Занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) на тему «Перелётные птицы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о перелётных птицах, их жизни осенью.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и активизировать в речи обобщающее понятие «перелётные птицы».
- Уточнить и расширить словарь по теме: перелётные птицы, стая, клин, косяк, клюв, водоплавающие, насекомоядные, зерноядные, курлыкать, щебетать, клевать, вить, улетают, щебечут, курлычут.
- Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже единственного и множественного числа (Игра «Чьего клюва, чьих лап не стало?»).
- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы по схеме-модели.
Развивающие:
- Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к миру птиц, бережное и заботливое отношение к ним, желание помогать в зимний период.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района Санкт-Петербурга
Занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) на тему «Перелётные птицы»
Воспитатель:
Бахтина И.В.
Санкт-Петербург
2025
Тема: «Перелётные птицы»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет).
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о перелётных птицах, их жизни осенью.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и активизировать в речи обобщающее понятие «перелётные птицы».
- Уточнить и расширить словарь по теме: перелётные птицы, стая, клин, косяк, клюв, водоплавающие, насекомоядные, зерноядные, курлыкать, щебетать, клевать, вить, улетают, щебечут, курлычут.
- Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже единственного и множественного числа (Игра «Чьего клюва, чьих лап не стало?»).
- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы по схеме-модели.
Развивающие:
- Развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к миру птиц, бережное и заботливое отношение к ним, желание помогать в зимний период.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные: картинки с изображением перелётных птиц (ласточка, грач, скворец, журавль, лебедь, утка, кукушка, цапля, жаворонок), картинка с изображением птиц, летящих клином, аудиозапись «Голоса птиц».
Раздаточные: схемы-модели для составления рассказа о птице, фигурки птиц (или картинки) на каждого ребенка.
Оборудование: мольберт или магнитная доска.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети стоят в кругу с воспитателем.)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наше занятие с красивой песчинки. Я передам ее, а каждый из вас назовет одну любую птицу. Только будьте внимательны, не повторяйтесь!
(Дети передают песчинку или другой мелкий предмет и называют птиц: воробей, синица, ворона, голубь, ласточка и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, сколько птиц вы знаете! А сейчас сядьте удобно, наше путешествие в мир птиц начинается.
II. Введение в тему. Беседа.
Воспитатель: Ребята, какое время года наступило? (Осень). А какие изменения происходят в природе осенью? (Холодает, дует ветер, опадают листья, улетают птицы).
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим именно о тех птицах, которые осенью покидают наши края и отправляются в долгое путешествие на юг. Как они называются?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети: Они перелетают из одних краев в другие.
Воспитатель: Почему птицы улетают осенью?
Дети: Становится холодно, исчезает пища: насекомые, зерна, замерзают водоемы.
Воспитатель: Как называют птиц, которые питаются насекомыми?
Дети: Насекомоядные – ласточка, скворец, кукушка).
Воспитатель: А тех, кто питается зернами и семенами?
Дети: Зерноядные – жаворонок.
Воспитатель: А птиц, которые живут на водоемах и питаются рыбой.
Дети: Водоплавающие – утки, лебеди, гуси).
(Воспитатель вывешивает на доску картинки с изображением перелётных птиц по мере обсуждения).
Воспитатель: Посмотрите, как птицы собираются в дорогу. Они объединяются в стаи. А летят они по-разному. Например, журавли и гуси летят клином (показ картинки), утки – шеренгой, а мелкие птички – беспорядочной стаей.
III. Дидактические игры и упражнения.
1. Игра «Улетает – не улетает»
Воспитатель: А теперь проверим, кто самый внимательный. Я буду называть птицу. Если она перелётная – вы машете руками, как крыльями, и говорите: «Улетает!». Если зимующая – приседаете и говорите: «Остается!».
Дети: Воробей, ласточка, сорока, скворец, голубь, грач, синица, журавль, ворона, лебедь.
2. Игра «Чьего клюва, чьих лап не стало?» (на употребление родительного падежа)
(На доске картинки с изображением птиц и крупным планом их клювов и лап).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Закройте глаза. (Воспитатель убирает одну картинку, например, с клювом утки). Открывайте глаза! Чего не стало? (Не стало утиного клюва). (Убирает картинку с лапами цапли). Чего теперь не стало? (Не стало лап цапли). И т.д.
3. Упражнение «Подбери действие»
Воспитатель: Давайте вспомним, что умеют делать птицы. Я начну, а вы продолжите.
- Птицы летают, ... (кружат, парят, машут крыльями).
- Птицы поют, ... (щебечут, чирикают, курлычут, клекочут).
- Птицы вьют... (гнезда).
- Птицы откладывают... (яйца).
- Птицы выводят... (птенцов).
IV. Физкультминутка «Птички»
Птички прыгают, летают,
(Прыжки на месте, махи руками)
Птички крошки собирают
(«Клюют» воображаемые крошки)
Пёрышки почистили,
(Имитируют чистку перьев)
Клювики почистили,
(Погладить пальцами нос)
Птички летят, поют,
(Махи руками)
Зернышки клюют.
(«Клюют» пальцами по коленям)
V. Развитие связной речи. Составление рассказов по схеме.
Воспитатель: К нам в гости прилетела птица. Но какая? Вы должны отгадать ее, послушав рассказ. А поможет мне в этом вот такая схема.
(Воспитатель показывает на схему и составляет рассказ-образец о ласточке).
1. Это перелётная птица? (Да, это перелётная птица).
2. Внешний вид (Маленькая, с черной спинкой и белой грудкой, хвостик похож на вилочку).
3. Чем питается? (Насекомыми: мошками, комарами).
4. Где живет? (Вьет гнездо под крышами домов).
5. Как поет? (Звонко щебечет).
Воспитатель: Кто это? Правильно, ласточка! Теперь вы сами разделитесь на пары, выберите картинку с птицей и попробуйте составить по такой же схеме рассказ о ней. Я вам помогу.
(Дети в парах или по одному (в зависимости от уровня группы) составляют описательные рассказы о граче, скворце, лебеде и т.д. Воспитатель помогает наводящими вопросами).
VI. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним:
- О ком мы сегодня с вами говорили?
- Почему перелётные птицы улетают в теплые края?
- Какая птица вам запомнилась больше всего и почему?
Воспитатель: Вы сегодня были очень внимательными и сообразительными, хорошо рассказывали о птицах. Скоро птицы улетят, но мы будем их ждать обратно весной. А чтобы им было легче пережить зиму, мы с вами позже сделаем для зимующих птиц кормушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытая индивидуальная НОД в группе компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Автоматизация звука [с] во фразе и стихотворении"
Открытая индивидуальная непосредственно образовательная деятельность была проведена с ребенком 6 лет, посещающим группу компенсирующей направленности, по автоматизации звука [с] во фразе и стихотворен...

Конспект НОД Интегрированного занятия для детей с ТНР для группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» на тему «Весна в окно стучится»
Занятие по развитию социально-бытовой ориентировке с использованием инновационных технологий...

Конспект комплексного занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема: «Весна. Перелетные птицы»
конспект занятия...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 6 лет до прекращения образовательных отношений №1 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих сложную структуру (тяжёлые нарушения речи) 2022-2023г.
Программа направлена на коррекцию речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до прекращения образовательных отношений в условиях группы компенсирующей направленности....

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ). Тема: «Транспорт» (связная речь)
Цель: закрепить знания детей о различных видах транспорта.Задачи:Коррекционно-образовательные:Учить детей образованию сложных слов путем сложных основУчить употреблению относительных прилагательныхУчи...

Презентация на родительское собрание. Тема: "Задачи по коррекции речевого развития детей группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет"
Цель: познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие вкоррекционном процессе....

Рабочая программа группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет №2 для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год
Программа направлена на коррекцию речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет в условиях группы компенсирующей направленности....