Методика воспитания звуковой культуры речи для детей дошкольного возраста
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель методики воспитания звуковой культуры речи-формирование правильной звучащей речи, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение.
Задачи:
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Развитие голосового аппарата;
- Развитие навыков умелого использования интонационных средств выразительности;
- Развитие умеренного темпа речи и правильного речевого дыхания.
Содержание:
- Чистоговорки;
- Скороговорки;
- Дидактические игры;
- Хороводные игры;
- Игры на звукоподражание;
- Игры инсценировки;
- Методические рекомендации родителям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74.83 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Методика воспитания звуковой культуры речи
Чистоговорки
Звук «Б» «Бь»
Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.
Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе,бе-бе-бе - потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба,ба-ба-ба - не нужна уже труба!
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
Звук «В»
Ва-ва-ва — высокая трава.
Вы-вы-вы — выше головы.
Во-во-во — вокруг всё расцвело.
Ву-ву-ву — васильков нарву.
Ве-ве-ве — ветка на траве.
Ви-ви-ви — Витю позови.
Вё-вё-вё — в гости позовём.
Ву-ву-ву — сказка наяву.
Звук «Г»
Га-га-га — во поле стога.
Го-го-го — Гоше нелегко.
Гу-гу-гу — бегу, как могу.
Га-га-га — зелёные луга.
Гу-гу-гу — гуси на лугу.
Га-га-га — Галина нога.
Ги-ги-ги — маме помоги.
Ге-ге-ге — гетры на ноге.
Га-га-га, га-га-га, — идут гуси на луга.
О-го-го, о-го-го! — нет в пещере ничего.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу, — филин прячется в стогу.
Э-ге-ге, э-ге-ге! — мы бежим по радуге.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги, — нас зовут на пироги.
Звук «Д» «Дь»
Да-да-да - у меня вода.
Да-да-да - буду строить города.
Да-да-да - горяча вода.
Ды-ды-ды - нет воды.
Ды-ды-ды- на снегу следы.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду- ду- ду - я рыбачу на пруду.
Ду - ду - ду - я по ягоды иду.
Ду - ду - ду - я по лугу иду.
Ду - ду - ду - в зоопарк иду.
До-до-до- там на дереве гнездо.
Ду-до-да – гудят провода.
Да-да-да – теплая вода.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди - ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да - ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де - вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды - только слышно из воды.
Звук «Ж»
Жа-жа-жа — жалоба ежа.
Жа-жа-жа — видели ужа.
Жу-жу-жу — на ежа гляжу.
Жу-жу-жу — я жилет вяжу.
Жу-жу-жу — желудь покажу.
Жи-жи-жи — тут живут ежи.
Жи-жи-жи — Женя, не тужи.
Жа-жа-жа — жили-были два ежа.
Жу-жу-жу — на двоих ежей гляжу.
Жу-жу-жу — ближе, ближе подхожу.
Же-же-же — вижу желудь на еже.
Жи-жи-жи — ежик, желудь покажи!
Жа-жа-жа — испугали мы ежа.
Жа-жа-жа — убежали от ежа.
Жа, жа, жа — мы видели ежа.
Жи, жи, жи — у меня ножи.
Жу, жу, жу — на лужок хожу.
Жу, жу, жу — флаг в руке держу.
Жок, жок, жок — у меня флажок.
Звук «З» «Зь»
За-за-за – вот идет коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя - не привози.
За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали вновь козу.
Звук «К» «Кь»
Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку - взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак - расцветает мак.
Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ки-ки-ки - это кубики.
Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.
Звук «Л» «Ль»
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла - не забьете мне гола.
Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла - я малинник нашла.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу - купили пилу.
Лу-лу-лу - заведу юлу.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол - начинается футбол.
Ул-ул-ул – новый стул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ул-ул-ул - зимний лес уснул.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Ил-ил-ил - в барабан я бил.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.
Звук «М» «Мь»
Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма - буду строить я дома.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Ма - ма - ма - вот пришла зима.
Ма - ма - ма - я поймал сома.
Му-му-му-молоко кому?
Ум-ум-ум - вот аквариум.
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Ом- ом- ом - мы гулять идем.
Ом- ом-ом - это снежный ком.
Ом- ом-ом - слепим снежный дом.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы- мы-мы - дождались зимы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Звук «Н» «Нь»
На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Он-он-он – телефон.
Ан-ан-ан – барабан.
Ан-ан-ан - мне купили барабан.
Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.
Ин-ин-ин – магазин.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.
На-на-на - нам звезда видна.
Ан-ан-ан - на стенке таракан.
Не-не-не - ваза на окне.
Ни-ни-ни, - далеко горят огни.
Ин-ин-ин - к нам плывет дельфин.
Но-но-но - мы пойдем в кино.
Он-он-он - в зоопарке слон.
Ну-ну-ну - вас я припугну.
Ун-ун-ун - в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын - это старший сын.
Ню-ню-ню - сена дам коню.
Ня-ня-ня - отыщи меня.
Ян-ян-ян - где растет тимьян?
Звук «П» «Пь»
Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп - варю вкусный суп.
Уп-уп-уп – мы ели суп.
Пи-пи-пи – пирожок купи.
Ап-ап-ап - раздается храп.
Ип-ип-ип - где-то слышен хрип.
Оп-оп-оп - очень толстый поп.
Оп-оп-оп - нажимаем стоп.
По-по-по - наш трамвай идет в депо.
Уп-уп-уп - ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп - не делай все тяп-ляп.
- П! – мы губы сложим вместе.
- П! – мы выдохнем порезче!
- П, П, П! – пыхтим мы глухо,
Нету голоса у звука!
Звук «Р» «Рь»
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра - во дворе гора.
Ра-ра-ра - в лес идти пора.
Ра-ра-ра - сад полить пора.
Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.
Ра-ра-ра - суп варить пора.
Ра-ра-ра - суп снимать пора.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры - прокачусь с горы.
Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.
Ры-ры-ры - любит Варечка шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ар-ар-ар - рядом синий шар.
Ар-ар-ар - улетает синий шар.
Ар-ар-ар - это красный шар.
Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир-ир – мы за мир.
Арка-арка – у Ромы марка.
Орка-орка – крутая горка.
Урка-урка – кошка Мурка.
Ирка-ирка – у Иры дырка.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри - на рябину посмотри.
Ри-ри-ри - там расселись снегири.
Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Звук «С» «Сь»
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.
Са-са-са – на дворе роса.
Са-са-са – в лесу бывает лиса.
Са-са-са - у меня лиса.
Су-су-су – даю Саше лису.
Са-са-са – у кого лиса?
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – мы видели осу.
Са-са-са – летит оса.
Са-са-са – прилетела оса.
Су-су-су – мы прогоним осу.
Са-са-са – улетела оса.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Со-со-со у Светланы колесо.
Со-со-со – мы сменили колесо.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Си-си-си – ты сырочек откуси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Ся-ся-ся – Костя ловит карася.
Сы-сы-сы – у Семена нет косы.
Са-са-са – вот коса.
Са-са-са – острая коса.
Сой-сой – траву косили мы косой.
Сы-чи-сы – вот часы.
Сы-чи-сы – идут часы.
Сов-сов-сов – есть стрелки у часов.
Сы-чи-сы – похожи стрелки на часы.
Звук «Т» «Ть»
Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты - у куклы белые банты.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от - летит в небе самолет.
От-от-от - испугался серый кот.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
Звук «Х» «Хь»
Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Ух-ух-ух - развалился домик - бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!
Звук «Ц»
Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца - дождик льется без конца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.
Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.
Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.
Звук «Ч»
Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу - в самолете я лечу.
Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу - быстро всех домчу.
Чу-чу-чу - я колесами стучу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ич-ич-ич - из песка пекут кулич.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Уч-уч-уч - в небе много туч.
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.
Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок.
Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.
Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
Звук «Ш»
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу - я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш - это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.
Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.
Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.
Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.
Звук «Щ»
Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Щу-щу-щу - я сома тащу.
Щу-щу-щу - васильки ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Щи-щи-щи - осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.
Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Скороговорки
Звуки С – Сь
- У Сони и Сани в сетях сом с усами.
- Сене все бы спать на сене.
- На острую косу много покосу.
- Был бы покос, да настал мороз.
- Мы гуляли в лесу и видели лису.
- Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.
- На скамейку мама села, справа – Сева, Слава – слева.
- Сеня, Соня, Сима с Саней катались на санках. Санки – скок, Сеню с ног, Соню – в бок, Симу с Саней – бух в сугроб.
- Са-са-са, на столе сидит оса.
Сы-сы-сы, у осы усы, усы.
Со-со-со, надо справиться с осой.
Су-су-су, прогоните все осу!
Звуки З – Зь
- У зайки Бубы заболели зубы.
- У маленькой Зины бузина в корзине.
- Зоя – зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
- Зойкиного зайку зовут Зазнайкой.
- Все идут с базара, а Назар – на базар.
- Сходил спозаранку Назар на базар,
Купил там козу и корзинку Назар.
- Зеленая береза зеленеет в лесу.
Зоя под березой поймала стрекозу.
- Козу козленок обозлил, козе козленок надерзил.
Но ты не злись, коза, не злись!
А ты, козленок, извинись.
- За-за-за, капусту ест коза.
Зо-зо-зо, дай откусить разок.
Зы-зы-зы, злые глаза у козы.
Зу-зу-зу, прогоните вы козу.
Звук Ц
- Цапля цокала птенцу: цаплям серый цвет к лицу.
- Цапленок цепко цыпляется за цепь.
- Бегают две курицы по зеленой улицы.
- Курица снесла яйцо под крыльцо.
- Из соседнего колодца целый день водица льется.
- Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву Ц:
- Подойди цыпленок, цып, повторяй-ка: «Цып-цып-цып».
- Соне в оконце ярко светит солнце.
- Цапля ходит по болоту, ждут в гнезде ее птенцы.
В цех явились на работу молодые кузнецы.
- Цы-цы-цы, бегут ко мне птенцы.
Ца-ца-ца, дам я им пшенца.
Цу-цу-цу, налью я им водицу.
Цо-цо-цо, снесите мне яйцо.
Звук Ш
- Наша Наташа – малышка, на ней шубка – коротышка.
- Шапка да шубка – вот и наш Мишутка.
- Я по камешкам пошел, шубу шелкову нашел.
- Шапкой Миша шишки сшиб.
- Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.
- Яша в фуражке едет на черепашке.
- Леша и Клаша едят манную кашу.
- У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше?
Положила кашу в плошку и поставила все кошке.
- Ша-ша-ша, наша Маша хороша.
Шу-шу-шу, Маше я письмо пишу.
Шо-шо-шо, напишу я хорошо.
Ши-ши-ши, ты мне тоже напиши.
Звук Ж
- Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
- Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
- Дедушка Ежок, не ходи на бережок:
Там растаял снежок, заливает лужок;
Ты промочишь ножки, красные сапожки.
- С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мед вожу.
- Под цветком ежиха- мать принялась ежат купать.
Не поймет ежиха-мать , как им спинки отмывать.
- Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому.
- Еж морской на дне морском пел о ежике лесном:
- Ах ты, еж, братец еж, как без моря ты живешь?
- Жук жужжит над абажуром;
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
- Жа-жа-жа-жа, жили были два ежа.
Жу-жу-жу-жу, подлетает жук к ежу.
Жо-жо-жо-жо, мы дадим им пирожок.
Жи-жи-жи-жи, убежали все ежи.
Звук Щ
- Щипцы да клещи – вот наши вещи.
- Тащу, не дотащу, боюсь, что отпущу.
- Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Тощий Тимка всех тощее, тоще тощего Кощея.
- Маша, ты нас больше не ищи.
Щиплем мы щавель на щи.
- Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.
- Волки рыщут, пищу ищут.
- Меж березовых стволов перещелк гуляет…
Кто кого из двух щеглов перещеголяет?
- Щеголь щетку уважает, щеголь щеткой пыль счищает.
- Ща-ща-ща, мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ, мы наденем плащ.
Звук Ч
- Шубка у овечки теплее любой печки.
- У Пети – тачка, а у Паши – печенье пачка.
- Скачут побегайчики – солнечные зайчики.
- Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе и крошки на моей ладошке.
- На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
- Рыжая овечка, дай шерсти колечко,
Дай, овечка, молочка, кашу сварит печка.
- Тает снег, течет ручей, на ветвях полно грачей.
- Чики-чики-чикалочки, едет гусь на палочке, уточка – на дудочке,
Курочка – на чурочке, зайчик – на тачке, мальчик – на собачке.
Звуки Л – Ль
- Сел и все съел.
- Около кола колокола.
- У елки иголки колки.
- Лежал, лежал да побежал.
- Клала Клава уголь в левый угол.
- Дятел сидел на елке и долбил щелки.
- Галка села на палку, палка стукнула галку.
- В уголок Аленка села, у Аленки много дела.
- Ла-ла-ла, Мила в лодочке плыла,
Ло-ло-ло, греет солнышко тепло.
Лу-лу-лу, рада Милочка теплу.
Лы-лы-лы, песни Милочке милы.
Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела.
Звуки Р – Рь
- Тара-тара-тара-ра! У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-е янтари.
- Тара-тара-тара-ра! Как из каждого двора выезжают трактора.
- Жили-были раки, раки-забияки,
Жили раки дружно, не хотели драки.
- Три тропки, на тропке травка, на травке тропка, травка на тропке.
- Трое трубачей трубили в трубы.
- На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на краю двора.
- Три вороны на воротах, три сороки на пороге.
- У Аграфены и Арины растут астры, георгины.
Звуки В – Ф, Вь – Фь
- У Фомки в гостях Фимка, Фимка в гостях у Фомки.
- Феня в гостях у Вани, у Вени в гостях Фаня.
- Водовоз вез воду из водопровода.
- В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
- Федя полез за конфетой в буфет.
Факт, что в буфете не будет конфет.
- Ходит свинка по бору, траву-мураву рвет
И все в корзиночку кладет.
- Воробей-воришко залез в амбаришко
Клевать просо тупым носом.
- Ветер, ветер, веет ветер, воет ветер,
Снег вовсю он ворошит, на опушке ворожит.
- Ворон вороненку принес виноград.
- Ешь, вороненок, виноград. Или ты ему не рад?
Звуки Б – П, Бь – Пь
- За гиппопотамом по пятам быстро топает гиппопотам.
- Петушок прыг на порог: «Подари, пекарь, пирог».
- Боря Поле дал ириску,
Поля Боре – барбариску.
- Белые бараны били в барабаны.
Без разбора били, лбы себе разбили.
- Купила бабуся бусы Марусе,
Попались бабусе под ноги гуси.
Не будет подарка у внучки Маруси –
Все бусы склевали по бусинке гуси.
- Бились буйно около забора два быка,
Прободали в шумном споре все бока.
- Распустились на дереве почки – пора готовить бочки.
- Наш баран чуть не попал к Боре в капкан.
- Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух.
Звуки Д – Т, Дь – Ть
- Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
- Дудку дал Додону дед, дед, которому сто лет.
- Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла, пастушонку отдала.
- Топали да топали, до тополя дотопали,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
- Поутру по двору курочка ходит, цыплят водит.
- Я пойду куплю дуду, я по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди, мы играем, выходи!
- Дарья дарит Дине дыни, дыни красивые, как на картине.
- С виду бабушка Улита и сурова, и сердита.
Но вы зайдите в гости к ней да отведайте сластей.
- Мы с Димитрием друзья: куда он, туда и я.
И еще у нас закон: куда я, туда и он.
Звуки Г – К, Гь
- Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Егорку.
- Гусь Гога и гусыня Гага никуда друг без друга ни шага.
- Голубка клюет крупку, подберет она и скорлупку.
- Коля бежал по кругу с кругом, на кругу увидел друга.
- На иве с галчатами галка,
А на берегу под волнами – галька.
- Голубоглазый Егорка вскарабкался на горку.
Говорила им горилла, приговаривала,
- Говорила, говорила, приговаривала.
Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке,
И гордится гармонист:
«Га-га-га, я голосист!»
- Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!
Сама я сочинила песенку!
И песенку простую – Ку-ку!
