Консультация для педагогов ДОУ «Значение дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
консультация по развитию речи

Онзуль Евгения Петровна

В консультации описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ.

«Значение дидактических игр в развитии речи детей

старшего дошкольного возраста».

      Почему темой своей консультации я выбрала именно эту тему - «Значение дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»? Дело в том, что в настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Развитие речи, овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, рассказывает  о своих  чувствах  и переживаниях,  накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах, познает окружающий мир. Дети, которые не получили соответствующее речевое развитие в дошкольном возрасте, с большим трудом наверстывают упущенное в школе, в будущем этот пробел влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.

       В чем значение дидактических игр в развитии речи дошкольников? Дидактической игра – это одно из эффективных средств развития речи детей, так как в ней ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и сам активно действует.

      Выдающийся педагог А.С. Макаренко сказал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом  он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

       Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, стимулирует работоспособность детей, облегчает процесс усвоения знаний. Она является ценным средством воспитания умственной активности, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания, активизирует психические процессы.

       В работе с детьми я использую различные дидактические игры:

  1. Настольно – печатные игры.

         Например:  «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.

         Такие игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

  1. Игры с предметами или игрушками.

         Они способствуют развитию тактильных ощущений, умению манипулировать с различными предметами и игрушками, развитию творческого мышления и воображения. Например:  «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.

  1. Словесные игры.

          Эти игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

       Особая роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводится словесным дидактическим играм. Такие игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся делать выводы и умозаключения, высказывать самостоятельные суждения. К таким играм относятся: «Скажи наоборот»,  «Один-много», «Исправь ошибку», «Какой, какая, какое?», «Чей хвост?», «Чья лапа?», «Составь описание», «Это правда или нет?», «Чего не стало?», «Чего не хватает?», «Что изменилось?» и др.

      Наиболее сложным для многих детей является монологическая речь – составление рассказов по картинке или сочинение истории по серии картинок, рассказа из личного опыта, пересказа художественного произведения. Обратите внимание, и, возможно, вы сами заметите, что часто повествование ребенка состоит из отрывочных, не связанных между собой фактов, словарь скуден и однообразен.

      Чтобы научить детей составлять простые предложения из 2-3 слов можно использовать игру: "Сказочный альбом". Ребенок рассматривает картинку в альбоме, соответствующую знакомой сказке, и, не показывая другим детям, он описывает словами то, что видит на картинке, а другие дети должны догадаться, о какой сказке идет речь. Также для развития монологической речи я использую игру «Волшебный кубик». Ребенок рассматривает картинку, изображенную на грани кубика, и, не показывая ее другим детям, описывает то, что изображено на картинке – дети отгадывают.

       Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

      Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

        Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй  речи и т.д.

      Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

      Дидактические игры удобны и доступны тем, что в  них можно играть родителям с детьми в домашних условиях, на прогулке, по дороге в детский сад и т.д. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста (часть 1)

laquo;Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».А. М. Горький...

Консультация для родителей: «Роль и значение дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста».

laquo;Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. ...

Консультация для педагогов «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов "Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов ДОУ: "Двигательная активность, как средство развития речи детей дошкольного возраста".

žРечь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношени...