Методика воспитания звуковой культуры речи речи
учебно-методическое пособие по развитию речи

Цель методики воспитания звуковой культуры речи-формирование правильной звучащей речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение.
 
Задачи:
  •  
  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Развитие голосового аппарата;
  • Развитие навыков умелого использования интонационных средств выразительности;
  • Развитие умеренного темпа речи и правильного речевого дыхания.
Содержание:
 
  • Чистоговорки;
  • Скороговорки;
  • Дидактические игры;
  • Хороводные игры;
  • Игры на звукоподражание;
  • Игры инсценировки;
  • Методические рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_vospitaniya_zvukovoy_kultury_rech.docx59.08 КБ

Предварительный просмотр:

2.Методика воспитания звуковой культуры речи

        

2.1. Чистоговорки

2.1. Чистоговорки

Звук «Б» «Бь»

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе - потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба - не нужна уже труба!

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Звук «В»

Ва-ва-ва — высокая трава.

Вы-вы-вы — выше головы.

Во-во-во — вокруг всё расцвело.

Ву-ву-ву — васильков нарву.

Ве-ве-ве — ветка на траве.

Ви-ви-ви — Витю позови.

Вё-вё-вё — в гости позовём.

Ву-ву-ву — сказка наяву.

Звук «Г»

 Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги.

Га-га-га,га-га-га у меня болит нога.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу.

Га-га-га,га-га-га не болит уже нога.

Звук «Д» «Дь»

Ду-до-да – гудят провода.

Да-да-да – теплая вода.

Ду-ду-ду – спать я не пойду.

Де-де-де – я не знаю где.

Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди - ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да - ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де - вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды - только слышно из воды.

Звук «Ж»

 Жу-жу-жу, жу-жу-жу - В зоопарк пришли к моржу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - Испугались мы моржа.

Же-же-же, же-же-же - Сидят птички на морже.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - Ближе подошли к моржу.

Звук «З» «Зь»

За-за-за – вот идет коза.

За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези!

Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя - не привози.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали вновь козу.

Звук «К» «Кь»

Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока,

Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко.

Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.

Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки!

Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку.

Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко.

Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака.

Звук «Л» «Ль»

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла - не забьете мне гола.

Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

Ла-ла-ла - я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Лу-лу-лу - заведу юлу.

Ал-ал-ал – темный подвал.

Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.

Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол - начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул - ветерок подул.

Ул-ул-ул - зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил - в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

Олка-олка – у Володи иголка.

Улка-улка – у Володи булка.

Илка-илка – у Володи вилка.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

Звук «М» «Мь»

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Ма - ма - ма - на дворе зима.

Ма - ма - ма - вот пришла зима.

Ма - ма - ма - я поймал сома.

Му-му-му-молоко кому?

Ум-ум-ум - вот аквариум.

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Ом- ом- ом - мы гулять идем.

Ом- ом-ом - это снежный ком.

Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы- мы-мы - дождались зимы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы-мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Звук «Н» «Нь»

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Он-он-он – телефон.

Ан-ан-ан – барабан.

Ан-ан-ан - мне купили барабан.

Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

Ин-ин-ин – магазин.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

На-на-на - нам звезда видна.

Ан-ан-ан - на стенке таракан.

Не-не-не - ваза на окне.

Ни-ни-ни, - далеко горят огни.

Ин-ин-ин - к нам плывет дельфин.

Но-но-но - мы пойдем в кино.

Он-он-он - в зоопарке слон.

Ну-ну-ну - вас я припугну.

Ун-ун-ун - в сказках есть колдун.

Ын-ын-ын - это старший сын.

Ню-ню-ню - сена дам коню.

Ня-ня-ня - отыщи меня.

Ян-ян-ян - где растет тимьян?

Звук «П» «Пь»

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп - варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Ап-ап-ап - раздается храп.

Ип-ип-ип - где-то слышен хрип.

Оп-оп-оп - очень толстый поп.

Оп-оп-оп - нажимаем стоп.

По-по-по - наш трамвай идет в депо.

Уп-уп-уп - ешьте, дети, суп.

Яп-яп-яп - не делай все тяп-ляп.

- П! – мы губы сложим вместе.

- П! – мы выдохнем порезче!

- П, П, П! – пыхтим мы глухо,

Нету голоса у звука!

Звук «Р» «Рь»

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра - во дворе гора.

Ра-ра-ра - в лес идти пора.

Ра-ра-ра - сад полить пора.

Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра - суп варить пора.

Ра-ра-ра - суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.

Ры-ры-ры - любит Варечка шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар - рядом синий шар.

Ар-ар-ар - улетает синий шар.

Ар-ар-ар - это красный шар.

Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри - на рябину посмотри.

Ри-ри-ри - там расселись снегири.

Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Звук «С» «Сь»

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.

Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.

Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!

Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса.

Су-су-су: не боимся мы осу.

Сы-сы-сы: жало остро у осы.

Се-се-се: киселя дадим осе.

Са-са-са – на дворе роса.

Са-са-са – в лесу бывает лиса.

Са-са-са - у меня лиса.

Су-су-су – даю Саше лису.

Са-са-са – у кого лиса?

Ос-ос-ос – на поляне много ос.

Су-су-су – мы видели осу.

Са-са-са – летит оса.

Са-са-са – прилетела оса.

Су-су-су – мы прогоним осу.

Са-са-са – улетела оса.

Сы-сы-сы – не боимся мы осы.

Со-со-со у Светланы колесо.

Со-со-со – мы сменили колесо.

Су-су-су- было холодно в лесу.

Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.

Си-си-си – ты сырочек откуси.

Ся-ся-ся – мы поймали карася.

Ся-ся-ся – Костя ловит карася.

Сы-сы-сы – у Семена нет косы.

Са-са-са – вот коса.

Са-са-са – острая коса.

Сой-сой – траву косили мы косой.

Сы-чи-сы – вот часы.

Сы-чи-сы – идут часы.

Сов-сов-сов – есть стрелки у часов.

Сы-чи-сы – похожи стрелки на часы.

Звук «Т» «Ть»

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

Ты-ты-ты - я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от - летит в небе самолет.

От-от-от - испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели все коты.

Ту-ту-ту – молоко налью коту.

Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то –поиграли мы в лото.

Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.

Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

Звук «Х» «Хь»

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

7. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Звук «Ц»

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца - дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.

Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.

Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!

Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.

Цу-цу-цу – дело близится к концу.

Цы-цы- цы – обрубаем все концы.

Це-це-це – что узнаем мы в конце?

Ец-ец-ец – зиме конец.

Ец-ец – летит скворец.

Ца-ца-ца – мы видели скворца.

Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Звук «Ч»

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу - в самолете я лечу.

Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу - быстро всех домчу.

Чу-чу-чу - я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич - из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч - в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок.

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.

Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.

Чу-чу-чу - врач идет к грачу

Звук «Ш»

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу - я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши - зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш - это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.

Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.

Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.

Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Звук «Щ»

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу - я сома тащу.

Щу-щу-щу - васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи - осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.

Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.

Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.

Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.

2.2. Скороговорки

Звуки С – Сь

  • У Сони и Сани в сетях сом с усами.
  • Сене все бы спать на сене.
  • На острую косу много покосу.
  • Был бы покос, да настал мороз.
  • Мы гуляли в лесу и видели лису.
  • Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.
  • На скамейку мама села, справа – Сева, Слава – слева.
  • Сеня, Соня, Сима с Саней катались на санках. Санки – скок, Сеню с ног, Соню – в бок, Симу с Саней – бух в сугроб.
  • Са-са-са, на столе сидит оса.

Сы-сы-сы, у осы усы, усы.

Со-со-со, надо справиться с осой.

Су-су-су, прогоните все осу!

Звуки З – Зь

  • У зайки Бубы заболели зубы.
  • У маленькой Зины бузина в корзине.
  • Зоя – зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
  • Зойкиного зайку зовут Зазнайкой.
  • Все идут с базара, а Назар – на базар.
  • Сходил спозаранку Назар на базар,

Купил там козу и корзинку Назар.

  • Зеленая береза зеленеет в лесу.

Зоя под березой поймала стрекозу.

  • Козу козленок обозлил, козе козленок надерзил.

Но ты не злись, коза, не злись!

А ты, козленок, извинись.

  • За-за-за, капусту ест коза.

Зо-зо-зо, дай откусить разок.

Зы-зы-зы, злые глаза у козы.

Зу-зу-зу, прогоните вы козу.

Звук Ц

  • Цапля цокала птенцу: цаплям серый цвет к лицу.
  • Цапленок цепко цыпляется за цепь.
  • Бегают две курицы по зеленой улицы.
  • Курица снесла яйцо под крыльцо.
  • Из соседнего колодца целый день водица льется.
  • Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву Ц:

- Подойди цыпленок, цып, повторяй-ка: «Цып-цып-цып».

  • Соне в оконце ярко светит солнце.
  • Цапля ходит по болоту, ждут в гнезде ее птенцы.

     В цех явились на работу молодые кузнецы.

  • Цы-цы-цы, бегут ко мне птенцы.

 Ца-ца-ца, дам я им пшенца.

Цу-цу-цу, налью я им водицу.

Цо-цо-цо, снесите мне яйцо.

Звук Ш

  • Наша Наташа – малышка, на ней шубка – коротышка.
  • Шапка да шубка – вот и наш Мишутка.
  • Я по камешкам пошел, шубу шелкову нашел.
  • Шапкой Миша шишки сшиб.
  • Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.
  • Яша в фуражке едет на черепашке.
  • Леша и  Клаша едят манную кашу.
  • У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше?

Положила кашу в плошку и поставила все кошке.

  • Ша-ша-ша, наша Маша хороша.

Шу-шу-шу, Маше я письмо пишу.

Шо-шо-шо, напишу я хорошо.

Ши-ши-ши, ты мне тоже напиши.

Звук Ж

  • Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
  • Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
  • Дедушка Ежок, не ходи на бережок:

Там растаял снежок, заливает лужок;

Ты промочишь ножки, красные сапожки.

  • С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мед вожу.
  • Под цветком ежиха- мать принялась ежат купать.

Не поймет ежиха-мать , как им спинки отмывать.

  • Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому.

  • Еж морской на дне морском пел о ежике лесном:

- Ах ты, еж, братец еж, как без моря ты живешь?

  • Жук жужжит над абажуром;

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

  • Жа-жа-жа-жа, жили были два ежа.

Жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу.

Жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок.

Жи-жи-жи-жи, убежали все ежи.

Звук Щ

  • Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  • Тащу, не дотащу, боюсь, что отпущу.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Тощий Тимка всех тощее, тоще тощего Кощея.
  • Маша, ты нас больше не ищи.

Щиплем мы щавель на щи.

  • Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.
  • Волки рыщут, пищу ищут.
  • Меж березовых стволов перещелк гуляет…

Кто кого из двух щеглов перещеголяет?

  • Щеголь щетку уважает, щеголь щеткой пыль счищает.
  • Ща-ща-ща, мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ, мы наденем плащ.

Звук Ч

  • Шубка у овечки теплее любой печки.
  • У Пети – тачка, а у Паши – печенье пачка.
  • Скачут побегайчики – солнечные зайчики.
  • Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе и крошки на моей ладошке.

  • На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
  • Рыжая овечка, дай шерсти колечко,

Дай, овечка, молочка, кашу сварит печка.

  • Тает снег, течет ручей, на ветвях полно грачей.
  • Чики-чики-чикалочки, едет гусь на палочке, уточка – на дудочке,

Курочка – на чурочке, зайчик – на тачке, мальчик – на собачке.

Звуки Л – Ль

  • Сел и все съел.
  • Около кола колокола.
  • У елки иголки колки.
  • Лежал, лежал да побежал.
  • Клала Клава уголь в левый угол.
  • Дятел сидел на елке и долбил щелки.
  • Галка села на палку, палка стукнула галку.
  • В уголок Аленка села, у Аленки много дела.
  • Ла-ла-ла, Мила в лодочке плыла,

Ло-ло-ло, греет солнышко тепло.

Лу-лу-лу, рада Милочка теплу.

Лы-лы-лы, песни Милочке милы.

Клава в лодочке сидела,

Вместе с Милой песни пела.

Звуки Р – Рь

  • Тара-тара-тара-ра! У крыльца растет трава.

Ай, тари-тари-е янтари.

  • Тара-тара-тара-ра! Как из каждого двора выезжают трактора.
  • Жили-были раки, раки-забияки,

Жили раки дружно, не хотели драки.

  • Три тропки, на тропке травка, на травке тропка, травка на тропке.
  • Трое трубачей трубили в трубы.
  • На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на краю двора.  

  • Три вороны на воротах, три сороки на пороге.
  • У Аграфены и Арины растут астры, георгины.

Звуки В – Ф,   Вь – Фь

  • У Фомки в гостях Фимка, Фимка в гостях у Фомки.
  • Феня в гостях у Вани, у Вени в гостях Фаня.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
  • Федя полез за конфетой в буфет.

Факт, что в буфете не будет конфет.

  • Ходит свинка по бору, траву-мураву рвет

И все в корзиночку кладет.

  • Воробей-воришко залез в амбаришко

Клевать просо тупым носом.

  • Ветер, ветер, веет ветер, воет ветер,

Снег вовсю он ворошит, на опушке ворожит.

  • Ворон  вороненку принес  виноград.

- Ешь, вороненок, виноград. Или ты ему не рад?

Звуки Б – П,   Бь – Пь

  • За гиппопотамом по пятам  быстро топает  гиппопотам.
  • Петушок прыг на порог: «Подари, пекарь, пирог».
  • Боря  Поле дал ириску,

Поля Боре – барбариску.

  • Белые бараны били в барабаны.

Без разбора били, лбы себе разбили.

  • Купила бабуся бусы Марусе,

Попались бабусе под ноги гуси.

Не будет подарка у внучки Маруси –

Все бусы склевали по бусинке гуси.

  • Бились буйно около забора два быка,

Прободали в шумном споре все бока.

  • Распустились на дереве почки – пора готовить бочки.
  • Наш баран чуть не попал к Боре в капкан.
  • Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух.

Звуки Д – Т,   Дь – Ть

  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
  • Дудку дал Додону дед, дед, которому сто лет.
  • Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла, пастушонку отдала.

  • Топали да топали, до тополя дотопали,

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

  • Поутру по двору курочка ходит, цыплят водит.
  • Я пойду куплю дуду, я по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди, мы играем, выходи!

  • Дарья дарит Дине дыни, дыни красивые, как на картине.
  • С виду бабушка Улита и сурова, и сердита.

Но вы зайдите в гости к ней да отведайте сластей.

  • Мы с Димитрием  друзья: куда он, туда и я.

И еще у нас закон: куда я, туда и он.

Звуки  Г – К,   Гь

  • Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Егорку.
  • Гусь Гога и гусыня Гага никуда друг без друга ни шага.
  • Голубка клюет крупку, подберет она и скорлупку.
  • Коля бежал по кругу с кругом, на кругу увидел друга.
  • На иве с галчатами галка,

А на берегу под волнами – галька.

  • Голубоглазый Егорка вскарабкался на горку.

Говорила им горилла, приговаривала,

  • Говорила, говорила, приговаривала.

Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет на гармошке,

И гордится гармонист:

«Га-га-га, я голосист!»

  • Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!

Сама я сочинила песенку!

И песенку простую – Ку-ку!

Придумала лихо в лесу на суку».    

        2.3. Дидактические игры

2.3. Дидактические игры

Какого звука не хватает?»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Ход игры: Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например:Пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

«Что лишнее?»

Ход игры: Детям показывают ряд картинок. Они должны определить, какая картинка лишняя и объяснить почему (например, "Лишний мяч, потому что он начинается на звук

"М", а остальные слова начинаются на звук "К").

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

Например: друг — дружок,пирог — пирожок,сапог — сапожок,снег — снежок,рог — рожок,луг — лужок,творог — творожок,флаг — флажок.

 «Кто больше?»

    Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

    Ход игры: Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук.       (Повторы недопустимы.)

«Шумящие коробочки»

    Ход игры: Покажите ребенку, как звучит каждая коробочка. Затем       перемешайте коробочки и попросите ребенка найти коробочку с определенным звуком. Можно также дать ребенку две коробочки и попросить сравнить их звучание: одинаковые они или разные.

«Угадай, кто кричит?»

Ход игры: Покажите ребенку картинку животного и произнесите звук, который оно издает («мяу», «гав», «му», «ку-ка-ре-ку»). Попросите ребенка повторить звук. Затем показывайте картинки разных животных, издавая соответствующие звуки, и пусть ребенок повторяет. После того, как ребенок освоит несколько звуков, можно усложнить игру: издавайте звук, не показывая картинку, а ребенок должен угадать, какое животное так кричит.

«Где звук?»

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры: Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

«Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

2.4. Хороводные игры

2.4. Хороводные игры

«На лесной полянке»

Дети стоят в кругу, с ними вместе стоят дети, изображающие «зайца», «медвежонка», «лягушат». «Заяц» выскакивает на середину круга. Дети идут по кругу и поют:

Утром рано на лесной полянке

Звонко, звонко зайчик барабанит

Припев:

Тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та!

В припеве: дети останавливаются, имитируют игру на барабане. Затем «заяц» возвращается в круг.

Выходит «медвежонок». Дети идут по кругу и поют:

Из берлоги вылез медвежонок,

Топать, топать начал он спросонок

Припев:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ!

«Медвежонок» танцует, переваливаясь с ноги на ногу. Дети повторяют эти движения. «Медвежонок» возвращается в круг. Выскакивают «лягушата», дети поют:

Лягушата делают зарядку

Пляшут, пляшут весело вприсядку!

Припев:

Ква-ква-ква, ква-ква-ква, ква-ква-ква!

Дети пляшут вместе с «лягушатами» в присядку. «Лягушата» возвращаются в круг. Дети идут по кругу и поют:

Стало пусто сразу на полянке.

Звонко, звонко дождик барабанит:

Припев:

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, кап-кап-кап!

Останавливаются и хлопают в ладоши, изображая стук дождя.едину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.

«Угадай, чей голосок»

Цель: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх.

Ход игры:

Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по     кругу со словами:

«Мы собрались в ровный круг

 Повернемся разом вдруг,

 А как, скажем: (говорит первый ребенок)

«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

«Колпачок»

Цель:  Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание дружеских отношений друг к другу.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:

«Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцевать заставили»

Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

«Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь»

Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка»

        «Узнай по голосу»

Цель: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами:

«Ваня - Ваня, ты в лесу

Мы зовем тебя - «Ау»

Ваня глазки закрывай

Кто назвал тебя, узнай».

Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.          

«Капуста»

Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Воспитание двигательной активности.

 Ход игры:

Рисуется круг - огород. На его середину играющие складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т. д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:

«Я на камушке сижу

Мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый»

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.

Игра инсценировка

Шумный щенок Шарик жил в большом, шикарном доме. У него была мягкая, шерстяная шапка, которую он очень любил. Однажды Шарик, шурша лапами по шелковому ковру, выбежал на улицу. На лужайке шелестели листья, и Шарик, счастливый и игривый, начал шумно играть. Он широко распахнул пасть, ловко схватив большую шелковистую бабочку. Бабочка, испуганно трепеща крылышками, улетела, оставив Шарика в легком расслаблении. Потом он увидел шустрого ежа, который тоже шумел в высокой траве. Шарик побежал за ежом, шурша лапами по земле. Он так увлёкся игрой, что совершенно забыл о своей мягкой шапке, которая осталась лежать на лужайке. Когда солнце стало садиться, и всё вокруг потихоньку затихало, Шарик вспомнил о шапке! Он быстро вернулся и с удовольствием надел свою любимую, шерстяную шапку. Шумный день закончился, и Шарик, уставший, но довольный, заснул в своей кровати.

2.2. Скороговорки

2.5. Игры на звукоподражание

2.5. Игры на звукоподражание

1. Жил-был зайка-попрыгайка. Шубка у него беленькая, хвостик пушистый, а ушки длинные-предлинные! (Звук зайчика, который грызёт морковку: "Хрум-хрум-хрум") Больше всего на свете зайка любил хрустеть сочной морковкой.

Однажды нашёл зайка огромную морковку! (Звук изумления: "Ооо!") Такая большая, оранжевая, красивая! Зайка обрадовался, схватил морковку и побежал домой. (Звук быстрых зайкиных шагов: "Топ-топ-топ-топ")

Бежит зайка, а навстречу ему – ёжик. (Звук фырканья ёжика: "Фыр-фыр") Ёжик колючий, весь в иголках.

– Здравствуй, зайка! – (Звук тихого голоса ёжика) – Что это у тебя?

– Морковка! – (Звук радостного голоса зайки) – Самая большая и вкусная!

– Дай мне кусочек, – (Звук просящего голоса ёжика) – пожалуйста.

Зайке стало жалко ёжика. (Звук вздоха зайки: "Ах") Он отломил маленький кусочек и дал ёжику. (Звук отламывания морковки: "Хрусть")

– Спасибо, зайка! – (Звук довольного ёжика: "Фыр-фыр-фыр")

Побежал зайка дальше. (Звук зайкиных шагов: "Топ-топ-топ") А навстречу ему – белочка. (Звук цоканья белочки: "Цок-цок-цок") Белочка рыженькая, пушистая, с большим хвостом.

– Привет, зайка! – (Звук звонкого голоса белочки) – Какая у тебя морковка!

– Большая! – (Звук гордого голоса зайки) – И очень сладкая!

– Угости меня, пожалуйста! – (Звук просящего голоса белочки)

Зайка подумал и отломил ещё кусочек для белочки. (Звук отламывания морковки: "Хрусть")

– Спасибо, зайка! – (Звук радостной белочки: "Цок-цок-цок-цок")

Побежал зайка дальше. (Звук зайкиных шагов: "Топ-топ") А навстречу ему – мишка. (Звук тяжелых шагов мишки: "Топ-топ-ТОП-ТОП") Мишка большой, косолапый, любит мёд.

– Здравствуй, зайка! – (Звук низкого голоса мишки) – Какая аппетитная морковка!

– Да, вкусная! – (Звук немного грустного голоса зайки, морковка стала меньше)

– Дай мне попробовать! – (Звук просящего голоса мишки)

Зайке стало жалко мишку, и он отдал ему последний кусочек морковки. (Звук отламывания морковки: "Хрусть")

– Спасибо, зайка! – (Звук довольного мишки: "Ммм")

А зайка остался без морковки. (Звук грустного зайки: "Эх") Но зато у него появились друзья, которым он помог. И это было даже лучше, чем самая вкусная морковка! (Звучит добрая, спокойная музыка)

2. "Приключение в лесу"

Жила-была в лесу весёлая семья зайцев. Каждый день они выходили на прогулку. (Звук: "прыг-прыг") – это зайцы прыгали по травке.

Однажды зайчонок решил отправиться на поиски морковки. Он прыгал по лесу и вдруг услышал: "Ку-ку!" – это была весёлая кукушка, которая звала зайца.

Зайчонок ответил: "Ку-ку! Где же ты, кукушка?" (Звук: "ку-ку") – и продолжил свой путь.

Вдруг он встретил лисичку. Она шла по лесу, крадучись. (Звук: "ш-ш-ш") – это её мягкие лапки не издавали звуков.

Зайчонок испугался и спросил: "Лисичка, ты не собираешься меня поймать?"

Лисичка ответила: "Нет-нет, я просто ищу ягодки!" (Звук: "м-м-м") – и они вместе стали собирать ягоды.

Вдруг из-за кустов выскочил медвежонок. (Звук: "громко ррр") – он был очень голоден и искал мёд.

Медвежонок подошёл и сказал: "Привет, друзья! Могу я с вами поиграть?"

Все вместе ответили: "Да, давай играть!"

И они начали весело прыгать и собирать ягоды. (Звук: "прыг-прыг" и "буль-буль" – когда собирали ягоды).

В конце концов, зайчонок, лисичка и медвежонок нашли много ягод и решили устроить пикник. Они сели под большим деревом и радостно стали угощаться. (Звук: "ум-ум" – когда они ели ягоды).

Так они провели замечательный день в лесу, и с тех пор стали лучшими друзьями!

3. «Заблудившийся котенок»

Маленький пушистый котенок Мурзик играл на лужайке. Он гонялся за бабочками (легкое порхание крыльев: "фш-фш-фш"), нюхал яркие цветочки (тихое сопение: "шмыг-шмыг") и весело прыгал (мягкие прыжки: "топ-топ-топ").

Вдруг, из-за куста выскочила большая собака (громкий лай: "Гав! Гав!"). Мурзик испугался и бросился бежать, не разбирая дороги. (Быстрые шаги: "топ-топ-топ-топ!")

Он бежал, бежал, пока не оказался в незнакомом месте. Вокруг были высокие деревья, (шум ветра в листве: "шух-шух-шух"), и котенок понял, что заблудился. (Плачущее мяуканье: "Мяу-у-у...")

Стемнело. (Звуки сверчков: "цвирк-цвирк-цвирк"). Мурзику стало страшно. Он съежился под большим деревом и тихонько заплакал. (Жалобное мяуканье: "Мяу...мяу...")

Вдруг, он услышал знакомый голос: "Мурзик! Мурзик!" Это была его мама! (Ласковое мяуканье: "Мур-мур-мур")

(Звуки быстрых шагов: "топ-топ-топ-топ") Мама-кошка нашла своего котенка! Мурзик радостно бросился к ней. (Радостное мурлыканье: "Муррр-р-р").

Мама облизала Мурзика (звук облизывания: "лизь-лизь") и повела его домой. (Спокойные шаги: "топ-топ-топ"). Больше Мурзик никогда не убегал далеко от мамы.

4. «Зайкина морковка»

(Ведущий) Жил-был маленький зайчик. (Показывает руками ушки зайчика). Он очень любил хрустеть морковкой. *Хрум-хрум-хрум*. Однажды зайчик пошёл искать самую большую и сочную морковку. *Топ-топ-топ*, — шли лапки зайчика по дорожке.

(Зайчик) (Ребенок имитирует движения зайчика, ищет морковку) Где же, где же моя морковка? *нюх-нюх*

(Ведущий) Вдруг зайчик увидел большую рыжую лису! (Показывает руками хитрые глазки лисы).

(Лиса) (Ребенок имитирует голос лисы) Привет, зайчик! Что ты тут ищешь?

(Зайчик) (Ребенок отвечает испуганно) Я... я ищу морковку... *хнык-хнык*

(Лиса) (Хихикает) Морковку? А у меня есть целая корзина! Хочешь, угощу?

(Зайчик) (Обрадованно) Хочу! *Прыг-прыг*(Ведущий) Лиса открыла корзину. *Скрип* Но там была не морковка, а... капуста!

(Лиса) (Подшучивает над зайчиком) Ха-ха-ха! Я пошутила! Зайчики не любят капусту! *Хи-хи-хи*

(Зайчик) (Расстроено) *хнык-хнык* А я хотел морковку...

(Ведущий) Вдруг из-за куста выскочил ёжик. *Фыр-фыр*

(Ёжик) (Ребенок изображает ёжика) Что случилось, зайчик? Почему ты плачешь?

(Зайчик) Лиса обманула меня! Я хотел морковку, а она даёт мне капусту! *шмыг-шмыг*

(Ёжик) Не плачь, зайчик! У меня есть для тебя морковка! *Тук-тук-тук* (Ёжик как будто достает из-за спины морковку).

(Зайчик) (Радостно) Ура! Спасибо, ёжик! *Хрум-хрум-хрум*.

(Ведущий) Зайчик радостно захрустел морковкой. Вот так ёжик помог зайчику. А лиса поняла, что обманывать нехорошо. Конец!

5. «Мышки и кот»

Мышки сидят в "норке", выглядывают по очереди, пищат тихо): Пи-пи-пи... Пи-пи-пи... (боятся).

(Одна мышка (ребёнок) спрашивает): Пи-пи-пи? А где Котик?

(Другая мышка (ребёнок) отвечает): Пи-пи-пи... Не знаю... (оглядывается).

(Мышки выбегают из норки, бегают по комнате, пищат весело): Пи-пи-пи! Пи-пи-пи! (собирают "крошки" - имитируют движения).

(Внезапно появляется Кот (крадётся, мяукает тихо): Мяу... Мяу...

(Мышки пугаются, замирают, потом быстро бегут обратно в "норку", пищат испуганно): Пи-пи-пи-пи-пи!

(Кот подходит к "норке", мяукает громче): Мяу! Где же мышки?

(Кот "слушает", потом уходит, виляет "хвостом"): Мяу...

(Мышки осторожно выглядывают из "норки", пищат тихо): Пи-пи-пи... Ушёл Котик?

(Убедившись, что Кота нет, снова выбегают и пищат весело): Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по воспитанию звуковой культуры речи вне занятий

В данной методической разработке раскрыты формы работы, которые осуществляются вне занятия в удобное для воспитателя время. Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривает...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Конспект по методике воспитания звуковой культуры речи. Тема:"Произношение звука С"

Программные задачи:Воспитательно-образовательные: познакомить детей со звуком С, учить произносить звук С изолированно, артикуляционно-правильноВоспитательные: воспитывать звуковую культуру речиСловар...

Методика воспитания звуковой культуры речи у дошкольников.

Овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности дошкольника.Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева пис...

Методика развития речи детей Воспитание звуковой культуры речи.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей Адмирал...

Методика воспитания звуковой культуры речи для детей дошкольного возраста

Цель методики воспитания звуковой культуры речи-формирование правильной звучащей речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков,...