Мастер-класс Использование песка в работе учителя-логопеда с детьми ТНР
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Игра с песком не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушением речи. В играх с песком у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения. Также у детей развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что необходимо для развития правильного звукопроизношения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.66 КБ | |
| 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Улыбка»
Мастер-класс
«Использование игр с песком в работе учителя-логопеда с детьми ТНР»
подготовила и провела
Учитель-логопед
Снегова Л.Е.
2025 год
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе игровой терапии. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным
К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической практике относят песочную терапию. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играть в песок можно не только на улице - можно устроить минипесочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.
Игра с песком не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушением речи. В играх с песком у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения. Также у детей развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что необходимо для развития правильного звукопроизношения
Э Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект
*Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
*Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
*В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
*В-четвёртых, совершенствуется предметно игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка
Предметно-развивающая среда
Материал: песочница, световой планшет, набор лексических игрушек, аксессуары, камушки
Виды песка: речной, кинетический, радужный (цветной), кварцевый
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР С ПЕСКОМ.
Для организации процесса с применением элементов песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 см, а 8 - глубина. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Песочницу заполняем на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц.
Противопоказания:
✔уровень тревожности ребенка слишком высок;
✔есть астма или аллергия на пыль;
✔имеются кожные заболевания и порезы на руках.
Правила поведения в песочнице:
✔ нельзя выбрасывать песок из песочницы;
✔ нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
✔ после игры в песок надо помыть руки.
Практическая часть.
- Игры на развитие диафрагмального дыхания
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
*Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком»;
• Выдыхай медленно и плавно;
• Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была очень долгой;
• Не надувай щёки;
• Воспользуйся трубочкой, если станет слишком сложно.
- Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию фонетико-фонетических нарушений речи. Артикуляционные упражнения.
- Игры на автоматизацию звуков
- Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
- Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию лексико-грамматических нарушений речи пространственных представлений
- Игры и упражнения на развитие связной речи
- Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию нарушений слоговой структуры слова
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру…
Подобно Богу
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении
Частичны й перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка
Предметно-развивающая среда Материал Песочница Световой планшет Набор лексических игрушек, аксессуаров, камушек
Виды песка Кинетический Речной Радужный Кварцевый
1 блок. Игры на развитие диафрагмального дыхан ия Практическая часть Дорога воздушной струей проложить дорогу перед… машинкой, человеком, животным и т.д. Что под песком? Найди сдувая песок воздушной струей, открывается изображение (игрушка) следуя правилам дыхания, через нос набирая воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувается ямка в песке Ямка В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца Помоги зайцу Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Воздушная струя разрушает песочную гору, помогая герою продолжить свой путь Добрый великан
2 блок. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию фонетико-фонетических нарушений речи. Артикуляционные упражнения. Лошадка Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку». Индюки Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком « бл-бл-бл », пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка. Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. Качели Часики Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку. Накажи непослушный язычок Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком « п-п-п », ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
3 блок. Игры на автоматизацию звуков Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука Сильный мотор Горочка Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее. Произносить заданные логопедом слоги, « прошагивая » их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы) Дорожка. По камушкам шагай, звук называй Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Раскопать холмик и назвать игрушку (можно пальчиком, рукой) Найди и назови. Совпадение
4 блок. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия Прятать руки в песок, услышав заданный звук Спрячь ручки Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Откапываем их и раскладываем на две группы. Два города Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, построить город, используя разные фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях. Мой город Выложи узор
5 блок. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию лексико-грамматических нарушений речи и пространственных представлений Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории: -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД; -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ; -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО. Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики. Ход игры необходимо построить в песочнице город (деревню с двором), затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости, проговаривая его маршрут вслух Строители правильное употребление в речи некоторые грамматические категории: предлоги от, к, над, между, в, из-за, у, перед. Лодочка Дерево Рисуем пальцами ствол и подбираем листья, раскладывая на песке. При этом проговаривая с какого дерева этот лист, образуя прилагательные. Лист с дуба – дубовый, лист с березы – березовый, и т. д. Дети должны чётко, как роботы, выполнить инструкцию логопеда: нарисуй квадрат в правом верхнем углу, нарисуй треугольник в левом нижнем углу и т.д. Рисовать можно цифры, буквы, простые картинки. Робот
6 блок. Игры и упражнения на развитие связной речи Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия. Дорисуй картинку, составь предложение Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот). Начни предложение 7 блок. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию нарушений слоговой структуры слова Ребенок на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово, состоящее из заданного количества слогов или произносит слово и отмеряет полоски Полоски Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску Исправь ошибку
Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии – пескотерапии , учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, улучшить качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы. «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К.Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»
главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...

Использование песка в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он об...

Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"
На мастер-классе представлена система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...

Мастер-класс "Роль интерактивных технологий в работе учителя-логопеда"
Современное образование невозможно без использования интерактивных технологий....

Мастер-класс "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда"
Знакомство педагогов с приёмами развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии...

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...
