Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Афанасьева (Гурьянова) Надежда Евгеньевна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zauchivanie_stikhotvoreniya_luchshe_net_rodnogo_kraya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание  стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»

Задачи:

  1. Образовательные:

       -  помочь детям запомнить стихотворение

 -  учить выразительно читать стихотворение

      2.   Развивающие:

- развивать слуховое внимание

- развивать память

3.   Воспитательные:

- формировать положительное отношение к родному краю

Словарная работа: активизировать: Жура – жура - журавель, облетел, обходил и т.д.

ввести: натрудил

Методы и приемы: вводная часть:

- приход сказочного персонажа

- вопросы

основная часть:

-  выразительное чтение стихотворения

- пауза

-  беседа

- индивидуальные указания

-повторное чтение

- чтение стихотворения детьми

заключительная часть: 

- анализ выразительности чтения стихотворения детьми

–  рисование  на тему «Мой родной край»

Материал и оборудование:  игрушка –журавль, портерет поэта Воронько Платона , лист бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа: - знакомство детей с журавлем (рассказ воспитателя о том, что в старину журавля ласково называли «журой»; показ картин с изображением журавля; беседа)

- рассказ воспитателя о родном крае – Чувашской республике

- беседа с детьми на тему «Мой родной край»

Индивидуальная работа: активизировать диалогическую речь  у Саши П. в процессе ответов на вопросы.

Ход занятия: 

стук в дверь.

Воспитатель (В):  ребята, вы слышали, что кто-то постучался? Сейчас откроем дверь и посмотрим кто там.

Воспитатель подходит к двери, берет в руки игрушку журавля и заходит обратно в групповую комнату.

(В):  узнаете? Кто это?

Дети (Д): журавль

(В):  верно, журавль. Поздоровайтесь с ним.

(Д): здравствуйте!

Журавль (Ж):  здравствуйте, ребята! Какие вы все дружные! Я, журавль, лечу из очень далекой – далекой страны к себе на Родину, а к вам зашел передохнуть. Осенью, когда начались холода, пришлось мне перебираться из моего любимого края в чужую страну, где были совсем другие деревья, люди и животные. Сейчас, когда наступила весна, кругом все потеплело, я наконец-то могу возвратиться  к себе домой, в свое родное гнездо. Скажите, а у вас есть свой родной край?

(Д): да.

(Ж): где же находится ваш родной край?

(Д): в Чувашской республике

(Ж): а что относится к вашему родному краю?

(Д): - села

-города

-леса

-поля

- луга

(В):  верно, ребята говорят: к нашему родному краю относятся все деревни, села, города, леса, поля, луга, овраги и т.д., которые находятся в Чувашской республике. Журавль, а где находится твой родной край?

(Ж): мой родной край, ребята, тоже находится в Чувашской республике. Я очень рад тому, что родился здесь! Однажды вечером на закате дня, когда солнышко закатывалось за гору спать и я вновь увидел нашу природу во всей красе, один уже немолодой человек, украинский поэт, которого звали Воронько Платон, спросил меня: «Где же лучшая земля?» (воспитатель обращает внимание детей на портрет поэта). Недолго думая, я ответил, что нет ничего лучше родного края. Вы не представляете, как он был рад моему ответу, что тут же  сочинил стихотворение и прочитал его мне. Называется оно – «Лучше нет родного края». Хотите я прочту его?

(Д): да

(Ж):                                                    Лучше нет родного края.

                                                             Жура-жура-журавель!

                                                             Облетел он сто земель.

                                                             Облетел, обходил,

                                                             Крылья, ноги натрудил.

                                                               

                                                             Мы спросили журавля:

                                                             - Где же лучшая земля?

                                                             Отвечал он, пролетая:

                                                             - Лучше нет родного края!

Маленькая пауза (в течение 10 – 15 сек).

(В):  ребята, вам понравилось стихотворение?

(Д): да.

(В):  мне тоже понравилось стихотворение, которое прочитал журавль. А почему Платон Воронько написал это стихотворение,  любовь к чему побудила его написать такие строчки?

(Д): любовь к родному краю

(В):  а как, Саша, автор относится к журавлю?

Саша П.: хорошо, с любовью

(В):  верно, с любовью, лаской. Ребята, вы согласны? А по каким словам в стихотворение можно понять, что автор относится с нежностью и лаской к журавлю?

(Д): Жура-жура-журавель

(В):  ответьте хором на мой вопрос:  жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

(Д): Жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(В):  Катя, жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

Катя Д.: жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(В):  Дима, жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

Дима Ю.: жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(Ж): что я сделал?

(Д): облетел, обходил

(В):  правильно. Журавль сто земель облетел, обходил, крылья, ноги натрудил. Знаете ли вы, что означает слово «натрудил»?

Дети молчат

(Ж): крылья, ноги натрудил – значит утомился от продолжительной, долгой ходьбы, работы крыльями

(В):  Облетел, обходил. Крылья, ноги что сделал?

(Д): натрудил

(В): о чем же мы спросили журавля?

(Д): где же лучшая земля?

(В): а теперь скажите целым предложением.

(Д): Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): молодцы! Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?». Что же отвечал он, пролетая?

 (Д): отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

Все ли стихотворение нужно читать с одинаковой интонацией, с одинаковым голосом?

(Д): нет

(В): не все стихотворение нужно читать с одинаковым голосом. А в каком месте голос нужно изменить?

(Д): - когда журавлю задают вопросы

- когда журавль отвечает на вопросы автора стихотворения

(В): а как нужно читать выразительно вопросы? Лена, покажи. Начни: «Мы спросили журавля…»

Лена Д.: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): хорошо, а кто хочет прочитать вопрос еще выразительнее?

Юра И.: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): правильно.  Юра прочел вопрос очень выразительно. А как же нужно читать ответ журавля?

(Д): - с гордостью

- с достоинством

- радостно

(Ж): Правильно, последнюю фразу журавля в стихотворение нужно читать с достоинством, радостью, громко, потому что  я горжусь тем, что у меня такой замечательный, великолепный родной край! Прочитайте, пожалуйста, мне эти строчки выразительно.

(В): Юля, прочитай выразительно: «Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

Юля Э.: отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

(В): Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение еще раз, после чего вы расскажете мне его сами.

Педагог заново читает выразительно стихотворение.

(Ж): Маша, расскажи мне стихотворение, которое только что прочитала стихотворение.

 Маша Д. читает стихотворение.

(Ж): умничка, Маша. Все правильно вспомнила, ни одно слово не перепутала и не пропустила. Только нужно было рассказывать стихотворение чуть медленнее и уменьшить силу голоса. Но я знаю, в следующий раз у тебя получится еще лучше.

 Педагог совместно с другими детьми прослушивает еще 2 – 3 детей.

(В): Хорошо запомнили стихотворение. А теперь ответьте еще раз: вы любите свой родной край?

(Д): да!

(В): тогда давайте нарисуем все рисунки на тему «Мой родной край» и подарим их на память нашему Жура-жура-журавлю, чтобы он всегда нас помнил. Нарисуем?

(Д): да!

(В): тогда берем все листочки бумаги, карандаши и рисуем все, что вы любите  в своем родном крае, лес, луг с цветочками и травкой, город, дома, реки – все – все, что вы хотите.

Дети берут бумагу, карандаши, начинают рисовать. В процессе рисования журавль ходит между ними, одобряет их рисунки. Когда все закончат, дети по очереди начинают дарить свои рисунки журавлю. Тот в свою очередь благодарит их, обещает прилететь к ним еще раз  в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различат...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Птицы-наши лучшие друзья!

Расширять и закреплять знания детей о птицах: перелётных и зимующих. Учить различать их по внешнему виду, издаваемым звукам. Называть их. Развивать интерес к жизни птиц. Развивать устную связную речь ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Мой родной город - Иркутск"

Учить детей средней группы составлять творческий рассказ о родном городе, закрепить знания детей о родном городе....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Село мое родное».

Цель:Познакомить детей с родным селом, его историческим прошлым и настоящим, дать детям представления о труде людей в сельской местности, пополнять и активизировать словарный запас , учить называть св...