Придумала лихо в лесу на суку».
Дидактические игры
Какого звука не хватает?»
Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Ход игры: Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.
Например:Пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
«Измени слово»
Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход игры:Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
Например: друг — дружок,пирог — пирожок,сапог — сапожок,снег — снежок,рог — рожок,луг — лужок,творог — творожок,флаг — флажок.
«Третий лишний»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры:Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:
Например: Шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
«Кто больше?»
Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Где звук?»
Цель: Развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры: Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Ловушка»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.
«Эхо»
Вариант 1
Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.
Ход игры:
Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали.
Например:[А], [У] [У],[А],[ Ы][И], [О] - УА, ЫИ[И], [О], [Э] ЭИ, АО
Вариант 2
Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.
Ход игры: Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.
Например: СА—СО—СУ— ...СУ—СА—СЫ—...АС—ИС—УС —...СЫ—СА—СО—СУ — ...СУ—СО—СЫ—СА — ...ЭС—АС—УС—ИС —...СА—ИС—СО —...ОС—УС—СЫ —...СО—АС—СУ— ...САД—САНИ—САМОЛЕТ — ...СОМ—НОС—УСЫ — ...ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ...СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …
Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.
«Услышишь — хлопни»
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Нужное слово»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
Хороводные игры
«Угадай, чей голосок»
Цель: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников. Воспитание желания активно участвовать в играх.
Ход игры:
Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:
«Мы собрались в ровный круг
Повернемся разом вдруг,
А как, скажем: (говорит первый ребенок)
«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»
Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.
«Колпачок»
Цель: Обучение детей различным танцевальным движениям. Воспитание дружеских отношений друг к другу.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:
«Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки
Красные сапожки
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили
Танцевать заставили»
Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:
«Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь»
Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка»
«Узнай по голосу»
Цель: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами:
«Ваня - Ваня, ты в лесу
Мы зовем тебя - «Ау»
Ваня глазки закрывай
Кто назвал тебя, узнай».
Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.
«Капуста»
Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Воспитание двигательной активности.
Ход игры:
Рисуется круг - огород. На его середину играющие складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т. д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:
«Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу
Мелки колышки тешу
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый»
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.
«шарик»
Ход игры:
Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! (Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул – тсссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой!
Игры на звукоподражание
1. Жили-были гусеницы. Шур-шур-шур! Они ползали по зелёному листику. Хрум-хрум! Одна гусеница, самая любопытная, решила отправиться в путешествие. Шур-шур-шур!
Она ползла, ползла, Шур-шур-шур! и увидела яркий красный цветок. (Звук пчелы, летающей вокруг цветка) Возле цветка летала пчела Ж-ж-ж! . Гусеница посмотрела на неё и продолжила путь. Шур-шур-шур!
Вдруг… Ква-ква! Она услышала кваканье лягушки. Прыг! Лягушка сидела на большом зелёном листе. Гусеница помахала ей усиками и поползла дальше. Шур-шур!
Она ползла, ползла и добралась до большого дерева. Ш-ш-ш! В ветвях дерева пели птички. Чик-чирик! Гусеница послушала их песенки и решила вернуться домой. Шур-шур-шур!
Дома её ждали другие гусеницы. Шур-шур-шур! Они очень обрадовались её возвращению и вместе начали жевать вкусные листочки. Хрум-хрум!
2. Жил-был зайка-попрыгайка. Шубка у него беленькая, хвостик пушистый, а ушки длинные-предлинные! (Звук зайчика, который грызёт морковку: "Хрум-хрум-хрум") Больше всего на свете зайка любил хрустеть сочной морковкой.
Однажды нашёл зайка огромную морковку! (Звук изумления: "Ооо!") Такая большая, оранжевая, красивая! Зайка обрадовался, схватил морковку и побежал домой. (Звук быстрых зайкиных шагов: "Топ-топ-топ-топ")
Бежит зайка, а навстречу ему – ёжик. (Звук фырканья ёжика: "Фыр-фыр") Ёжик колючий, весь в иголках.
– Здравствуй, зайка! – (Звук тихого голоса ёжика) – Что это у тебя?
– Морковка! – (Звук радостного голоса зайки) – Самая большая и вкусная!
– Дай мне кусочек, – (Звук просящего голоса ёжика) – пожалуйста.
Зайке стало жалко ёжика. (Звук вздоха зайки: "Ах") Он отломил маленький кусочек и дал ёжику. (Звук отламывания морковки: "Хрусть")
– Спасибо, зайка! – (Звук довольного ёжика: "Фыр-фыр-фыр")
Побежал зайка дальше. (Звук зайкиных шагов: "Топ-топ-топ") А навстречу ему – белочка. (Звук цоканья белочки: "Цок-цок-цок") Белочка рыженькая, пушистая, с большим хвостом.
– Привет, зайка! – (Звук звонкого голоса белочки) – Какая у тебя морковка!
– Большая! – (Звук гордого голоса зайки) – И очень сладкая!
– Угости меня, пожалуйста! – (Звук просящего голоса белочки)
Зайка подумал и отломил ещё кусочек для белочки. (Звук отламывания морковки: "Хрусть")
– Спасибо, зайка! – (Звук радостной белочки: "Цок-цок-цок-цок")
Побежал зайка дальше. (Звук зайкиных шагов: "Топ-топ") А навстречу ему – мишка. (Звук тяжелых шагов мишки: "Топ-топ-ТОП-ТОП") Мишка большой, косолапый, любит мёд.
– Здравствуй, зайка! – (Звук низкого голоса мишки) – Какая аппетитная морковка!
– Да, вкусная! – (Звук немного грустного голоса зайки, морковка стала меньше)
– Дай мне попробовать! – (Звук просящего голоса мишки)
Зайке стало жалко мишку, и он отдал ему последний кусочек морковки. (Звук отламывания морковки: "Хрусть")
– Спасибо, зайка! – (Звук довольного мишки: "Ммм")
А зайка остался без морковки. (Звук грустного зайки: "Эх") Но зато у него появились друзья, которым он помог. И это было даже лучше, чем самая вкусная морковка!
3. Жила-была в лесу весёлая семья зайцев. Каждый день они выходили на прогулку. (Звук: "прыг-прыг") – это зайцы прыгали по травке.
Однажды зайчонок решил отправиться на поиски морковки. Он прыгал по лесу и вдруг услышал: "Ку-ку!" – это была весёлая кукушка, которая звала зайца.
Зайчонок ответил: "Ку-ку! Где же ты, кукушка?" (Звук: "ку-ку") – и продолжил свой путь.
Вдруг он встретил лисичку. Она шла по лесу, крадучись. (Звук: "ш-ш-ш") – это её мягкие лапки не издавали звуков.
Зайчонок испугался и спросил: "Лисичка, ты не собираешься меня поймать?"
Лисичка ответила: "Нет-нет, я просто ищу ягодки!" (Звук: "м-м-м") – и они вместе стали собирать ягоды.
Вдруг из-за кустов выскочил медвежонок. (Звук: "громко ррр") – он был очень голоден и искал мёд.
Медвежонок подошёл и сказал: "Привет, друзья! Могу я с вами поиграть?"
Все вместе ответили: "Да, давай играть!"
И они начали весело прыгать и собирать ягоды. (Звук: "прыг-прыг" и "буль-буль" – когда собирали ягоды).
В конце концов, зайчонок, лисичка и медвежонок нашли много ягод и решили устроить пикник. Они сели под большим деревом и радостно стали угощаться. (Звук: "ум-ум" – когда они ели ягоды).
Так они провели замечательный день в лесу, и с тех пор стали лучшими друзьями!
4. Маленький пушистый котенок Мурзик играл на лужайке. Он гонялся за бабочками (легкое порхание крыльев: "фш-фш-фш"), нюхал яркие цветочки (тихое сопение: "шмыг-шмыг") и весело прыгал (мягкие прыжки: "топ-топ-топ").
Вдруг, из-за куста выскочила большая собака (громкий лай: "Гав! Гав!"). Мурзик испугался и бросился бежать, не разбирая дороги. (Быстрые шаги: "топ-топ-топ-топ!")
Он бежал, бежал, пока не оказался в незнакомом месте. Вокруг были высокие деревья, (шум ветра в листве: "шух-шух-шух"), и котенок понял, что заблудился. (Плачущее мяуканье: "Мяу-у-у...")
Стемнело. (Звуки сверчков: "цвирк-цвирк-цвирк"). Мурзику стало страшно. Он съежился под большим деревом и тихонько заплакал. (Жалобное мяуканье: "Мяу...мяу...")
Вдруг, он услышал знакомый голос: "Мурзик! Мурзик!" Это была его мама! (Ласковое мяуканье: "Мур-мур-мур")
(Звуки быстрых шагов: "топ-топ-топ-топ") Мама-кошка нашла своего котенка! Мурзик радостно бросился к ней. (Радостное мурлыканье: "Муррр-р-р").
Мама облизала Мурзика (звук облизывания: "лизь-лизь") и повела его домой. (Спокойные шаги: "топ-топ-топ"). Больше Мурзик никогда не убегал далеко от мамы.
5. (Ведущий) Жил-был маленький зайчик. (Показывает руками ушки зайчика). Он очень любил хрустеть морковкой. *Хрум-хрум-хрум*. Однажды зайчик пошёл искать самую большую и сочную морковку. *Топ-топ-топ*, — шли лапки зайчика по дорожке.
(Зайчик) Где же, где же моя морковка? *нюх-нюх*
(Ведущий) Вдруг зайчик увидел большую рыжую лису! (Показывает руками хитрые глазки лисы).
(Лиса) Привет, зайчик! Что ты тут ищешь?
(Зайчик) Я... я ищу морковку... *хнык-хнык*
(Лиса) (Хихикает) Морковку? А у меня есть целая корзина! Хочешь, угощу?
(Зайчик) (Обрадованно) Хочу! *Прыг-прыг*
(Ведущий) Лиса открыла корзину. *Скрип* Но там была не морковка, а... капуста!
(Лиса) (Подшучивает над зайчиком) Ха-ха-ха! Я пошутила! Зайчики не любят капусту! *Хи-хи-хи*
(Зайчик) (Расстроено) *хнык-хнык* А я хотел морковку...
(Ведущий) Вдруг из-за куста выскочил ёжик. *Фыр-фыр*
(Ёжик) Что случилось, зайчик? Почему ты плачешь?
(Зайчик) Лиса обманула меня! Я хотел морковку, а она даёт мне капусту! *шмыг-шмыг*
(Ёжик) Не плачь, зайчик! У меня есть для тебя морковка! *Тук-тук-тук*
(Зайчик) (Радостно) Ура! Спасибо, ёжик! *Хрум-хрум-хрум*.
(Ведущий) Зайчик радостно захрустел морковкой. Вот так ёжик помог зайчику. А лиса поняла, что обманывать нехорошо. Конец!
Игра инсценировка
Солнышко светит, синее небо сияет! Сестрёнка Соня с братом Сергеем собираются на прогулку. Соня, смеясь, собирает свои игрушки: синие кубики, красные солдатики и зелёную машинку. Сергей, серьёзный и сосредоточенный, смотрит на свои самолётики. Сегодня они собираются строить самый большой песчаный замок на берегу синего-синего моря!
Сначала они спустились с высокой лестницы. Сергей споткнулся, но Соня поддержала его, и всё обошлось. До моря они шли по песчаной дорожке, слушая пение синиц. Наконец, море! Сергей сразу же сбежал к воде, плескаясь в сверкающих волнах. Соня начала собирать ракушки: большие и маленькие, серые и белые, гладкие и с завитками.
Они долго играли на берегу, строили свой песчаный замок, украшая его ракушками. Сергей слепил смешного песочного человечка, а Соня сделала красивый песочный пирог. Солнце село, стало холодно, и дети, уставшие, но счастливые, вернулись домой, словно два сереньких снеговика, с лицами, покрасневшими от солнца. Спокойной ночи!
Методические рекомендации родителям
Для младшего дошкольного возраста
Воспитание звуковой культуры речи у детей второй младшей группы – важный этап, закладывающий фундамент для дальнейшего речевого развития. Родители могут внести значительный вклад, используя простые и интересные методы в повседневной жизни. Вот несколько рекомендаций:
1. Создайте речевую среду:
* Говорите четко и правильно: Ваш пример – самый важный. Старайтесь говорить медленно, артикулируя звуки ясно и отчетливо. Избегайте «сюсюканья» и искажения слов.
* Много общайтесь: Разговаривайте с ребенком постоянно, комментируя свои действия, окружающий мир, называя предметы и явления. Задавайте вопросы, стимулируя его к ответам.
* Читайте вслух: Ежедневное чтение сказок, стихов, рассказов – отличное упражнение для развития слухового восприятия и обогащения словарного запаса. При чтении выделяйте интонацией важные моменты, имитируйте голоса персонажей.
* Слушайте музыку и аудиокниги: Музыка развивает чувство ритма и мелодики речи. Аудиокниги помогают воспринимать речь на слух.
2. Развивайте артикуляционный аппарат:
* Игры с языком: Проводите веселые игры, которые стимулируют движение языка: "Лошадка" (цоканье языком), "Чашечка" (поднять язык к небу), "Иголочка" (вытянуть узкий язык). Делайте это в игровой форме, например, показывая движения языка вместе с игрушками.
* Упражнения с губами: "Трубочка" (вытянуть губы трубочкой), "Улыбочка" (широкая улыбка), "Заборчик" (показать зубы).
* Массаж лица: Нежный массаж лица помогает улучшить кровообращение и расслабить мышцы.
3. Развивайте фонематический слух:
* Игры на различение звуков: Просите ребенка определить, какой звук вы произносите: "А", "У", "О", "М", "Б". Можно использовать игрушки, начинающиеся на разные звуки.
* Повторение слов и слогов: Повторяйте вместе с ребенком слоги и простые слова, выделяя звуки.
* Ритмические упражнения: Прохлопывайте ритм слов и фраз, используя ладошки или другие предметы.
4. Используйте игры и стихи:
* Пальчиковые игры: Развивают мелкую моторику, которая тесно связана с речью.
* Стихи и песенки с подражанием звукам: Стихи с звукоподражаниями ("Кошка мяукает: мяу", "Собака лает: гав") помогают усваивать звуки.
* Скороговорки (упрощенные): В этом возрасте достаточно простых, повторяющихся слогов.
5. Обращайте внимание на речевые особенности:
* Не спешите исправлять все ошибки сразу: В этом возрасте многие звуки еще формируются. Концентрируйтесь на самых значительных ошибках.
* Не критиковайте ребенка: Подбадривайте и хвалите за успехи, создавайте положительную атмосферу.
* При необходимости обратитесь к специалисту: Если вы замечаете серьезные проблемы с речью, проконсультируйтесь с логопедом.
Важно помнить, что развитие речи – постепенный процесс. Будьте терпеливы и последовательны, и ваш ребенок обязательно достигнет хороших результатов. Используйте игровые формы, хвалите ребенка и создавайте позитивную атмосферу – это ключ к успеху!
Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Воспитатель должен решать следующие задачи:
Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- фонематический слух;
- восприятие темпа и ритма речи.
Формировать произносительную сторону речи:
- учить детей правильному произношению звуков родного языка;
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
- воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука;
- формировать нормальный темп речи.
Для среднего дошкольного возраста
Всем известно, что воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи – это умение говорить правильно в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения пользоваться всеми языковыми средствами.
Зачастую самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи, затрудняет усвоение основ грамоты.
Средний дошкольный возраст (4-5лет) – очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. Многие дети уже достаточно четко произносят большинство звуков. Но у них может наблюдаться неустойчивость произношения трудных звуков, для произношения которых требуется хорошо развитые мышцы речевых органов, например языка. Это такие звуки как: с, з, ц, ш, ж, щ, ч , р, л . Научить детей правильно произносить эти звуки помогут специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи, которые проводятся педагогами и воспитателями нашего детского сада.
Но и вы, родители, можете активно помогать своему ребенку научиться говорить правильно. Главное надо помнить, что чем раньше обратить внимание на звукопроизношение ребенка, тем оно быстрее сформируется и нормализуется. Ошибочно надеяться, что недостатки произношения исчезнут самостоятельно. Они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение!
Вот несколько правил, следуя которым, вы поможете своему ребенку научиться говорить правильно:
1.Разговаривайте с ребенком неторопливо, четко проговаривайте все слова.
2.Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами (дверка, рюкзачок, куколка, конфеточка). Это тормозит речевое развитие.
3.Своевременно устраняете недостаток речи ребенка, стремясь указать неточность и ошибки. Но делайте это правильно!
4.Скажите ребенку такие слова: «Повтори за мной» или « Скажи лучше так», а затем покажите ребенку, как надо говорить. Произнесите слово правильно, выделяя нужный звук голосом. Например так: жжжжук. Тогда ваш ребенок будет ориентироваться на ваш звуковой пример, а не просто повторять несколько раз подряд слово, закрепляя собственное неправильное произношение.
5.Нельзя высмеивать недостатки в речи ребенка, слишком строго требовать исправить свою речь. Это может тормозить речевые успехи ребенка.
6.Если ребенок торопиться высказать свои мысли, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша. Я очень хочу понять тебя».
7.Не перегружайте ребенка речевыми занятиями. Игры, стихи для заучивания должны соответствовать возрасту ребенка.
8.Как можно больше читайте своему ребенку произведения художественной литературы.
9.Для артикуляционного аппарата использовать артикуляционную гимнастику, игры на звукоподражание, голоса животных.
10. Для развития силы голоса попросить ребёнка громко произнести, например, "мама кошка" и тихо - "котятки".
Помните!!!: чтобы ребенок говорил правильно, он должен слышать правильную грамотную речь.
Игры, направленные на воспитание звуковой культуры речи:
1. Игры на развитие фонематического слуха:
"Что звучит?": Родитель просит ребенка закрыть глаза и определяет, какой звук он слышит (звук транспорта, музыкальный инструмент, звуки природы).
"Угадай слово": Родитель произносит слово шепотом, а ребенок должен угадать. Затем можно усложнить, прося угадать слово по первому или последнему звуку.
"Найди пару": Родитель называет слово, а ребенок должен найти картинку с таким же начальным или конечным звуком.
"Слушаем внимательно": Родитель произносит ряд звуков или слогов, а ребенок повторяет их в том же порядке. Можно постепенно усложнять последовательность.
"Найди лишнее": Родитель предлагает ряд слов, среди которых одно не подходит по начальному или конечному звуку (например, "дом, кот, машина, утка").
2. Игры на развитие артикуляционной моторики:
"Веселый язычок": Игры с использованием стихов и скороговорок, которые требуют выполнения различных движений языком (например, "Грибы растут в лесу"). Можно найти специальные артикуляционные гимнастики в интернете.
"Покажи, как звучит": Родитель называет звук, а ребенок показывает, как работает его артикуляционный аппарат (например, для звука "Ш" – ребенок изображает, как губы вытягиваются вперед).
"Повтори за мной": Родитель демонстрирует различные движения языка, губ и челюстей, а ребенок их повторяет.
3. Игры на автоматизацию звуков:
"Закончи предложение": Родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, используя слово с автоматизируемым звуком. (например: "Я вижу большую красную...")
"Кто больше?": Родитель и ребенок соревнуются, кто сможет назвать больше слов с автоматизируемым звуком.
"Подбери картинку": Родитель называет звук, и ребёнок подбирает картинки с словами, содержащими этот звук.
Важно!!!!:
Регулярность: Занимайтесь с ребенком регулярно, но недолго, чтобы не утомлять его. Лучше несколько коротких сессий, чем одна длинная.
Позитивный настрой: Делайте занятия игровыми и веселыми. Похвала и поддержка очень важны.
Индивидуальный подход: Учитывайте особенности развития ребенка и его интересы.
Консультация логопеда: При наличии проблем с речью, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Эти игры помогут родителям эффективно работать над звуковой культурой речи ребенка в игровой форме, что сделает процесс обучения более интересным и эффективным. Помните, что терпение и систематические занятия – залог успеха!
Для старшего дошкольного возраста
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т. д.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).
Чтобы поддержать успех ребенка предлагаем вам следующие рекомендации:
#1040;ртикуляционная гимнастика:
Регулярно (2-3 раза в неделю) выполняйте с ребенком артикуляционную гимнастику. Это не только тренирует мышцы артикуляционного аппарата, но и делает речь более четкой и выразительной. Простые упражнения, такие как "трубочка", "чашечка", "лопатка", "киска сердится", легко найти в интернете или в методических пособиях для дошкольников.
2. Развитие фонематического слуха:
1. Игры на различение звуков: Играйте в игры, которые требуют различения звуков, например, "Найди слово со звуком [с]". Используйте игрушки, картинки или предметы, названия которых начинаются или заканчиваются на определенный звук.
2. Рифмовки и скороговорки: Хорошим речевым материалом для утражнений являются чистоговорки и скороговорки, при произнесении которых дети упражняются не только в правильном употреблении дифференцируемых звуков, но и в выработке хорошей дикции. Одновременно с дифференциацией звуков в произношении дошкольники занимаются вычленением слов с заданными звуками из фразы.
3. Звуковой анализ слов: Попробуйте вместе анализировать слова: сколько в них слогов, звуков, какие звуки стоят в начале, середине и конце. Для этого можно использовать кубики, фишки или другие наглядные материалы.
3. Расширение словарного запаса:
1. Чтение книг: Регулярно читайте ребенку книги, обсуждайте прочитанное, учите его новым словам.
2. Беседы: Ведите с ребенком разнообразные беседы, задавайте вопросы, стимулируйте его рассказывать о своих впечатлениях и событиях.
3. Называние предметов: В повседневной жизни называйте предметы, явления, действия, обогащая словарный запас ребенка.
4. Развитие связной речи:
1. Пересказ: Просите ребенка пересказывать небольшие рассказы, сказки, мультфильмы.
2. Составление рассказов: Предлагайте ему составлять рассказы по картинкам, используя различные грамматические конструкции и разнообразный словарный запас.
3. Задания на описание: Просите описывать предметы, животных, явления.
5. Прослушивание аудиозаписей
Прослушивание аудиосказок, песен и музыкальных произведений способствует развитию слухового внимания и восприятия.
6. Обратите внимание на:
1. Четкость собственной речи: Старайтесь сами говорить четко и правильно, являясь для ребенка примером.
2. Темп речи: Не говорите слишком быстро, чтобы ребёнок успевал вас понимать.
3. Правильное дыхание: Обращайте внимание на правильное дыхание ребенка во время речи.
7. Сотрудничество с воспитателем:
Регулярно общайтесь с воспитателем вашего ребенка, чтобы знать, какие звуки он усваивает лучше, а над какими еще нужно работать. Согласуйте домашние задания с заданиями в детском саду.!
Задача воспитания звуковой культуры речи детей шестого года жизни заключается в том, чтобы:
• продолжать укреплять их артикуляционный аппарат;
• упражнять в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов; учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению (с з, с — ц, ш— ж, ч— ц, с — ш, ж— з, л— р), продолжать развивать фонематический слух, учить определять место в слове (начало, середина, конец).
• правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности; показывать образцы.
Помните, что регулярные, но не утомительные занятия, игровой подход и положительное эмоциональное взаимодействие – залог успеха. Будьте терпеливы, поддерживайте и хвалите ребенка, и вы обязательно увидите положительные результаты литературного произношения слов.
Для подготовительного возраста
Развитие звуковой культуры речи у детей подготовительной группы детского сада – важный этап подготовки к школе. Рекомендации должны быть комплексными и учитывать различные аспекты речи:
I. Работа над фонематическим слухом:
* Дифференциация звуков: Игры на различение парных и непарных звуков (например, [б]-[п], [д]-[т], [з]-[с], [ш]-[ж]). Можно использовать картинки, игрушки, слоговые ряды. Важно чередовать звуки в разных позициях слова (начало, середина, конец).
* Звуковой анализ слов: Разложите слова на звуки, определите количество звуков, первый и последний звуки, гласные и согласные. Используйте фишки разного цвета для обозначения гласных и согласных звуков.
* Составление слов из звуков: Предложите детям составить слова из заданных звуков.
* Поиск слов с определенным звуком: Задайте звук, а дети ищут слова с этим звуком в картинках, стихотворениях, рассказах.
* Игры с рифмами: Подбор рифм к словам, сочинение четверостиший, заучивание потешек и стихов с рифмой.
II. Работа над артикуляцией:
* Артикуляционная гимнастика: Регулярное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркальцем. Упражнения должны быть разнообразными и интересными (например, "хоботок", "улыбка", "чашечка", "грибок"). Используйте игровые моменты, превращая упражнения в весёлые игры ("лошадка", "мячик", "качели").
* Игры с языком: "Качели" (язык тянется к носу и подбородку), "Часики" (язык двигается из одного угла рта в другой), "Иголочка" (язык вытягивается вперед).
* Имитация звуков: Имитация звуков животных, предметов, явлений природы (шипение змеи, жужжание пчелы, шум ветра).
III. Работа над лексикой и грамматикой
* Расширение словарного запаса: Игры с картинками, загадки, чтение книг, составление рассказов, описаний.
* Грамматический строй речи: Составление предложений, рассказов, изменение слов по падежам, числам, родам. Игры на согласование слов в предложении.
* Упражнения на образование слов: Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов, приставок и суффиксов.
IV. Работа над связной речью:
* Пересказывание рассказов: Пересказ прочитанных сказок, рассказов, литературных произведений.
* Составление рассказов по картинкам: Составление рассказов по серии картинок, по одной картинке.
* Описание предметов: Описание предметов по плану (цвет, форма, размер, назначение).
* Инсценировки: Инсценировки сказок, стихотворений, рассказов.
V. Игровые методы:
Игры являются наиболее эффективным способом развития звуковой культуры речи. Используйте разнообразные игры: дидактические, подвижные, настольные, ролевые.
VI. Индивидуальный подход:
Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для детей с проблемами звукопроизношения необходимы индивидуальные занятия с логопедом.
VII. Взаимодействие с родителями:
Тесное сотрудничество с родителями – залог успеха. Дайте родителям рекомендации по домашним заданиям, играм и упражнениям. Они могут продолжать работу дома, закрепляя полученные в саду навыки.
Примерные игры:
* "Весёлый паровозик": Дети произносят звуки, имитируя звуки паровоза.
* "Угадай звук": Взрослый шепчет звук, а дети угадывают.
* "Кто как кричит?": Имитация звуков животных.
* "Собери картинку": Составление картинок из частей, каждая часть подписана слогом или словом.
* "Чудесный мешочек": Ощупывание предметов в мешочке и их называние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".
Консультация для педагогов " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....
Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".
Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции.Восп...

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Консультация...

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Звуковая ...