Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи детей в младшем возрасте (дошкольном возрасте) важно для всестороннего формирования личности. Речь — основное средство общения, которое влияет на все сферы развития ребёнка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
«Покажи, кого назову»
Цель игры: Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.
Программное содержание: Дети сидят на ковре или просто играют.
Воспитатель спрашивает у малыша: «Где Света? (Лиза, Илья и другие имена детей.)». Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит малыша повторить имя». Игра повторяется
«Кто что услышит?»
Цель игры: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Материалы и оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан
Программное содержание: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать
«Угадай игрушку»
Цель игры: Формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Развитие понимания речи взрослого
Материалы и оборудование: 3-4 игрушки: заяц, мишка, лиса, утенок
Программное содержание: Воспитатель показывает детям игрушки. Надо сразу научить детей правильно называть предмет. Воспитатель, рассказывает о каждой игрушке, называя их внешние признаки, а дети должны угадать эту игрушка.
«Во саду ли, в огороде?»
Цель игры: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. Активизировать речь у детей.
Материалы и оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.
Программное содержание: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)»
«Поварята»
Цель игры: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.
Материалы и оборудование: Фланелеграф или магнитная доска изображениями изображение банки из-под компота и кастрюли
Программное содержание: Воспитатель показывает детям овощи и фрукты. Они вместе рассматривают их, вспоминают качества овощей и фруктов. Затем воспитатель рассказывает детям, что из фруктов можно приготовить вкусные варенье или компот, а из овощей варят вкусный суп и предлагает приготовить эти блюда. Для этого нужно фрукты поместить в банку, а овощи – в кастрюлю. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? Повтори, куда ты положишь фрукт?
«Кто с нами рядом живет?»
Цель игры: Учить узнавать, показывать и называть птиц изображенных на картинках.
Материалы и оборудование: Набор предметных картинок из серии «Птицы»
Программное содержание: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают
«Моя улица»
Цель игры: Развитие речи. Познакомить детей с улицей, развивать представления об окружающих предметах, развивать наблюдательность
Материалы и оборудование: Машина игрушечная, кукла, одетая в шапку, игрушка- собака, кирпичики и кубики.
Программное содержание: Предварительно на прогулке воспитатель на прогулке вместе с детьми рассматривают: улицу: дома, дорогу, по дороге едет машина, кукла Таня идет, собака бежит. На занятии дети вспоминают, что они видели на прогулке. Затем воспитатель вместе с детьми строят улицу: из кубиков – дома, из кирпичиков – дорожку узкую и широкую. Затем дети играют. Во время всех действий воспитатель отрабатывает навык речевой активности в употреблении общепринятых слов (машина едете, кукла идет).
«Чудесный мешок»
Цель игры: Уточнить и активизировать словарь по теме.
Материалы и оборудование: Игрушечные машины: автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.
Программное содержание: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса, цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма.
«Праздник елки в детском саду»
Цель игры: Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке.
Материалы и оборудование: Сюжетная картинка
Программное содержание: Воспитатель используя картину рассказывает о празднике «Новый год» и просит повторять за ней
«Кто внимательный»
Цель игры: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Материалы и оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Программное содержание: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2-3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения.
Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
«Олины помощники»
Цель игры: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Материалы и оборудование: Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Программное содержание: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать. Затем воспитатель показывает, как кукла моргает и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)». Аналогично рассматриваются Ноги, руки, уши. После этого воспитатель читает детям стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце каждого четверостишья:
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле … (ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле (ручки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (зубки).
Оля смотрит на кота,
На картинки – сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки).
«Мама купает ребенка»
Цель игры: Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.
Материалы и оборудование: Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце.
Программное содержание:Воспитатель показывает картинку и дает детям возможность рассмотреть ее. Затем говорит: «Это мама. Мама купает сыночка Петю. Петя любит купаться. «Куп-хлюп, куп-хлюп», - говорит Петя. Как говорит Петя? Диана, покажи ванну. В ванне теплая вода. Мама трет мочалкой Пете спину. А что это у Пети? Утка плавает в ванне, большая, желтая утка. Вымоет мама Петю и польет чистой водой. А что это висит на стуле? Большое полотенце. Мама будет вытирать Петю. Петя чистенький теперь».
«Жучок»
Цель игры: Развитие речи. Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Материалы и оборудование: Стихотворение Н. Юрковой «Жучок»
Программное содержание: Воспитатель, детям читают стихотворение Н. Юрковой «Жучок», а затем предлагают изобразить, каким грустным сидел жучок в коробке и как радостно он из нее улетел.
Жу-жу! Жу-жу!
Вы слышите?
Жу-жу!
Здесь я - жучок.
Меня зачем-то поселили
Мальчишки в коробок.
Не повернуться в коробке,
Не встать на лапки мне.
Нельзя расправить крылышки.
Прижатые к спине.
Так тесно -
Даже не могу
Пошевелить усами.
Но неужели
Жу-жу-жу,
Не знаете вы сами.
Что очень плохо.
Плохо мне,
В закрытом коробке,
Что я мечтаю
В темноте
О свежем ветерке.
Там на лугу -
Трава, цветы,
И бабочки в полете.
А мне так грустно
В коробке.
Ну как вы не поймете?
«Оса»
Цель игры: Соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
Материалы и оборудование: Стихотворение В. Приходько «Оса»
Программное содержание: Воспитатель детям читают стихотворение В. Приходько «Оса». Просят охарактеризовать осу (сказать, какая она); изобразить дружелюбную осу.
Когда мы с мамой варим вишню. Наверно, осам это слышно. И осы к нам в окно летят. Варенья нашего хотят.
На кухне, где кипит варенье, Осиное столпотворенье
За ними нужен глаз да глаз. От них мы закрываем таз.
А я возьму варенье в ложку,
Немножко капну на ладошку
И крикну: - Вот тебе, оса,
Посадочная полоса.
Приятно маленькой сластене
Варенье пробовать с ладони.
Прильнет, и усики нагнет,
И красный сок сосать начнет.
Проходит длинная минута,
А мне не страшно почему-то,
Ведь не ужалит без нужды Оса,
Не чувствуя вражды?
Оса
Мне кожу пощекочет.
Оса
Сказать как будто хочет:
- Дружи со мной
И никогда
Не трогай нашего гнезда.
«Профессии»
Цель игры: Развитие речи, активизировать словарь
Материалы и оборудование: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).
Программное содержание: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
- Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
- А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)
- Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
- Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
- К нам приходит с письмом
- Прямо в дом - кто же он? (Почтальон.)
- Служит дорогой Отчизне
- Старший брат. Охраняет наши жизни, Он. (Солдат.)
- Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,- хорошо и честно трудиться
«На приеме у врача»
Цель игры: Развитие речи, активизировать словарь
Материалы и оборудование: кукла
Программное содержание: Кукла - врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. Воспитатель: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
«Добавь слово»
Цель игры: Развивать речь, находить нужное по смыслу слово (глагол).
Материалы и оборудование: кукла Гена
Программное содержание: Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.
Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать.
Я умею пол. (подметать).
Я умею пыль. (вытирать).
Я умею посуду. (мыть, полоскать).
Я умею постель. (застилать).
Я умею цветы. (поливать).
Я помогаю стол. (накрывать).
Я помогаю тарелки. (расставлять).
Я помогаю вилки. (раскладывать).
Я помогаю крошки. (сметать).
Я помогаю комнату. (убирать).
При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).
Картотека игр на развитие речи детей раннего возраста
1. На развитие произношения:
• Игра «Позовите Петрушку»
Цель: формировать интерес к речевым звукам, инициировать собственное речевое высказывание.
Оборудование: игрушка бибабо (Петрушка, экран.
Ход: Воспитатель говорит ребёнку, что к нему в гости пришёл Петрушка, его надо позвать. После этого появляется Петрушка и здоровается (называя имя ребёнка). Петрушка прячется, взрослый предлагает малышу снова его позвать. Петрушка появляется, гладит ребёнка, протягивает руку и хвалит ребенка. Затем Петрушка прячется, игра повторяется несколько раз.
Инструкция: (Называю по имени ребенка, к тебе в гости пришёл Петрушка, давай его позовем: «Петрушка, иди к нам!». Появляется Петрушка, говорит: «Привет!» (называется имя ребёнка) и прячется за экран. Давай снова позовем Петрушку, скажи «Иди к нам!». Петрушка появляется, гладит ребёнка, протягивает руку и говорит: «Какой хороший мальчик, позвал меня, будем играть!»
Петрушка прячется, игра повторяется несколько раз.
• Дидактическая игра «Позови свою маму»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель раздает предметные картинки с детенышами животных каждому ребенку. Затем спрашивает, кто нарисован на картинке и кто у него мама? и просит позвать свою маму. Воспитатель имитирует голос мамы и показывает картинку мамы.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Инструкция: «Ребята, у вас у всех есть картинки с детенышами животных. «Кто у тебя нарисован, (имя ребенка? Кто у него мама?». «Позови, (название детеныша, свою маму.
Имитирую голос курицы, и показываю картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
2. На развитие фонематического слуха:
• Игра «Солнце или дождик?»
Цель: Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: бубен.
Ход: Дети сидят на стульчиках вдоль стенки. Когда бубен звенит, дети должны ходить медленно по залу, когда воспитатель застучит бубном, дети должны быстро убежать в «дом»(сесть на стульчик).
Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
• Игра «Угадай, что делать»
Цель: Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Оборудование: по 2 флажка на каждого ребенка, бубен.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем. У вас в руках есть флажки, если я буду громко звенеть бубном, то поднимите флажки и помашите ими, а если я буду тихо звенеть, то топните ногой. Будьте внимательны!»
3. На развитие словаря:
• Игра «Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных
Оборудование: карточки с изображением животных и их детенышей, мяч.
Ход: Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет какое-либо животное, а ребёнок, бросая мяч обратно, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Инструкция: «Ребята, давайте поиграем. Я буду бросать мячик вам по очереди, и называть животное, а вы ловите мячик и называйте детеныша этого животного».
4. На развитие грамматического строя речи:
• Игра "Таня и Танечка"
Цель: учить правильно называть большие и маленькие части тела.
Оборудование: 2 куклы (большая и маленькая).
Ход: Дети и воспитатель сидят на стульчиках. Воспитатель показывает им двух кукол: большую и маленькую. Затем показывает части тела и лица у большой куклы, а ребенок должен назвать часть тела у маленькой куклы.
Инструкция: «Ребята, смотрите какие у меня куклы! Одна большая (показываю) ее зовут Таня, а другая маленькая (показываю, ее зовут Танечка. У большой Тани глаза, а у маленькой (глазки, у Тани ноги, а у Танечки (ножки)» и т. д.
• Игра: «Ласковые имена»
Цель: учить ласково называть друг друга.
Оборудование: мячик.
Ход: Дети и воспитатель сидят на стульчиках. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет имя и просит назвать ласково.
Инструкция: «Ребята, давайте поиграем. Я буду кидать вам по очереди мячик, и называть имя, а вы ласково назовите его»
5. На развитие связной речи:
• Игра «Сорока»
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Оборудование: иголка, очки, мыло, звонок, щётка, утюг, кисть, веник, игрушка – птица Сорока.
Ход: Воспитатель говорит, что пока дети были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Предлагает посмотреть, что она взяла. Воспитатель раскладывает предметы на стол перед детьми. Далее идет диалог между детьми и сорокой. Потом сорока благодарит детей и улетает.
Инструкция: Ребята, пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла (Воспитатель раскладывает предметы).
Далее происходит диалог между детьми и сорокой:
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам мыльце
Сорока:
Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.
Дети:
Сорока, сорока
Отдай нам иголку!
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.
Дети:
Сорока, сорока,
Отдай нам очки
Сорока:
Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.
Дети:
Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.
Сорока:
Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.
Воспитатель:
Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.
Воспитатель:
Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить)
Воспитатель:
Дети, что для этого нужно сороке?
(Дети называют и приносят все предметы)
Сорока благодарит и улетает.
• «Отгадай игрушку»
Цель игры: учить ребёнка находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Оборудование: игрушки: зайчик, медведь, волк, белочка (или другие игрушки, главное обратить внимание ребёнка на характерные признаки и действия рассматриваемого предмета).
Ход: Воспитатель предлагает отгадать про какое животное говорит. Он рассказывает об игрушке, называя внешние признаки и спрашивает «Кто это?». Когда дети догадаются о ком идет речь, воспитатель показывает игрушку.
Инструкция: «Ребята, отгадайте, какие игрушки я принесла. «Это мягкая игрушка. Она белая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко. Кто это? Правильно, это заяц (показываю игрушку). «Это мягкая игрушка. Она рыжего цвета. У нее длинный хвостик и маленькие ушки. Любит грызть орешки и ловко прыгает с ветки на ветку. Живет в дупле. Кто это? Правильно, это белка (показываю игрушку)». «Это мягкая игрушка. Она серого цвета. У нее острые зубы. Любит ловить зайчиков. Кто это? Правильно, это волк (показываю игрушку).» «Это мягкая игрушка. Она коричневая. Большая и косолапая. Любит мед и рыбу. Зимой спит и сосет лапу. Кто это? Правильно, это медведь (показываю игрушку)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста"
Ведущий вид деятельности дошкольников - игра. Дидактические игры не только способ развития ребёнка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с речевыми нарушения...
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
Игры по развитию речи...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
«Покажи, кого назову» Цель игры: Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Разв...

