Мастер-класс Использование песка в работе учителя-логопеда с детьми ТНР
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Снегова Людмила Евгеньевна

   Игра с песком не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушением речи. В играх с песком у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения.    Также у детей развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что необходимо для развития правильного звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik_mmo.docx19.66 КБ
Файл chistovik_mmo.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Улыбка»

Мастер-класс

«Использование игр с песком в работе учителя-логопеда с детьми ТНР»

подготовила и провела

Учитель-логопед

Снегова Л.Е.

2025 год

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский


Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики, детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе игровой терапии. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

       Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным

  К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической практике относят песочную терапию. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играть в песок можно не только на улице - можно устроить минипесочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

   Игра с песком не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушением речи. В играх с песком у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения.    Также у детей развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что необходимо для развития правильного звукопроизношения

Э Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект

*Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

*Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

*В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.

*В-четвёртых, совершенствуется предметно игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка

Предметно-развивающая среда

Материал: песочница, световой планшет, набор лексических игрушек, аксессуары, камушки

Виды песка: речной, кинетический, радужный (цветной), кварцевый

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР С ПЕСКОМ.

  Для организации процесса с применением элементов песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 см, а 8 - глубина. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Песочницу заполняем на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц.

Противопоказания: 

✔уровень тревожности ребенка слишком высок;

✔есть астма или аллергия на пыль;

✔имеются кожные заболевания и порезы на руках.

Правила поведения в песочнице:

✔ нельзя выбрасывать песок из песочницы;

✔ нельзя бросать песок в других или брать его в рот;

✔ после игры в песок надо помыть руки.

Практическая часть.

  1. Игры на развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

*Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком»;

• Выдыхай медленно и плавно;

• Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была очень долгой;

• Не надувай щёки;

• Воспользуйся трубочкой, если станет слишком сложно.

  1. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию фонетико-фонетических нарушений речи. Артикуляционные упражнения.
  2. Игры на автоматизацию звуков
  3.  Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия
  4. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию лексико-грамматических нарушений речи пространственных представлений
  5. Игры и упражнения на развитие связной речи
  6. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию нарушений слоговой структуры слова

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру…

Подобно Богу

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка» Мастер –класс «Использование игр с песком в работе учителя –логопеда с детьми ТНР» Подготовила и провела у читель-логопед Снегова Л.Е. 2025 год

Слайд 2

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский

Слайд 3

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении

Слайд 4

Частичны й перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка

Слайд 5

Предметно-развивающая среда Материал Песочница Световой планшет Набор лексических игрушек, аксессуаров, камушек

Слайд 6

Виды песка Кинетический Речной Радужный Кварцевый

Слайд 7

1 блок. Игры на развитие диафрагмального дыхан ия Практическая часть Дорога воздушной струей проложить дорогу перед… машинкой, человеком, животным и т.д. Что под песком? Найди сдувая песок воздушной струей, открывается изображение (игрушка) следуя правилам дыхания, через нос набирая воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувается ямка в песке Ямка В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца Помоги зайцу Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Воздушная струя разрушает песочную гору, помогая герою продолжить свой путь Добрый великан

Слайд 8

2 блок. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию фонетико-фонетических нарушений речи. Артикуляционные упражнения. Лошадка Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку». Индюки Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком « бл-бл-бл », пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка. Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. Качели Часики Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку. Накажи непослушный язычок Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком « п-п-п », ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Слайд 9

3 блок. Игры на автоматизацию звуков Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука Сильный мотор Горочка Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее. Произносить заданные логопедом слоги, « прошагивая » их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы) Дорожка. По камушкам шагай, звук называй Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Раскопать холмик и назвать игрушку (можно пальчиком, рукой) Найди и назови. Совпадение

Слайд 10

4 блок. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия Прятать руки в песок, услышав заданный звук Спрячь ручки Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Откапываем их и раскладываем на две группы. Два города Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, построить город, используя разные фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях. Мой город Выложи узор

Слайд 11

5 блок. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию лексико-грамматических нарушений речи и пространственных представлений Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории: -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД; -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ; -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО. Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики. Ход игры необходимо построить в песочнице город (деревню с двором), затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости, проговаривая его маршрут вслух Строители правильное употребление в речи некоторые грамматические категории: предлоги от, к, над, между, в, из-за, у, перед. Лодочка Дерево Рисуем пальцами ствол и подбираем листья, раскладывая на песке. При этом проговаривая с какого дерева этот лист, образуя прилагательные. Лист с дуба – дубовый, лист с березы – березовый, и т. д. Дети должны чётко, как роботы, выполнить инструкцию логопеда: нарисуй квадрат в правом верхнем углу, нарисуй треугольник в левом нижнем углу и т.д. Рисовать можно цифры, буквы, простые картинки. Робот

Слайд 12

6 блок. Игры и упражнения на развитие связной речи Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия. Дорисуй картинку, составь предложение Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот). Начни предложение 7 блок. Игры и упражнения на пропедевтику и коррекцию нарушений слоговой структуры слова Ребенок на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово, состоящее из заданного количества слогов или произносит слово и отмеряет полоски Полоски Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску Исправь ошибку

Слайд 13

Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии – пескотерапии , учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, улучшить качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы. «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К.Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...

Использование песка в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он об...

Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"

На мастер-классе представлена  система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...

Мастер-класс "Роль интерактивных технологий в работе учителя-логопеда"

Современное образование невозможно без использования интерактивных технологий....

Мастер-класс "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда"

Знакомство педагогов с приёмами развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии...

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...