Программа дополнительного образования "Сорокин сундучок"
материал по развитию речи (младшая группа)

Палочкина Елена Витальевна

Программа дополнительного образования по развитию речи детей в первой группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_sorokin_sunduchok.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

05.08.2021г.

МДОУ детский сад п. Ермаково

Программа дополнительного образования

«Сорокин сундучок»

по развитию речи детей в первой группе раннего возраста.

Составитель:    

Палочкина Елена Витальевна

Рыбинск 2023г.

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Нормативно-правовое обоснование программы
  3. Цели и задачи программы
  4. Принципы и подходы к организации кружковой работы
  5. Особенности речевого развития детей раннего возраста.
  1. Содержательный раздел
  1. Методы и приёмы работы с детьми.
  2. Формы работы с родителями.
  3. Перспективное планирование работы.
  1. Организационный раздел
  1. Расписание работы кружка
  2. Учебный план
  3. Материально-техническое оснащение
  4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Список литературы

Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка.

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый.  Эмоциональный контакт с ним оказывает большое влияние на формирование у детей зрительно-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Особую роль в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста играют потешки. Данная программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками первой группы раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Она построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей основ речевого развития средствами устного народного творчества.

Целесообразность. Ранний возраст является наиболее важным в развитии психических процессов, а особенно речи. В возрасте дети испытывают большую потребность в общении, установлении контакта с взрослыми и сверстниками, начинают активно слушать,  запоминать, происходит значительное накопление активного и пассивного словаря. Главная задача взрослого в этот период помочь ребёнку овладеть разговорной речью, поскольку правильное и своевременное развитие речи играет  важную роль в формировании личности Вашего ребенка.

Актуальность. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, а именно потешки. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Обыгрывание потешек – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

  1. Нормативно-правовое обоснование программы

Структура и содержание настоящей программы разработаны в соответствии с основными базовыми законодательными актами и нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями).
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049- 13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26.
  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р.

Обзор и анализ действующего законодательства подтверждают актуальную идею, что организация дополнительных образовательных услуг в условиях Учреждения может быть осуществлена при условии соответствующей нормативно-правовой базы; то есть обеспечение требований действующего законодательства на практике может быть осуществлено при условии достойного нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности на локальном уровне.

  1. Цели и задачи программы.

Цель: создание условий для формирования у детей раннего возраста основ речевого развития.

Задачи:

Развивающие.

  • развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в потешках;
  • развивать мелкую моторику, двигательную активность;

Обучающие

  • обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения      русской народной литературы, а именно потешки;
  • обогащать речь детей образными выражениями, яркими средствами художественной выразительности, особенностями русской речи;
  • формировать умение обыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешки;
  • формировать эмоциональную отзывчивость, желание обыгрывать потешки;

Воспитательные

  • воспитывать любовь к родному языку;
  • воспитывать доброту , отзывчивость, чувство сопереживания героям.

Ожидаемые результаты:

  • уметь слушать, запоминать;
  • умение слушать новые потешки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
  • инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
  • повторять наиболее интересные, выразительные отрывки
  • договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы
  • читать наизусть потешки и небольшие стихотворения
  • рассматривать иллюстрации, называть героев;
  • пополнится активный и пассивный словарь;
  • Итогом в реализации программы кружка является речевая активность детей.

  1. Принципы построения программы:

В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы еѐ построения, принципы развивающего образования, целью которого является развитие ребѐнка:

  • принцип гуманизации. (признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка);
  • принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями);
  • принцип непрерывности образования (связь дошкольного образования с начальным образованием);
  • принцип системности (все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы).

В программе учтены и общие дидактические принципы (научности, постепенности усложнения, перспективности, доступности).

  1. Характеристика речевого развития детей раннего возраста.

