Статья "РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Смирнова Алёна Алексеевна

В статье раскрывается проблема развития бытового словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Проанализированы эффективные методы и приемы использования дидактических игр как определяющего средства формирования у дошкольников лексической компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_aa_statya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Алёна Алексеевна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация

В статье раскрывается проблема развития бытового словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Проанализированы эффективные методы и приемы использования дидактических игр как определяющего средства формирования у дошкольников лексической компетентности.

Ключевые слова: лексика, средства развития, дидактические игры, речевое общение, словарная работа.

Keywords: vocabulary, means of development, didactic games, speech communication, vocabulary work.

На современном этапе своего развития дошкольное образование направлено на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, согласно которому именно речевое воспитание обеспечивает духовно-эмоциональное развитие ребенка через органическую связь с национальным воспитанием [1]. Хорошо развитая речь служит средством полноценного развития личности дошкольника. А лексика как самая важная часть речевой системы имеет общеобразовательное и практическое значение. Словарь является одним из ведущих речевых характеристик формируемой личности на этапе дошкольного детства. Поэтому ФГОС ДО рассматривает как конечную цель словарного развития выпускника дошкольного заведения – сформированность у него речевой, в том числе лексической компетентности. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Развитие и обогащение словарного запаса напрямую зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Индивидуальные особенности здесь более заметны, чем в любой другой отрасли по психическому развитию. Отсюда следует, что своевременное и качественное развитие лексической компетентности – важное условие полноценного речевого развития выпускника дошкольного учебного заведения.

Воспитание с первых лет жизни интереса к языку и употреблению метких выражений, образных слов и стремление к совершенному владению родным языком – это надежный путь к развитию выразительной, яркой речи и формированию высокодуховной личности, гражданского достоинства человека. В современной дошкольной лингводидактике выделяют следующие основные средства и источники развития словаря ребенка: общение детей со сверстниками и взрослыми, театрализованная деятельность, дидактические игры и использование художественных произведений.

Как известно, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Дидактические игры – чрезвычайно распространенное средство словарной работы. Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания – развитие речи детей. Во время игры пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь, развивается умение правильно выражать свои мысли.

В дошкольной педагогике все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и отличие предметов. Ценность этих игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В процессе игр решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности действий.

Игры с естественным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) закрепляют знания детей об окружающей среде, формируют умственные процессы (анализ, синтез, классификацию) и воспитывают любовь к природе, заботливом к ней отношении [3].

В свою очередь, настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино) имеют разные развивающие задачи. Они также закрепляют у детей знания о количественной и порядковой цифре, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди), умении рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Важное значение для развития речи дошкольников имеют словесные дидактические игры. А.Н. Щукин отмечает, что для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, являющиеся разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи и обогащения словаря ребенка. Эти игры развивают внимание, смекалку, быстроту реакции, связную речь [3]. Рекомендуется проводить словесные игры и выполнять упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр. А поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольника, в развитии словаря ребенка следует использовать разные игры и игровые упражнения.

В частности, дидактические игры закрепляют и активизируют словарный запас ребенка, способствуют формированию его речевых умений и навыков (построить свою речь, описать или вспомнить стихотворение, угадать загадку и т.д.). Подвижные игры с текстом, игры-драматизации способствуют формированию правильного темпа, речевого дыхания, дикции, выразительности детской речи. Задача воспитателя – помочь, при необходимости создать условия для игры, научить и объяснить детям правила незнакомой игры, способствовать установлению речевых контактов со сверстниками. 

На основании анализа результатов научных исследований мы пришли к выводу, что сущность словарной работы средствами дидактических игр заключается в том, чтобы обеспечить правильность восприятия слов детьми, со всеми оттенками и расцветками; усвоение и репродуцирование лексических единиц в соответствующих ситуациях. Новые слова должны войти в специальные лексические упражнения, углубляющие их понимание, и дать возможность сформировать ребенка лексическую компетентность – самостоятельность, правильность и активное применение усвоенных слов в повседневной речевой практике.  

Дидактические игры – широко распространенный метод работы со словарным запасом. Дидактические игры создаются с использованием игрушек, предметов, изображений и словесной основы. Игровые функции в словарных играх позволяют активировать существующий словарный запас. Дидактические игры способствуют развитию как конкретных, так и общих понятий, развитию слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок оказывается в ситуации, когда ему приходится использовать ранее приобретенные знания и словарный запас в новых обстоятельствах. Выбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарного запаса. Для активации домашнего словаря выбираются игрушки или изображения, изображающие предметы быта, для активации словаря естественной истории – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из предварительных условий для четкого управления играми является определение списка слов для изучения.

Для уточнения представлений детей об окружающей среде и активизации словарного запаса занятия проводятся в форме дидактических игр («Лето - осень», «в саду - в огороде», «одежда - обувь - шапки» и т.д.) и дискуссий (зима, весна). Выполняя их, педагог может использовать следующие приемы для активации словаря:

1. вопросы для детей, требующие ответа-утверждения (что? куда? какой из них?) или ответ - размышление (как? Почему? Почему?).

2. напоминание, косвенное предложение известного ребенку слова («Красная Шапочка поверила Волку. Он был...»  - «доверчивый»).

3. образование слов по аналогии («Сахар - Сахарница и салат» - «салатница», хлеб - хлебница).

4. подбор прилагательных и глаголов, специфичных для объекта («какая история?»  - «Забавная, как в сказке»).

5. ведение переговоров и убеждение детей со слов, оставшихся от педагога («у нее зимой есть иголки...... «В серебре», «медведь в телеге...? – «трясти»).

Одной из главных задач речевого развития ребенка-дошкольника является словарная работа. Ведь формирование детского словаря – это длительный и трудоемкий процесс количественного накопления слов, усвоение социально закрепленных значений и умения уместно использовать их в конкретных условиях общения [2]. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, какой дал бы ему возможность общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т.д.

Литература

  1. Грибова    О.Е.,    Бессонова    Т.П.    Дидактический    материал    по обследованию речи детей. Словарный запас. – М., 2009. – 215 с.
  2. Кузьмина В.С. Обогащение словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр // Проблемы педагогики. 2018. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarya-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-didakticheskih-igr (дата обращения: 28.03.2022).
  3. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. – М.: АСТ, 2017 – 413 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его...

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры.

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра......

Формирование словаря у детей первой младшей группы в процессе проведения дидактической игры

Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели, посуды, овощей и фруктов, учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания....

Статья «Активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр»

В статье представлен теоретический материал по использованию дидактических игр для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Консультация для педагогов. Дидактические игры   способствуют расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления...

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В данной статье раскрывается актуальность и содержание работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности....