Программа дополнительного образования "Сорокин сундучок"
материал по развитию речи (младшая группа)
Программа дополнительного образования по развитию речи детей в первой группе раннего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
05.08.2021г.
МДОУ детский сад п. Ермаково
Программа дополнительного образования
«Сорокин сундучок»
по развитию речи детей в первой группе раннего возраста.
Составитель:
Палочкина Елена Витальевна
Рыбинск 2023г.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Нормативно-правовое обоснование программы
- Цели и задачи программы
- Принципы и подходы к организации кружковой работы
- Особенности речевого развития детей раннего возраста.
- Содержательный раздел
- Методы и приёмы работы с детьми.
- Формы работы с родителями.
- Перспективное планирование работы.
- Организационный раздел
- Расписание работы кружка
- Учебный план
- Материально-техническое оснащение
- Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Список литературы
Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. Эмоциональный контакт с ним оказывает большое влияние на формирование у детей зрительно-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Особую роль в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста играют потешки. Данная программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками первой группы раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Она построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей основ речевого развития средствами устного народного творчества.
Целесообразность. Ранний возраст является наиболее важным в развитии психических процессов, а особенно речи. В возрасте дети испытывают большую потребность в общении, установлении контакта с взрослыми и сверстниками, начинают активно слушать, запоминать, происходит значительное накопление активного и пассивного словаря. Главная задача взрослого в этот период помочь ребёнку овладеть разговорной речью, поскольку правильное и своевременное развитие речи играет важную роль в формировании личности Вашего ребенка.
Актуальность. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, а именно потешки. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Обыгрывание потешек – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
- Нормативно-правовое обоснование программы
Структура и содержание настоящей программы разработаны в соответствии с основными базовыми законодательными актами и нормативными документами:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049- 13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.
Обзор и анализ действующего законодательства подтверждают актуальную идею, что организация дополнительных образовательных услуг в условиях Учреждения может быть осуществлена при условии соответствующей нормативно-правовой базы; то есть обеспечение требований действующего законодательства на практике может быть осуществлено при условии достойного нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности на локальном уровне.
- Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для формирования у детей раннего возраста основ речевого развития.
Задачи:
Развивающие.
- развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в потешках;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность;
Обучающие
- обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы, а именно потешки;
- обогащать речь детей образными выражениями, яркими средствами художественной выразительности, особенностями русской речи;
- формировать умение обыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешки;
- формировать эмоциональную отзывчивость, желание обыгрывать потешки;
Воспитательные
- воспитывать любовь к родному языку;
- воспитывать доброту , отзывчивость, чувство сопереживания героям.
Ожидаемые результаты:
- уметь слушать, запоминать;
- умение слушать новые потешки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
- инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
- повторять наиболее интересные, выразительные отрывки
- договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы
- читать наизусть потешки и небольшие стихотворения
- рассматривать иллюстрации, называть героев;
- пополнится активный и пассивный словарь;
- Итогом в реализации программы кружка является речевая активность детей.
- Принципы построения программы:
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы еѐ построения, принципы развивающего образования, целью которого является развитие ребѐнка:
- принцип гуманизации. (признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка);
- принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями);
- принцип непрерывности образования (связь дошкольного образования с начальным образованием);
- принцип системности (все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы).
В программе учтены и общие дидактические принципы (научности, постепенности усложнения, перспективности, доступности).
- Характеристика речевого развития детей раннего возраста.
Первые осмысленные слова появляются у ребёнка в конце первого, в начале второго года жизни. Вначале это названия близких ему людей (имена мама, папа, баба, няня), а затем названия ряда предметов домашнего обихода и простейших действий. Таким образом, у ребёнка образуются временные связи между словесными сигналами, предметами и действиями.
Прежде чем ребёнок сам начинает активно произносить слова, он обнаруживает понимание речи других людей. Некоторые годовалые дети, которые сами могут сказать лишь два-три слова, уже понимают более десятка слов. Пассивный словарь ребёнка опережает в своём развитии его активный словарь.
Ребёнок овладевает языком, подражая речи взрослых. В процессе общения с окружающими людьми, он начинает выделять звуки и синтезировать их в слоги, слова и предложения.
Речевое общение ребёнка с взрослыми, в свою очередь, обогащается благодаря большему знакомству с окружающими и усложнению детской деятельности. К началу второго года жизни ребёнок начинает самостоятельно передвигаться, а также захватывать руками различные предметы и довольно разнообразно действовать ими. Усложнение деятельности, обогащение её содержания порождает у ребёнка новые потребности. Такого рода требования уже не могут быть выражены при помощи крика. Для того чтобы быть понятым, ребёнок должен переходить к речевому общению с взрослыми, пользоваться для обмена мыслями, средствами языка. Под влиянием этой практической необходимости ребёнок активно овладевает всё новыми словами, обогащает свой словарь.
Свои требования и желания ребёнок выражает с пoмощью отдельных слов: «кука», «гулять». Позднее появляются примитивные предложения, состоящие из нескольких слов.
