Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема занятия: «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Развитие поэтического слуха и связной речи».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Аглюлина Ирина Викторовна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема занятия: «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Развитие поэтического слуха и связной речи».

Цель: Развитие связной речи и поэтического слуха детей посредством восприятия художественного произведения и составления описательных рассказов.

Задачи:

  • Обучающие:
    • Познакомить детей со стихотворением И. Бунина «Листопад».
    • Учить вслушиваться в ритм и красоту поэтического слова.
    • Упражнять в составлении описательного рассказа об игрушке (кукле) по схеме-алгоритму.
  • Развивающие:
  • Развивать поэтический слух, образное мышление, эстетическое восприятие.
  • Развивать связную речь, обогащать словарный запас (листопад, багряный, лазурь, резьба, пестрый терем).
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением.
  • Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть её красоту.
  • Воспитывать интерес к поэзии, художественной литературе.
  • Воспитательные:

Методы и приёмы:

  • Словесные: чтение художественной литературы, беседа, вопросы поискового и уточняющего характера, художественное слово (загадка), поощрение.
  • Наглядные: рассматривание репродукции картины осеннего леса, портрет И. Бунина, кукла, демонстрационная схема-алгоритм для составления рассказа.
  • Практические: игровые упражнения («Назови примету осени»), двигательная физкультминутка, составление рассказа.
  • Игровые: сюрпризный момент (приход куклы), дидактическая игра.

Предварительная работа:

  • Наблюдения за осенней природой на прогулке.
  • Рассматривание репродукций картин русских художников на тему «Золотая осень».
  • Чтение и заучивание стихотворений об осени (А. Плещеев, А. Толстой).
  • Составление описательных рассказов об игрушках вместе с воспитателем.

Словарная работа:

  • Активизация словаря: осень, листопад, сентябрь, лес, листья.
  • Обогащение словаря: багряный (ярко-красный), лазурь (светло-синее, чистое небо), пестрый терем (разноцветный, узорчатый лес, похожий на сказочный дворец), золотойлиловый.

Оборудование:

  • Портрет И. Бунина.
  • Репродукция картины с изображением осеннего леса (например, И. Левитан «Золотая осень»).
  • Листочек для игры.
  • Кукла в осеннем наряде.
  • Схема-алгоритм для составления рассказа об игрушке (символы: голова (глаза, волосы), одежда (платье/кофта, штаны/юбка), обувь).
  • Аудиозапись спокойной осенней музыки (по желанию).

Ход занятия:

I. Вводная часть (организационный момент).

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Воспитатель (В.): здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня к нам в гости спешило одно время года. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это:

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)

Дети: Осень!

В.: правильно! Мы с вами сейчас живём в прекрасную пору — раннюю осень. А кто знает, как называется первый осенний месяц?
Дети: Сентябрь.

II. Основная часть.

1. Введение в тему. Беседа об осени.

В.: Ребята, давайте вспомним, какие приметы осени мы видели на прогулке? Мы с вами поиграем. Будем передавать этот осенний листочек и называть по одной осенней примете. (Дети играют в игру «Назови примету осени»: листья желтеют, птицы улетают на юг, часто идёт дождь, стало прохладнее и т.д.).

В.: Молодцы! Осень бывает разная: золотая, солнечная, а бывает дождливая и пасмурная. Но сегодня мы поговорим о самой красивой — золотой осени. Посмотрите на эту картину. (Показывает репродукцию). Какие красивые цвета! Про такую осень поэты сочиняют чудесные стихи. И сегодня я познакомлю вас со стихотворением великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. (Показывает портрет). Оно называется «Листопад».

2. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

Воспитатель читает стихотворение выразительно, не спеша, возможно, под спокойную музыку. После первого прочтения делает паузу.

В.: Какое красивое стихотворение, правда? В нём так много цветов и света. Давайте послушаем его ещё разок, чтобы лучше почувствовать эту красоту.
Читает стихотворение второй раз.

3. Беседа по содержанию стихотворения. Работа над образными выражениями.

В.:

  • Понравилось вам стихотворение?
  • Как оно называется?
  • На что поэт сравнивает лес? («Лес, точно терем расписной»). Что такое терем? (Сказочный, красивый дворец). Значит, каким он видит лес? (Ярким, разноцветным, праздничным).
  • Какие цвета осени вы услышали в стихотворении? (Лиловый, золотой, багряный — объяснение, что багряный — это ярко-красный; желтыйлазурь голубая — объяснение, что лазурь — это очень чистое, светлое небо).
  • Какие деревья упомянул поэт? (Берёзы, елочки, клёны).
  • Как вы думаете, какое настроение у этого стихотворения? (Торжественное, немного грустное, спокойное, красивое).

4. Физкультминутка «Мы листики осенние».

В.: Ребята, давайте и мы ненадолго превратимся в осенние листочки.

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Кружение на месте.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присесть.)
Ветер снова набежал (Встать.)
И листочки все поднял.
Закружились, полетели (Покружиться.)
И за воспитателем тихо сели. (Дети садятся на свои места.)

5. Сюрпризный момент и составление рассказа о кукле.

Раздается стук в дверь.

В.: ой, ребята, кажется, к нам ещё кто-то пришёл! Вы хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:

У неё есть коса, банты и платье,
Мы меняем ей наряды,
С ней мы в дочки-матери играем,
Кто же это, отгадайте?
(Кукла)

Воспитатель вносит куклу, одетую в наряд осенних тонов (например, с жёлтой кофтой и оранжевой юбкой).

В.: Знакомьтесь, это кукла Маша. Она вышла погулять в осенний лес, такой же красивый, как в стихотворении Бунина, и забрела к нам в гости. Давайте рассмотрим её и расскажем о ней, чтобы она знала, какие мы внимательные.

Воспитатель и дети рассматривают куклу. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, опираясь на схему-алгоритм:

  1. Как зовут куклу? (Это кукла Маша).
  2. Расскажите о её лице. Какие у неё глаза? Волосы?
  3. Во что одета Маша? Опишите её одежду (кофта, юбка/платье, носочки).
  4. Во что она обута?
  5. Какое у неё настроение?
  6. Почему вы решили, что она гуляла в лесу? (Её наряд напоминает осенние листья).

В.: А теперь я расскажу про Машу, а вы мне поможете.
Воспитатель дает образец рассказа, последовательно показывая на символы алгоритма:
«Это кукла Маша. Она очень нарядная и весёлая. У Маши большие голубые глаза и длинные светлые волосы, заплетённые в косички. На кукле надета яркая жёлтая кофта и оранжевая юбка в складочку. На ногах у неё белые носочки и коричневые ботиночки. Маша одета по-осеннему, её одежда напоминает осенние листочки. Она пришла к нам из осеннего леса».

В.: теперь кто из вас хочет рассказать про нашу гостью? (Воспитатель вызывает 2-3 детей, при необходимости помогая им, используя алгоритм. Поощряет попытки составить рассказ самостоятельно).

III. Итог занятия. Рефлексия.

В.: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним:

  • С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? (Ивана Бунина).
  • Как называется его стихотворение? («Листопад»).
  • Что вам больше всего понравилось на занятии: слушать стихотворение или рассказывать про куклу?

В.: Кукле Маше очень понравилось, какие вы внимательные и как хорошо умеете рассказывать. Она хочет остаться у нас в группе и подарить вам игру «Одень куклу на осеннюю прогулку». Давайте попрощаемся с Машей и скажем ей «До свидания!».

Дети прощаются с куклой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема занятия: «Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Развитие поэтического слуха и связной речи».

Цель: Развитие связной речи и поэтического слуха детей посредством восприятия художественного произведения и составления описательных рассказов.

Задачи:

  • Обучающие:
  • Познакомить детей со стихотворением И. Бунина «Листопад».
  • Учить вслушиваться в ритм и красоту поэтического слова.
  • Упражнять в составлении описательного рассказа об игрушке (кукле) по схеме-алгоритму.
  • Развивающие:
  • Развивать поэтический слух, образное мышление, эстетическое восприятие.
  • Развивать связную речь, обогащать словарный запас (листопад, багряный, лазурь, резьба, пестрый терем).
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть её красоту.
  • Воспитывать интерес к поэзии, художественной литературе.

Методы и приёмы:

  • Словесные: чтение художественной литературы, беседа, вопросы поискового и уточняющего характера, художественное слово (загадка), поощрение.
  • Наглядные: рассматривание репродукции картины осеннего леса, портрет И. Бунина, кукла, демонстрационная схема-алгоритм для составления рассказа.
  • Практические: игровые упражнения («Назови примету осени»), двигательная физкультминутка, составление рассказа.
  • Игровые: сюрпризный момент (приход куклы), дидактическая игра.

Предварительная работа:

  • Наблюдения за осенней природой на прогулке.
  • Рассматривание репродукций картин русских художников на тему «Золотая осень».
  • Чтение и заучивание стихотворений об осени (А. Плещеев, А. Толстой).
  • Составление описательных рассказов об игрушках вместе с воспитателем.

Словарная работа:

  • Активизация словаря: осень, листопад, сентябрь, лес, листья.
  • Обогащение словаря: багряный (ярко-красный), лазурь (светло-синее, чистое небо), пестрый терем (разноцветный, узорчатый лес, похожий на сказочный дворец), золотойлиловый.

Оборудование:

  • Портрет И. Бунина.
  • Репродукция картины с изображением осеннего леса (например, И. Левитан «Золотая осень»).
  • Листочек для игры.
  • Кукла в осеннем наряде.
  • Схема-алгоритм для составления рассказа об игрушке (символы: голова (глаза, волосы), одежда (платье/кофта, штаны/юбка), обувь).
  • Аудиозапись спокойной осенней музыки (по желанию).

Ход занятия:

I. Вводная часть (организационный момент).

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Воспитатель (В.): здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня к нам в гости спешило одно время года. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это:

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)

Дети: Осень!

В.: правильно! Мы с вами сейчас живём в прекрасную пору — раннюю осень. А кто знает, как называется первый осенний месяц?
Дети: Сентябрь.

II. Основная часть.

1. Введение в тему. Беседа об осени.

В.: Ребята, давайте вспомним, какие приметы осени мы видели на прогулке? Мы с вами поиграем. Будем передавать этот осенний листочек и называть по одной осенней примете. (Дети играют в игру «Назови примету осени»: листья желтеют, птицы улетают на юг, часто идёт дождь, стало прохладнее и т.д.).

В.: Молодцы! Осень бывает разная: золотая, солнечная, а бывает дождливая и пасмурная. Но сегодня мы поговорим о самой красивой — золотой осени. Посмотрите на эту картину. (Показывает репродукцию). Какие красивые цвета! Про такую осень поэты сочиняют чудесные стихи. И сегодня я познакомлю вас со стихотворением великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. (Показывает портрет). Оно называется «Листопад».

2. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

Воспитатель читает стихотворение выразительно, не спеша, возможно, под спокойную музыку. После первого прочтения делает паузу.

В.: Какое красивое стихотворение, правда? В нём так много цветов и света. Давайте послушаем его ещё разок, чтобы лучше почувствовать эту красоту.
Читает стихотворение второй раз.

3. Беседа по содержанию стихотворения. Работа над образными выражениями.

В.:

  • Понравилось вам стихотворение?
  • Как оно называется?
  • На что поэт сравнивает лес? («Лес, точно терем расписной»). Что такое терем? (Сказочный, красивый дворец). Значит, каким он видит лес? (Ярким, разноцветным, праздничным).
  • Какие цвета осени вы услышали в стихотворении? (Лиловый, золотой, багряный — объяснение, что багряный — это ярко-красный; желтыйлазурь голубая — объяснение, что лазурь — это очень чистое, светлое небо).
  • Какие деревья упомянул поэт? (Берёзы, елочки, клёны).
  • Как вы думаете, какое настроение у этого стихотворения? (Торжественное, немного грустное, спокойное, красивое).

4. Физкультминутка «Мы листики осенние».

В.: Ребята, давайте и мы ненадолго превратимся в осенние листочки.

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Кружение на месте.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присесть.)
Ветер снова набежал (Встать.)
И листочки все поднял.
Закружились, полетели (Покружиться.)
И за воспитателем тихо сели. (Дети садятся на свои места.)

5. Сюрпризный момент и составление рассказа о кукле.

Раздается стук в дверь.

В.: ой, ребята, кажется, к нам ещё кто-то пришёл! Вы хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:

У неё есть коса, банты и платье,
Мы меняем ей наряды,
С ней мы в дочки-матери играем,
Кто же это, отгадайте?
(Кукла)

Воспитатель вносит куклу, одетую в наряд осенних тонов (например, с жёлтой кофтой и оранжевой юбкой).

В.: Знакомьтесь, это кукла Маша. Она вышла погулять в осенний лес, такой же красивый, как в стихотворении Бунина, и забрела к нам в гости. Давайте рассмотрим её и расскажем о ней, чтобы она знала, какие мы внимательные.

Воспитатель и дети рассматривают куклу. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, опираясь на схему-алгоритм:

  1. Как зовут куклу? (Это кукла Маша).
  2. Расскажите о её лице. Какие у неё глаза? Волосы?
  3. Во что одета Маша? Опишите её одежду (кофта, юбка/платье, носочки).
  4. Во что она обута?
  5. Какое у неё настроение?
  6. Почему вы решили, что она гуляла в лесу? (Её наряд напоминает осенние листья).

В.: А теперь я расскажу про Машу, а вы мне поможете.
Воспитатель дает образец рассказа, последовательно показывая на символы алгоритма:
«Это кукла Маша. Она очень нарядная и весёлая. У Маши большие голубые глаза и длинные светлые волосы, заплетённые в косички. На кукле надета яркая жёлтая кофта и оранжевая юбка в складочку. На ногах у неё белые носочки и коричневые ботиночки. Маша одета по-осеннему, её одежда напоминает осенние листочки. Она пришла к нам из осеннего леса».

В.: теперь кто из вас хочет рассказать про нашу гостью? (Воспитатель вызывает 2-3 детей, при необходимости помогая им, используя алгоритм. Поощряет попытки составить рассказ самостоятельно).

III. Итог занятия. Рефлексия.

В.: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним:

  • С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? (Ивана Бунина).
  • Как называется его стихотворение? («Листопад»).
  • Что вам больше всего понравилось на занятии: слушать стихотворение или рассказывать про куклу?

В.: Кукле Маше очень понравилось, какие вы внимательные и как хорошо умеете рассказывать. Она хочет остаться у нас в группе и подарить вам игру «Одень куклу на осеннюю прогулку». Давайте попрощаемся с Машей и скажем ей «До свидания!».

Дети прощаются с куклой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи по теме «Приметы осени». Чтение стихотворения А. Бунина «Листопад»

Предлагаю Вашему вниманию готовый материал - конспект занятия в осеннней тематике, включающего прочтение стихотворения великого поэта Серебрянного века Ивана Бунина....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

Данное занятие по развитию речи в средней группе будет весьма интересно для начинающих педагогов....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Стихотворение И Бунина "Листопад"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Стихотворение И Бунина "Листопад"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Конспект занятия по развитию речи в средней  группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: Напомнить детям  известные им русские народные сказки ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: "Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"

Конспект занятия разработан для средней группы. К нему приложены текст сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"  и иллюстрация "крылатого выражения" из этой сказки "битый ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: чтение стихотворения Н. Нищева «Мебель»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: чтение стихотворения Н. Нищева «Мебель»...