.
Вопросы для обсуждения:
Какое время года описывается в рассказе?
Что увидели Оля и Нина на большой яблоне?
Что сделали сестрички яблоком?
Почему яблоко переходило из рук в руки?
Какая мысль девочкам пришла в голову?
Что сделала мама с яблоком?
Почему мама так поступила?
Чему учит этот рассказ?
Воспитатель: если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.
Физминутка «Яблочко»
На носочки я встаю, (Подняться на носки)
Яблочко я достаю, (Руки вверх)
С яблочком бегу домой, (Бег на месте)
Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)
Воспитатель: помните, с чего начинается рассказ?
Воспитатель: как можно кратко назвать эту часть рассказа? Я вам помогу. Смотрите я подобрала картинки к рассказу.
Ответы детей. Воспитатель: правильно, молодцы «Сестрички Оля и Нина гуляли в яблоневом саду, описание природы - Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки».
Воспитатель: Дальше куда подошли девочки?
Ответы детей: к большой яблоне, где увидели яблоко
Воспитатель: следующая часть плана, девочки сорвали яблоко
Дети: каждой хотелось получить яблоко и сестрички передавали его из рук в руки, но им пришла мысль отдать яблоко маме.
Вывод: выяснилось о доброте, щедрости двух сестричек, которые единственное яблоко, увиденное в саду отнесли маме, несмотря на то, что им очень хотелось это яблоко, а мама разделила его.
Рассказы и сказки В.А.Сухомлинского -этого величайшего человека учат человечности, раскрывают понятия нравственности, доброты и красоты, в них можно найти ответы на многие важные вопросы.
Воспитатель: Ребята давайте изготовим из пластилина: «Яблоки»
Пластилинография: «Яблоки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД Художественное творчество (Аппликация обрывная) "Ёжик в осеннем лесу"
Программные задачи. 1. Развивать творческое воображение, чувство цветоощущения и цветовосприятия. 2. Упражнять в использовании...

Художественное творчество "Ежик в осеннем лесу"
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельностипо художественному творчеству для среднего возрастана тему: «Ёжик в осеннем лесу»...

Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам народного творчества « Звуки осеннего леса»
Развивать слух. эмоции, ЗНАКОМСТВО С САМЫМИ ПРОСТЫМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ...
Технологическая карта НОД " Яблоня с золотыми яблоками в волшебном лесу"
Рисование в старшей группе...

Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (рисование) "На яблоне поспели яблоки " средняя группа
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (рисование) "На яблоне поспели яблоки" в средней группе ДОУ...

Фотоотчёт занятия по художественному творчеству: Аппликация с элементами рисования "Ёжик в осеннем лесу"
Комплексное занятие для детей второй младшей группы. Способствует развитию мелкой моторики, воображения и творческих способностей детей. Помогает воспитывать любовь к животному миру....
Рассказ по картине Осень в лесу
Рассказ по картине Осень в лесу...