К двум годам ребёнок уже усваивает некоторые простейшие виды согласования и соподчинения слов в предложении. Однако в овладении грамматическими формами родного языка он стоит ещё на начальных ступенях развития. К концу второго года жизни дети практически овладевают некоторыми морфологическими элементами, единственным и множественным числом существительных, временами и лицами глаголов, некоторыми падежными окончаниями.
Значительные трудности испытывает ребёнок раннего возраста в различении и произнесении звуков речи. Ошибки в звукопроизношении объясняются не только неумением владеть своим голосовым аппаратом, но и недостаточно точным восприятием речи, несовершенством анализа звуков языка. Все эти трудности в овладении речи преодолеваются ребёнком уже на следующей ступени развития, в дошкольном возрасте.
II. Содержательный раздел.
2.1. Методы и приёмы работы.
Программа предполагает работу с детьми в возрасте с 2 до 3 лет. Занятия проводятся в игровой форме с использованием разнообразных методов и приёмов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. При организации занятий используются следующие приёмы и методы:
- Наглядные методы: рассматривание предметов, игрушек, картин.
- Словесные методы: чтение, заучивание наизусть, беседа.
- Практические методы: (направлены на применение речевых навыков и умений) дидактические игры и упражнения, пальчиковые, подвижные, хороводные игры.
приемы:
- Наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей требует наглядности.
- Широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
- Игровые приемы: сюрпризный момент, игровая ситуация.
2.2. Формы работы с родителями
Беседы с родителями
Тематические консультации: «Потешки - помощники», «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Оформление родительских уголков: «Повтори с мамой», «Что почитать ребёнку 2 – 3 лет»
- . Перспективное планирование.
Сентябрь 1. Знакомство с потешкой «Пошёл котик на торжок» (Игрушка) Цель: познакомить детей с потешкой. 2.Разучивание потешки «Пошёл котик на торжок» Цель: Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу; беседа по потешке, учить интонацией передавать вопросы и ответы. 3. Драматизация потешки «Пошёл котик на торжок» Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев 4.Рассказывание потешки «Пошёл котик на торжок» Цель: Закрепить текст потешки |
Октябрь 1. Потешка «Тили-тили-тили-бом»(Игрушка) Цель:познакомить детей с потешкой,вызвать желание у детей оказать помощь кошке. 2. Разучивание потешки «Тили-тили-тили-бом» Цель: Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу; беседа по потешке 3. Драматизация потешки «Тили-тили-тили-бом» Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев 4. Рассказывание потешки «Тили-тили-тили-бом» Цель: Закрепить текст потешки |
Ноябрь 1.Потешка «Кисонька-мурысонька» (Игрушка) Цель:познакомить детей с потешкой,вызвать желание у детей оказать помощь кошке. 2. Разучивание потешки «Кисонька-мурысонька» Цель: Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу; беседа по потешке . 3. Драматизация потешки «Кисонька-мурысонька» Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев 4. Рассказывание потешки «Кисонька-мурысонька» Цель: Закрепить текст потешки |
Декабрь. 1 Потешка «Приходите в гости» Цель:познакомить детей с потешкой,вызвать интерес к потешке. 2. Разучивание потешки «Приходите в гости» Цель: Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу; беседа по потешке . 3. Драматизация потешки «Приходите в гости» Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев 4. Рассказывание потешки «Приходите в гости» Цель: Закрепить текст потешки |
Январь. 1. Потешка «Эти сани-самокаты» Познакомить детей с новой потешкой; объяснить непонятные слова; показать, как в потешке передаётся образ саней; поощрять самостоятельный показ с детьми картинок. 2. Разучивание потешки «Эти сани-самокаты» Цель: Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу; беседа по потешке . 3. Драматизация потешки «Эти сани-самокаты» Цель: Обыгрывание потешки,учить передавать голосом интонация героев 4. Рассказывание потешки «Эти сани-самокаты» Цель: Закрепить текст потешки |
Февраль 1.Потешка: «Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу.» Цель: закрепить текст потешки,вызвать интерес к потешке. 2.Драматизация потешки Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу.» Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев 3Потешка :Сорока-белобока" 4.Пальчиковая игра « Сорока-белобока» Цель: Повторить название пальчиков; развивать мелкую моторику. |
Март 1. Потешка «Алёнка-малёнка».(Игрушка) Цель: Прочитать потешку, управляя игрушкой. 2.Заучить потешку,развивать память. Цель: Разучить потешку,вызвать интерес к потешке. 3.Драматизация потешки «Алёнка-малёнка». Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев 4. Повторение ранее изученной потешки «Кисонька-Мурысонька» Цель: Закрепить текст потешки |
Апрель. 1. Потешка «Наши уточки с утра» (обыгрывание с помощью игрушек) Цель: познакомить детей с потешкой через обыгрывание сюжета. 2.Драматизация потешки «Наши уточки с утра» Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев 3.Потешка «Курочка-рябушечка» Цель: познакомить детей с потешкой. 4.Повторение потешки «Алёнка-малёнка». Цель : повторить ранее изученную потешку «Алёнка-малёнка». |
Май. 1. Потешка «Жил-был у бабушки Серенький козлик» (Картинки на фланелеграфе) Цель: Цель: познакомить детей с потешкой 2.Разучивание потешки «Жил бы у бабушки серенький козлик» Цель: Разучить потешку, вызвать интерес к потешке. 3.Драматизация потешки «Жил был у бабушки серенький козлик» Цель : обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев 4.Повторение потешки «Пошёл котик на торжок» Цель: повторение ранее изученной потешки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Волшебный сундучок"
Программа разделена на несколько тем (роспись по стеклу – витраж, флористика, соленое тесто, декупаж, мозаика, аппликация, узоры из бумажных лент – квилинг, папье-маше, киригами, картины из тест...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»
Программа дополнительной образовательной услуги "Бабушкин сундучок"...

Программа дополнительного образования. Кружок «Волшебный сундучок» для детей 6-7 лет
Программа приобщает детей к художественному и ручному труду и развивает творческие способности детей. Программа кружка "Волшебный сундучок" направлена на развитие у детей творчест...

Программа дополнительного образования "Сундучок сказок"
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок....

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Сундучок идей» для детей 5-6лет
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомли...
