Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада».
консультация по развитию речи (младшая группа)

Васина Наталья Анатольевна

Консультация для родителей

«Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада».

Подготовила:

Воспитатель Васина Н. А.

 

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Речь ребенка-дошкольника развивается в двух направлениях. Во-первых, она совершенствуется через общение с окружающими – взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь сама становится инструментом, который не только служит мышлению, но и формирует его.

Главная задача в этот период – познакомить ребенка с нормами и правилами родного языка, а также развить у него устойчивые коммуникативные навыки. Иными словами, он должен научиться эффективно общаться с другими людьми. Важно помнить, что речь развивается только в процессе регулярного взаимодействия со взрослыми.

С раннего возраста дети проявляют живой интерес к языку, создавая новые слова и интуитивно чувствуя их смысл и грамматику. Однако без направленного взрослыми развития высокие результаты в речи достигают немногие. Целенаправленное обучение не только повышает языковые навыки, но и прививает детям любовь к родному языку, раскрывая его творческий потенциал.

Умение говорить тесно связано с мыслительными процессами. По тому, как ребенок строит свою речь, можно судить о его языковых способностях, а также об интеллектуальном, эстетическом и эмоциональном развитии. Изучение родного языка становится основой нравственного воспитания.

В детском саду работа над речью ведется в разных формах. Это могут быть специальные упражнения или занятия по другим направлениям. В неформальной обстановке язык развивается через игру, творчество и общение в быту. Для младших дошкольников особенно важно обогащение словаря, основанное на познании окружающего мира и наблюдении за природой. Природа предоставляет уникальные возможности для целостного развития личности ребенка.

Обычная прогулка может стать увлекательным уроком. Обсудите с ребенком погоду, тип облаков, направление ветра и объясните выбор одежды. Зимой можно кормить птиц и изучать их повадки, обращать внимание на красоту растений, разгадывать загадки, вспоминать сезонные приметы, пословицы, стихи или песенки. Игры, такие как «Угадай дерево по листу» или «Найди растение по описанию», станут отличным подспорьем.

Чтобы ребенок учился видеть прекрасное вокруг, взрослый должен быть внимателен и показывать это на собственном примере. Важно учить наблюдать, восхищаться, беречь природу и выражать свои чувства словами.

Знакомство с фольклором – пословицами и поговорками – играет важную роль в развитии речи. Как отмечал К.Д. Ушинский, они отлично тренируют умение вести диалог и легко запоминаются благодаря образности и ритму.

Потешки –  это жанр фольклора, сопровождающий игру или совместное действие. Ритмичные стишки помогают ребенку лучше понимать речь, осваивать жесты и движения. Слово в потешках –  это руководство к действию (в отличие от считалок, где первичен жест). Взрослый произносит команду («ладушки»), а ребенок ее выполняет. Постепенно малыш учится самостоятельно направлять свои действия.

Потешки также помогают освоить гигиенические процедуры, такие как умывание («Водичка, водичка, умой мое личико…») или расчесывание («Расти, коса, до пояса…»). Кроме того, они выполняют воспитательную функцию, мягко знакомя ребенка с нормами поведения. По сути, это народная школа в игровой форме.

Прибаутка – это короткое остроумное высказывание или шутка, наполненная добрым юмором. Она может быть частью сказки, диалога или самостоятельным мини-рассказом.

Поговорка, в отличие от законченной пословицы, является ярким образным выражением, точно описывающим ситуацию, но без прямого назидания.

Загадка позволяет увидеть знакомый предмет с неожиданной стороны, часто через иронию (например, «Стоит Федосья, растрепаны волосья» –  метла).

Запоминая стихи, дети тренируют память и обогащают свою речь устойчивыми оборотами. К сожалению, этот пласт народной мудрости, хорошо известный предыдущим поколениям, постепенно исчезает из повседневной жизни.

Рассказы – один из самых востребованных жанров детской литературы. Их компактность идеально соответствует восприятию малышей, а тематическое разнообразие привлекает внимание.

Сказки открывают волшебный мир, пробуждая детское воображение. Они развивают доброту, смелость, любовь и готовность к изменениям. Яркие образы, простые сюжеты и повторяющиеся языковые конструкции делают сказки мощным инструментом для развития связной речи. Особенно популярны сказки о животных, волшебные и бытовые истории, которые пробуждают интерес к чтению и родному языку.

Чтение должно быть активным. Ключевую роль играют не только содержание, но и способ подачи. Дети часто просят перечитать полюбившиеся истории, и это можно использовать с пользой.

Вот несколько советов, как сделать чтение увлекательным и развивающим процессом:

  1. Задавайте вопросы. Спрашивайте ребенка о сюжете, мотивах и поступках героев: «Почему сестрица Алёнушка не разрешала братцу Иванушке пить из козлиного копытца?»
  2. Озвучьте историю. Предложите ребенку вместе воспроизвести звуки сказки: как шумит ветер в лесу или как капает весенняя капель.
  3. Инсценируйте. Если внимание ребенка ослабло, предложите ему «показать» сказку: как Машенька пробовала разные стульчики или как герои тянули репку.
  4. Придумайте продолжение. Остановитесь на интересном месте и попросите ребенка додумать, что случилось дальше. Это развивает фантазию, словарный запас и учит принимать решения.
  5. Используйте загадки. Загадки помогут оживить сюжет и лучше запомнить персонажей.
  6. Играйте в сказки. Создайте пальчиковый театр или фигурки из фетра, чтобы разыграть «Колобка», «Теремок» или «Курочку Рябу».
  7. Сочиняйте свои истории. Это отличный способ раскрыть творческий потенциал ребенка и улучшить его речевые навыки.

Таким образом, чтение превращается в захватывающее приключение, способствующее гармоничному развитию ребенка.

Желаем успехов вам и вашим детям на этом увлекательном пути!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_doshkolnikov_razvivaetsya_v_dvuh_napravleniyah.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада».

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Речь ребенка-дошкольника развивается в двух направлениях. Во-первых, она совершенствуется через общение с окружающими – взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь сама становится инструментом, который не только служит мышлению, но и формирует его.

Главная задача в этот период – познакомить ребенка с нормами и правилами родного языка, а также развить у него устойчивые коммуникативные навыки. Иными словами, он должен научиться эффективно общаться с другими людьми. Важно помнить, что речь развивается только в процессе регулярного взаимодействия со взрослыми.

С раннего возраста дети проявляют живой интерес к языку, создавая новые слова и интуитивно чувствуя их смысл и грамматику. Однако без направленного взрослыми развития высокие результаты в речи достигают немногие. Целенаправленное обучение не только повышает языковые навыки, но и прививает детям любовь к родному языку, раскрывая его творческий потенциал.

Умение говорить тесно связано с мыслительными процессами. По тому, как ребенок строит свою речь, можно судить о его языковых способностях, а также об интеллектуальном, эстетическом и эмоциональном развитии. Изучение родного языка становится основой нравственного воспитания.

В детском саду работа над речью ведется в разных формах. Это могут быть специальные упражнения или занятия по другим направлениям. В неформальной обстановке язык развивается через игру, творчество и общение в быту. Для младших дошкольников особенно важно обогащение словаря, основанное на познании окружающего мира и наблюдении за природой. Природа предоставляет уникальные возможности для целостного развития личности ребенка.

Обычная прогулка может стать увлекательным уроком. Обсудите с ребенком погоду, тип облаков, направление ветра и объясните выбор одежды. Зимой можно кормить птиц и изучать их повадки, обращать внимание на красоту растений, разгадывать загадки, вспоминать сезонные приметы, пословицы, стихи или песенки. Игры, такие как «Угадай дерево по листу» или «Найди растение по описанию», станут отличным подспорьем.

Чтобы ребенок учился видеть прекрасное вокруг, взрослый должен быть внимателен и показывать это на собственном примере. Важно учить наблюдать, восхищаться, беречь природу и выражать свои чувства словами.

Знакомство с фольклором – пословицами и поговорками – играет важную роль в развитии речи. Как отмечал К.Д. Ушинский, они отлично тренируют умение вести диалог и легко запоминаются благодаря образности и ритму.

Потешки –  это жанр фольклора, сопровождающий игру или совместное действие. Ритмичные стишки помогают ребенку лучше понимать речь, осваивать жесты и движения. Слово в потешках –  это руководство к действию (в отличие от считалок, где первичен жест). Взрослый произносит команду («ладушки»), а ребенок ее выполняет. Постепенно малыш учится самостоятельно направлять свои действия.

Потешки также помогают освоить гигиенические процедуры, такие как умывание («Водичка, водичка, умой мое личико…») или расчесывание («Расти, коса, до пояса…»). Кроме того, они выполняют воспитательную функцию, мягко знакомя ребенка с нормами поведения. По сути, это народная школа в игровой форме.

Прибаутка – это короткое остроумное высказывание или шутка, наполненная добрым юмором. Она может быть частью сказки, диалога или самостоятельным мини-рассказом.

Поговорка, в отличие от законченной пословицы, является ярким образным выражением, точно описывающим ситуацию, но без прямого назидания.

Загадка позволяет увидеть знакомый предмет с неожиданной стороны, часто через иронию (например, «Стоит Федосья, растрепаны волосья» –  метла).

Запоминая стихи, дети тренируют память и обогащают свою речь устойчивыми оборотами. К сожалению, этот пласт народной мудрости, хорошо известный предыдущим поколениям, постепенно исчезает из повседневной жизни.

Рассказы – один из самых востребованных жанров детской литературы. Их компактность идеально соответствует восприятию малышей, а тематическое разнообразие привлекает внимание.

Сказки открывают волшебный мир, пробуждая детское воображение. Они развивают доброту, смелость, любовь и готовность к изменениям. Яркие образы, простые сюжеты и повторяющиеся языковые конструкции делают сказки мощным инструментом для развития связной речи. Особенно популярны сказки о животных, волшебные и бытовые истории, которые пробуждают интерес к чтению и родному языку.

Чтение должно быть активным. Ключевую роль играют не только содержание, но и способ подачи. Дети часто просят перечитать полюбившиеся истории, и это можно использовать с пользой.

Вот несколько советов, как сделать чтение увлекательным и развивающим процессом:

  1. Задавайте вопросы. Спрашивайте ребенка о сюжете, мотивах и поступках героев: «Почему сестрица Алёнушка не разрешала братцу Иванушке пить из козлиного копытца?»
  2. Озвучьте историю. Предложите ребенку вместе воспроизвести звуки сказки: как шумит ветер в лесу или как капает весенняя капель.
  3. Инсценируйте. Если внимание ребенка ослабло, предложите ему «показать» сказку: как Машенька пробовала разные стульчики или как герои тянули репку.
  4. Придумайте продолжение. Остановитесь на интересном месте и попросите ребенка додумать, что случилось дальше. Это развивает фантазию, словарный запас и учит принимать решения.
  5. Используйте загадки. Загадки помогут оживить сюжет и лучше запомнить персонажей.
  6. Играйте в сказки. Создайте пальчиковый театр или фигурки из фетра, чтобы разыграть «Колобка», «Теремок» или «Курочку Рябу».
  7. Сочиняйте свои истории. Это отличный способ раскрыть творческий потенциал ребенка и улучшить его речевые навыки.

Таким образом, чтение превращается в захватывающее приключение, способствующее гармоничному развитию ребенка.

Желаем успехов вам и вашим детям на этом увлекательном пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и ...

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи малыша, рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении....

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Консультация для родителей«Развитие речи младших дошкольников вусловиях семьи и детского сада»Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается вдошкольном возрасте по двум направ...

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Консультация для родителей«Развитие речи младших дошкольниковв условиях семьи и детского сада»Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум напра...

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»...

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольниковв условиях семьи и детского сада»Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи малыша, рассказать о роли...

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи малыша, рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении.Речь как исторически сложившаяся форма общения разв...