Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Стихотворение И Бунина "Листопад"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Мамаева Гульнара Пирмагомедовна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Стихотворение И Бунина "Листопад"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Стихотворение И. Бунина «Листопад»

Программное содержание:

    Образовательные: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений.

   Развивающие: Развивать творческое воображение, выразительность речи детей

   Воспитательные: Воспитывать интерес к объектам природы.

Материал и оборудование: картина И. Левитана «Золотая осень», мяч.

 Предварительная работа: Накануне во время прогулки поискать приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев.

Методические приемы: 

Наглядные: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Словесные: обобщающая беседа, загадывание загадок, составление описательного рассказа по картине, повторное проговаривание, словесные упражнения.

Практические: физкультминутка, игровое упражнение.

Ход занятия

  1. Вводная часть  

 Дети садятся на стульчики полукругом перед мольбертом.

Воспитатель предлагает отгадать детям загадки:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим .

Нам ответят: «Это…» (осень)

Дети: Осень.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Дети: Сентябрь.

Воспитатель: Правильно, ребята. А какой месяц следует после сентября?

Дети: Октябрь

Воспитатель: Молодцы все загадки отгадали. Ребята, а давайте поиграем в игру.  Надо встать в круг и я буду бросать вам мяч по очереди, говоря начало предложения, а ребенок у которого мяч заканчивает его.

Игровое упражнение: «Закончи предложение».

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д. Дождь осенью — моросит, идет и т. д.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки. Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья. Листья осенью (какие) — желтые, красные.

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий. Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель:

Ребята, а с какого месяца начинается осень?

Дети: Сентябрь.

Воспитатель:

Правильно.  Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений и красивых картин. Давайте рассмотрим картину художника Исаака Левитана «Золотая осень».

Какое время года изображено художником на картине?

Дети: Осень.

Почему вы думаете, что это осень?

Дети: листья желтые, опадают и т.д.

Какого цвета кустик около берега реки?

Дети: красный.

Воспитатель:

Посмотрите внимательно и скажите как выглядят березки? Что вы о них можете сказать?  ( Подвести детей к ответу, что березы сменили свой летний наряд на осенний. Они желтые, золотистые. Точно так же обращаем внимание на небо и воду в реке.

Что вы видите между березками?

Ответы детей.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы были очень внимательными. Закрепить умение правильно использовать слова «между, около, вдалеке». Спросить 4-5 детей.

Воспитатель:

А теперь немного разомнемся.

Физкультминутка: «Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель:

А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение  поэта Ивана Бунина «Листопад»

Чтение И. Бунин «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой

Воспитатель:

А теперь ребята давайте обсудим это красивое стихотворение.

 Беседа по содержанию стихотворения:

-Как называет стихотворение?

Дети: «Листопад»

- Какое время года описывает поэт в своем стихотворении?

Дети: Осень.

- Как вы догадались, что это время года – осень?

Ответы детей.

- Как поэт говорит о лесе, с чем он его сравнивает?

Дети: С теремом.

Воспитатель:

Зачитывает строчки из стихотворения.

- Почему поэт говорит о березах «березы желтою резьбой»?

Ответы детей.

- Какая осень в стихотворении поэта Ивана Бунина?

Дети: с подсказкой воспитателя нежная, тихая, расписная, лазурная и т.д.

Воспитатель:

Ребята, вы сегодня умницы. Были внимательными, старались. Мне помогали.

  1. Заключительный этап.                                                                                            

-  Какое стихотворение читали?                                                                                                                                 - Какую картину рассматривали?                                                                                           - Какие новые слова узнали?                                                                                                  -  В какие игры играли?                                                                                                    -  Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различат...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения Е. В. Серовой «Одуванчик» (мнемотаблица)

Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.Задачи:Образовательные:- учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на мнемотаблицу;- совершенствовать отчетливое произноше...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"...