Первые осмысленные слова появляются у ребёнка в конце первого, в начале второго года жизни. Вначале это названия близких ему людей (имена мама, папа, баба, няня), а затем названия ряда предметов домашнего обихода и простейших действий. Таким образом, у ребёнка образуются временные связи между словесными сигналами, предметами и действиями.

Прежде чем ребёнок сам начинает активно произносить слова, он обнаруживает понимание речи других людей. Некоторые годовалые дети, которые сами могут сказать лишь два-три слова, уже понимают более десятка слов. Пассивный словарь ребёнка опережает в своём развитии его активный словарь.

Ребёнок овладевает языком, подражая речи взрослых. В процессе общения с окружающими людьми, он начинает выделять звуки и синтезировать их в слоги, слова и предложения.

Речевое общение ребёнка с взрослыми, в свою очередь, обогащается благодаря большему знакомству с окружающими и усложнению детской деятельности. К началу второго года жизни ребёнок начинает самостоятельно передвигаться, а также захватывать руками различные предметы и довольно разнообразно действовать ими. Усложнение деятельности, обогащение её содержания порождает у ребёнка новые потребности. Такого рода требования уже не могут быть выражены при помощи крика. Для того чтобы быть понятым, ребёнок должен переходить к речевому общению с взрослыми, пользоваться для обмена мыслями, средствами языка. Под влиянием этой практической необходимости ребёнок активно овладевает всё новыми словами, обогащает свой словарь.

Свои требования и желания ребёнок выражает с пoмощью отдельных слов: «кука», «гулять». Позднее появляются примитивные предложения, состоящие из нескольких слов.

К двум годам ребёнок уже усваивает некоторые простейшие виды согласования и соподчинения слов в предложении. Однако в овладении грамматическими формами родного языка он стоит ещё на начальных ступенях развития. К концу второго года жизни дети практически овладевают некоторыми морфологическими элементами, единственным и множественным числом существительных, временами и лицами глаголов, некоторыми падежными окончаниями.

Значительные трудности испытывает ребёнок раннего возраста в различении и произнесении звуков речи. Ошибки в звукопроизношении объясняются не только неумением владеть своим голосовым аппаратом, но и недостаточно точным восприятием речи, несовершенством анализа звуков языка. Все эти трудности в овладении речи преодолеваются ребёнком уже на следующей ступени развития, в дошкольном возрасте.

II. Содержательный раздел.

2.1. Методы и приёмы работы.

Программа предполагает работу с детьми в возрасте с 2 до 3 лет. Занятия проводятся в игровой форме с использованием разнообразных методов и приёмов, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. При организации занятий используются следующие приёмы и методы:

  • Наглядные методы: рассматривание предметов, игрушек, картин.
  • Словесные методы:  чтение, заучивание наизусть,  беседа.
  • Практические методы: (направлены на применение речевых навыков и умений) дидактические игры и упражнения, пальчиковые, подвижные, хороводные игры.

приемы:

  • Наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей требует наглядности.
  • Широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
  • Игровые приемы: сюрпризный момент, игровая ситуация.

2.2. Формы работы с родителями

Беседы с родителями

Тематические консультации: «Потешки - помощники», «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Оформление родительских уголков: «Повтори с мамой», «Что почитать ребёнку 2 – 3 лет»

  1. . Перспективное планирование.

Сентябрь

1. Знакомство с потешкой «Пошёл котик на торжок» (Игрушка)

Цель: познакомить детей с потешкой.

2.Разучивание потешки «Пошёл котик на торжок»

Цель: Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу;

беседа по потешке, учить интонацией передавать вопросы и ответы.

3. Драматизация потешки «Пошёл котик на торжок»

Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев

4.Рассказывание потешки «Пошёл котик на торжок»

Цель: Закрепить текст потешки

Октябрь

1. Потешка «Тили-тили-тили-бом»(Игрушка)

Цель:познакомить детей с потешкой,вызвать желание у детей оказать помощь

кошке.

