Главные вкладки

    Консультация для педагогов. Тема: «Роль современных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
    методическая разработка на тему

    Консультация для педагогов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №7 «Колосок» с.Благодатное

    Консультация для педагогов.

    Тема: «Роль современных игр в развитии  речи детей дошкольного возраста»

            

                                             Подготовила:

                                                                        Воспитатель МКДОУ ДС №7

                                        «Колосок»

                                                  Павливская Т.А.

                                             

    с.Благодатное

    2017 год

     «Роль современных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

       Основополагающим успешного обучения в школе является правильно развитая речь. Поэтому роль игры в развитии речи  у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

      Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

          Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся к следующему:

    • Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.
    • Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте.
    • Игра развивается не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

          Значительный опыт накапливается ребенком в игре. С предметами, представленными в игре, он приходит в частое общение, запечатлевает их в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

          Слово является для ребенка частью действительности, поэтому необходимо продуманно организовывать игровую обстановку.

          Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

          Толковое, обстоятельное , повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения – уже путь к развитию и языка.

           Взрослый человек играет огромную роль, используя слово для ознакомления ребенка с миром. Он является посредником и способствует последовательному выделению отдельных предметов из окружающей сложной среды.

          Таким образом можно сделать выводы:

    • В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
    • Учиться выполнять правила игры.
    • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.
    • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
    • В игре идет интенсивное развитие речи.
    • В игре формируются новые мотивы и потребности.

          Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

          В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоение мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

          К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольника усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

    Игры, применяющиеся  при развитии речи, подразделяются на несколько видов: сюжетно-ролевые, строительные, на бытовые темы и театрализованные. Так же существуют разнообразные подвижные игры. Например, игры, которые используют на прогулке – при помощи считалки дети выбирают водящего или несколько раз повторяют четверостишия. Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

          Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам. Это делает поведение осмысленным и осознанным, поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

        Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

          Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

          К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально –дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

          Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

          Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи в дошкольном возрасте.

          В данной работе будут рассмотрены дидактические игры и этапы их проведения. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

          Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

          Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.

          Совершенствуя речевой аппарат, необходимо выполнять артикуляционные упражнения, проговаривать скороговорки, чистоговорки, рифмованные строки. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических игр.

          Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь различных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

          Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.

          Данные методические рекомендации важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и общеречевому развитию детей, помогая овладеть всеми богатствами родного языка.

          Ребенок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора.

          Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

          Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
    «ОДИН - МНОГО»
    Цель: закрепить представление о множественном числе существительных.
    Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; (учить их подбирать к словам определения и действия, согласовать их.
    - Это…стол, сто….(столы). Здесь много….(столов).Какие столы? (Деревянные, письменные, обеденные)
    -Это…ромашка, а это….(ромашки). В букете много…(ромашек).Какие они? (Белые, с жёлтой серединкой). Что ещё бывает белым? Жёлтым? Как ты понимаешь выражение «Скатерть бела вест мир одела?» Где, встречаются такое выражение? (В сказках, загадках) В каких сказках? (О зиме)
    -Отгадай загадку: Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Это…(лук). Какой он? (Жёлтый, сочный, горький, полезный). В корзине много чего? (Лука).
    Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов, например: лыжи, коньки, предметы мебели, одежды и т.п.
    - Чего здесь много?
    - А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Лыж, коньков, столов, платьев)
    Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному  воспринимают смысл его в том или ином контексте. Приведём примеры таких упражнений.


    «БРАТ-БРАТЕЦ-БРАТИК»
    Цель: различать смысловые оттенки имён существительных со значением ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом.
    - Послушайте слова, которые я вам назову,  и скажите, чем они отличаются: мама- мамочка-мамуля; брат-братец-братик; дерево-деревце; заяц- заинька –зайчишка – зайчище;  дом- домик-

    домище (Многие слова звучат ласково) Какие из этих слов встречались вам в сказках? (Братец

    в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Заинька, зайчишка во многих сказках о животных)
    -Придумайте короткую сказку про зайчишку.
    -Чем отличаются слова: бежать- подбежать- выбежать, писать- переписать- подписать,играть-выиграть-проиграть.
    Составьте предложение с любыми двумя словами, которые вы услышали. ( Мы играли в домино. Вова выиграл, а я проиграл)


    «БЕЖАТЬ-МЧАТЬСЯ»
    Цель: учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.
    -Как вы понимаете слова? Чем они отличаются? Засмеялись- захихикали, бежать-  мчаться, пришли – приплелись, плакать- рыдать, разговаривать- болтать, думать- размышлять, открыть- отворить, отыскать- найти, зябнуть- мёрзнуть, поразить –увидеть, шалить- баловать, забавлять- развлекать, прощать –извинять, звать- приглашать, вертеться –кружиться, греметь – грохотать, опасаться – бояться, бросать –кидать, вертеть – крутить.
    -Придумай предложения с любой парой слов.

    «КТО ХИТРЕЕ?»

    Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имён прилагательных, образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью  суффиксов еньк-оньк, оват- Ёват, ущ- ющ, енн- ейш.
    -Вспомни сказку « Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? ( Зубки острые, шубка тёпленькая, она красивая). А какой характер у лисы? ( Она хитрая, лукавая, коварная)
    - Какой был журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль оказался ещё….(хитрее) или…(хитрющий). Лиса умная, журавль (ещё умнее, умнейший).
    -Волк злой, а волчище…(ещё злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка…(ещё трусливее, трусоватый). Этот человек худой, а этот….(ещё худее, худющий). Один человек полный, а другой не совсем полный, а….(полноватый). Этот человек толстый, а тот ещё….(толще, толстенный).
    -Будьте внимательны! ЭТОТ Дом большой, а этот….(ещё больше, большущий). Этот платок синий, а этот не совсем синий, а….(синеватый). Этот лист зелёный, а этот…((ещё зеленее). Этот лист зелёный, а этот не совсем зеленый, слегка….(зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а…(красноватое):
    -Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая). Умный щенок. А как сказать по-другому? (Умненький). Рисунок плохой или…(плоховатый).


    «ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ВОКРУГ?»
    Цель: уточнить представление детей о названии предметов. 
    -Назовите предметы, которые вы видите вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? - За столом сидят, занимаются, едят, на столе сидят).
    -Перед вами две девочки Они обе в красных платьях с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам)
    -Что значит слово, мяч, кукла, ручка?

    У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом?( Их держат руками,) Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет (педагог показывает авторучку)? (Ею пишут). А что обозначает слово ручка здесь ( педагог показывает на дверную ручку)?(Ею открывают и закрывают дверь).
    -Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим»
    Ложка-это ложка,
    Ложкой суп едят.
    Кошка- это кошка,
    У кошки семь котят.
    Тряпка – это тряпка,
    Тряпкой вытру стол.
    Шапка- это шапка,
    Оделся и пошёл.
    А я придумал слово,
    Смешное слово – плим.
    Я повторяю снова- 
    Плим, плим, плим.
    Вот прыгает и скачет –
    Плим, плим, плим.
    И ничего не значит
    Плим, плим, плим.
    Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат (Трам-татам, ту-руру)


    «СКАЖИ, КАКОЙ»
    Цель: учить детей называть не только предмет, но, и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
    - Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете?
    -Послушайте стихотворение М.Щеловановой «Утро»
    Какое сегодня утро?
    Сегодня плохое утро,
    Сегодня скучное утро, 
    И, кажется, будет дождь.
    -Почему же плохое утро?
    Сегодня хорошее утро,
    Сегодня весёлое утро?
    И тучи уходят прочь.
    Сегодня не будет солнца,
    Сегодня не будет солнца,
    Сегодня будет хмурый,
    Серый, пасмурный день.
    -Почему же не будет солнца?
    Наверное, будет солнце,
    Обязательно будет солнце

    И прохладная синяя тень.

    -О чём говориться в этом  стихотворении? ( О солнечном и пасмурном утре).Как сказано про первый день в стихотворении, какой он?(Хмурый, серый).Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно ещё сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу. (Весёлое, радостное, голубое, безоблачное).
    Что ещё может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек). Что может быть солнечным?
    - Есть ещё слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по – другому? (Грустит, печалиться, расстроился, обиделся).
    - А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как дети говорили ; Папа, иди шепотом; Я ботинки наизнанку надел; Можно ли сказать? Как надо сказать правильно?

    «НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»
    Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
    -узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?»Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополните другими словами, то что я начну: «Снег белый, холодный….ещё какой? Сахар сладкий, а лимон….(кислый). Весной погода теплая, а зимой….(холодная).
    -Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
    - Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик..(прыгает), уж…(ползает). Кто из животных как голос подаёт? Петух…(кукарекает), тигр..(рычит), мышь..(пищит),  корова…(мычит).
    -Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Родари «Прощальная игра»
    Скажу я слово высоко,
    А ты ответишь,(низко),
    Скажу я слово далеко,
    А ты ответишь..(близко).
    Скажу я слово трус,
    Ответишь ты…(храбрец).
    Теперь начало  я скажу,
    Ну, отвечай…(конец).
    -Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.


    «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
    Цель: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.
    -Закончи начатые мною  Предложения: Мальчик сначала подошёл к дому, а потом от него…(отошёл). Утром ребята пошли в гости, а вечером…(ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он- (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они…(перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, а они…(выбежали).
    - Придумай предложения, со словами: шёл- перешёл- пошёл- подошёл- вошёл- вышел-отошёл

    Замените словосочетание другими словами: ползёт муравей- движется, передвигается: ползёт поезд- едет очень медленно; плывёт человек- плавает; плывёт лодка – движется по воде; плывёт облако – движется по небу; сложить дрова – уложить их; сложить песню- написать; бить посуду – разбить что-то; свет бьёт в глаза – ярко светит.
    - Какие слова, связанные с движением людей, животных, транспорта, вы заете? (Идти, бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти). Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой»



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №7 «Колосок» с.Благодатное

    «Мозговой штурм» по теме

    «Проблемы по развитию связной  речи дошкольников  и пути их устранения»

    Выполнила: Павливская Т.А.

    27.02.2017г.

    с.Благодатное

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

    Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формирование личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

    Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

    С развитием массового телевидения и электронных носителей читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

    Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития.

    Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

    У ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

    Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей.

    Связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:

    логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

    функционально – стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;

    психологических - отнесенность речи к сферам общения;

    грамматических – отнесенность речи к структуре языка .

    Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с различными нормами речевого общения.

    Речь считается связной, если для нее характерны:

    содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);

    - точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию);

    логичность (последовательное изложение мыслей);

    ясность (понятность для окружающих);

    правильность, чистота, богатство (разнообразие).

    Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом воздействие педагога зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. При этом педагогу надо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности.

    Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, со своими особенностями. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.

    На характер связного высказывания также влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребенка .

    На связную речь дошкольников влияют и русские народные сказки, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

    Главное - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию правил данной деятельности. Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, при обучении в школе, если он обучается этому в интересной форме под руководством взрослого.

     «Мозговой штурм» с педагогами

     Перед педагогами  . которые разделились на команды выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нём. Ведущий зачитывает вопрос. Если  команда верно ответила, забирает лепесток себе.

    Вопросы:

    1 – Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

    2 – Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

    3 – Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

    4 – Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

    5 – Что такое диалог? (Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией).

     6 - Что такое монолог? (Речь одного собеседника, обращённая к слушателям).

    7 – Рассказ – описание – это …... (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

    8 – Рассказ – повествование – это …… (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени) .

    9 – Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

    Подведение итога «мозгового штурма»: Команды складывают цветок из собранных лепестков, подсчитывают их количество.

    При работе с родителями предложить игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

    Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

    Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.

    Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

    "Только весёлые слова"

    Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди,=допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

    Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

    "Автобиография"

    Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

    Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе...". (Лампочка).

    Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался..." (Пятачок).

    "Волшебная цепочка"

    Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

    Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?

    Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

    "Слова мячики"

    Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

    "Антонимы в сказках и фильмах"

    Взрослый предлагает детям поиграть со сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

    Примеры заданий:

    "Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

    "Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

    "Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

    "Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

    "Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");

    "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");

    "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

    "Если вдруг..."

    Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

    Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

    Все пуговицы;

    Все ножницы;

    Все спички;

    Все учебники или книги и т. д.

    Что произойдёт?

    Чем это можно заменить?

    Ребёнок может ответить:

    "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

    Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

    Живая вода;

    Цветик-семицветик;

    Сапоги-скороходы;

    Ковёр-самолёт и т. д.

    "Подбери слово"

    Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

    "Кто что умеет делать"

    Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

    "Антонимы для загадок"

    Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

    Обитает в воде (значит, на суше);

    Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

    Хвост очень длинный (значит, короткий);

    Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

    Очень любит солёное (значит, сладкое).

    Кто это?

    "Весёлые рифмы"

    Играющие должны подбирать к словам рифмы.

    Свечка - .... печка;

    Трубы - ... губы;

    Ракетка - пипетка;

    Слон - ...поклон;

    Сапоги - ...пироги и т. д.

    Разминка.

    Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

    1.Что такое этажерка?

    2. Что такое наблюдение?

    3.Почему коньки так назвали?

    4.Почему говорят «дело в шляпе»?

    5.Почему говорят «время истекло»?

    6.Почему красный цвет так назвали?

    7.Как понять выражение «лубяная избушка»?

    8.Почему кровать для ребёнка называется «люлькой»?

    9.Что означают две последние строки в следующем стихотворении:

    Осыпайтесь, листья, позабыв о лете,

    На коне рысистом мчит осенний ветер.

    Засвистит да чиркнет,

    Звякнет звонкой сбруей.

    Льются с веток гибких

    Золотые струи.

    Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Выбранный Вами вариант ответа обведите кружочком. В предлагаемых вариантах правильным может быть один, несколько или все ответы.

    Ф. И. О.___________________________________________________

    «______»______________2017год.

    Вопросы

    Варианты ответа

    Какие разновидности предложений используются в диалоге?

    1.повествовательные

    2.побудительные

    3.вопросительные

    4.восклицательные

    назовите типы высказываний

    1.описание

    2. повествование

    3. рассуждение

    4. восклицание

    как называется текст, в котором идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий?

    1.описание

    2.повествование

    3.рассуждение

    как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени?

    1.описание

    2.повествование

    3.рассуждение

    Как называется текст, включающий причинно- следственные конструкции, вопросы, оценку?

    1.   1.  описание

    2.   2.повествование

    3. рассуждение

    Назовите основные типы повествовательных текстов

    1.    1.  рассказы из опыта

    2.     2. сказочные истории

    3.    3. рассказывание по картине или серии        

             сюжетных картин

    Кроссворд « Развитие речи».

    12.

    р

    11.

    д

    а

    3.

    7.

    о

    р

    с

    п

    о

    п

    а

    с

    1.

    2.

    о

    4.

    6.

    б

    8.

    10.

    и

    м

    у

    п

    у

    в

    р

    5.

    д

    р

    о

    а

    с

    а

    ж

    е

    к

    е

    а

    с

    и

    а

    п

    9.

    н

    а

    т

    д

    р

    а

    с

    с

    к

    а

    з

    ы

    в

    а

    н

    и

    е

    е

    з

    т

    с

    а

    л

    е

    т

    о

    л

    и

    з

    н

    с

    а

    в

    к

    з

    о

    ц

    п

    и

    е

    а

    и

    к

    н

    о

    а

    к

    г

    р

    з

    ц

    е

    а

    и

    в

    з

    а

    о

    и

    з

    е

    а

    с

    я

    н

    и

    е

    По вертикали:

    1. Изложение прослушанного произведения.

    2. Обязательный приём на занятиях по обучению рассказыванию.

    3. Сообщение, в котором факты следуют один за другим.

    4. Связное развёрнутое изложение какого- либо факта.

    5. Литературное произведение для пересказа.

    6. Тип связной речи.

    7. Методический приём, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек.

    8. То, что служит основой рассказа по памяти.

    9. Приём, используемый ребёнком после рассказа для уточнения.

    10. Приём, который позволяет оценить детский рассказ.

    11.  Сообщение о фактах, существующих одновременно.

    12. Приём, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений.

    13.  Сообщение о фактах, находящихся в причинно- следственной связи.

    Ключевое слово: рассказывание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста".

    Данный материал рассказывает родителям о важной роли подвижных игр в жизни дошкольника....

    Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

    Консультация для родителей на тему "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"

    Многие родители считают, что подвижная игра - это просто развлечение для детей, и мало представляют,  какую важную роль они играют  не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии д...

    Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»

    Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»...

    Консультация для педагогов ДОУ «Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»

    Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка. А планомерное исполь...

    Статья. Тема: Влияние современных мультфильмов на речь детей дошкольного возраста.

    Проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень важна. Современные мультфильмы в основном стереотипны и  не способствуют развитию фантазии, мышления, воображения и...