2. Разучивание потешки «Тили-тили-тили-бом»

Цель: Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу;

беседа по потешке

3. Драматизация потешки «Тили-тили-тили-бом»

Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев

4. Рассказывание потешки «Тили-тили-тили-бом»

Цель: Закрепить текст потешки

Ноябрь

1.Потешка «Кисонька-мурысонька» (Игрушка)

Цель:познакомить детей с потешкой,вызвать желание у детей оказать помощь

кошке.

2. Разучивание потешки «Кисонька-мурысонька»

Цель: Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу;

беседа по потешке .

3. Драматизация потешки «Кисонька-мурысонька»

Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев

4. Рассказывание потешки «Кисонька-мурысонька»

Цель: Закрепить текст потешки

Декабрь.

1 Потешка «Приходите в гости»

Цель:познакомить детей с потешкой,вызвать интерес к потешке.

2. Разучивание потешки «Приходите в гости»

Цель: Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу;

беседа по потешке .

3. Драматизация потешки «Приходите в гости»

Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев

4. Рассказывание потешки «Приходите в гости»

Цель: Закрепить текст потешки

Январь.

1. Потешка «Эти сани-самокаты»

Познакомить детей с новой потешкой; объяснить непонятные слова; показать, как в

потешке передаётся образ саней; поощрять самостоятельный показ с детьми

картинок.

2. Разучивание потешки «Эти сани-самокаты»

Цель: Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу;

беседа по потешке .

3. Драматизация потешки «Эти сани-самокаты»

Цель: Обыгрывание потешки,учить передавать голосом интонация героев

4. Рассказывание потешки «Эти сани-самокаты»

Цель: Закрепить текст потешки

Февраль

1.Потешка: «Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу.»

Цель: закрепить текст потешки,вызвать интерес к потешке.

2.Драматизация потешки Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу.»

Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев

3Потешка :Сорока-белобока"

4.Пальчиковая игра « Сорока-белобока»

Цель: Повторить название пальчиков; развивать мелкую моторику.

Март

1. Потешка «Алёнка-малёнка».(Игрушка)

Цель: Прочитать потешку, управляя игрушкой.

2.Заучить потешку,развивать память.

Цель: Разучить потешку,вызвать интерес к потешке.

3.Драматизация потешки «Алёнка-малёнка».

Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев

4. Повторение ранее изученной потешки «Кисонька-Мурысонька»

Цель: Закрепить текст потешки

Апрель.

1. Потешка «Наши уточки с утра» (обыгрывание с помощью игрушек)

Цель: познакомить детей с потешкой через обыгрывание сюжета.

2.Драматизация потешки «Наши уточки с утра»

Цель: Обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев

3.Потешка «Курочка-рябушечка»

Цель: познакомить детей с потешкой.

4.Повторение потешки «Алёнка-малёнка».

Цель : повторить ранее изученную потешку «Алёнка-малёнка».

Май.

1. Потешка «Жил-был у бабушки Серенький козлик» (Картинки на фланелеграфе)

Цель: Цель: познакомить детей с потешкой

2.Разучивание потешки «Жил бы у бабушки серенький козлик»

Цель: Разучить потешку, вызвать интерес к потешке.

3.Драматизация потешки «Жил был у бабушки серенький козлик»

Цель : обыгрывание потешки, учить передавать голосом интонация героев

4.Повторение потешки «Пошёл котик на торжок»

Цель: повторение ранее изученной потешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Волшебный сундучок"

Программа разделена на несколько тем (роспись по стеклу – витраж, флористика, соленое тесто, декупаж, мозаика,  аппликация, узоры из бумажных лент – квилинг, папье-маше, киригами, картины из тест...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительного образования. Кружок «Волшебный сундучок» для детей 6-7 лет

Программа приобщает  детей к художественному и ручному труду и развивает творческие способности детей. Программа кружка "Волшебный сундучок" направлена на развитие у детей творчест...

Программа дополнительного образования "Сундучок сказок"

Цель данной рабочей  программы – повышение интереса  детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок....

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Сундучок идей» для детей 5-6лет

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомли...