"Путешествие в страну Красивой речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна  необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_krasivoy_rechi.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе:

 «Путешествие в страну Красивой речи»

                                                                           

     

                                           Воспитатель:

Горенюк Елена Александровна

2025 год.

Цели:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна  необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

-Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Вот мы и очутились в сказочной стране.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок.  (На магнитной доске картинка ворот).

Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»

 Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Открыть его некто не смог.

Мы на замочек поглядели,

Покрутили.

Потянули  (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

- Замок, мы открыли, молодцы!

-Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну:

Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну!

-Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.

- Тогда, отгадайте загадку:

1.Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков. На магнитной доске, картинка солнца без лучиков)

-Злые волшебники и его заколдовали,

Давайте вернем все лучики на место!

-Но для этого нам нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку .

1  задание.    

«Назови ласково»

 Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка

2  задание

 «Назови одним словом»

- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

 - укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

Игра «Хлопушки»

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги

по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог. )

Гру – ша,  сли – ва,  ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,

а – пель – син,  ман – да – рин, яб – ло – ко.   

«Слова – родственники»

Где растут фрукты? (В саду) Кто ухаживает за садом? (садовод)

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые)

Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.

3  задание.  

Каждому ребенку раздается карточка. Ребенок называет все картинки, и говорит какая лишняя. (Объясняя что одна из всех начинается на другой звук, уточняет какой.)

 «Какой звук лишний » 

- Санки, звезда, слон, слива.

-Рак, роза, лук, ракета.

- Собака, сыр, дом, самолет.

- Туфли, тележка, кот, трактор.

-Диван, дельфин, окно, дерево.

-Лягушка, лак, индюк, лев.

-Будильник, елка, бинокль, бабочка.

-Шуба, шланг, шар, утка.

-Ваза, юла, виноград, вилка.

-Ананас, носки, нос, нож.

-Хомяк, яблоко, халат, хлеб.

Физминутка

 «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Ребята, скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали.

-Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.

4  задание

«Подбери слово»

Если это рыбка – у неё улыбка,

 если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба),

если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Молодцы справились и с этим заданием.

5  задание.

 «Назови признаки»

- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

- Матрешка из дерева…(Деревянная)

-Сумка из кожи…(Кожаная)

- Если ручка сделана из пластмассы, то…(Пластмассовая)

-Дом из кирпича…(Кирпичный)

-Блюдце из фарфора…(Фарфоровое)

6  задание

- Что это?

-Дерево

-А на дереве , посмотрите что есть? Листочки есть?

- Нет, листьев нет.

- Ребята, подарим  нашему дереву зелёные  листья ?

 Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь  

Сахар    –  соль

Чистота  –  грязь

Зима     –  лето

Потолок  –  пол      

узкая   /юбка/     –  широкая /юбка/    

длинное /платье/     –  короткое /платье/    

сильный/спортсмен/      –  слабый/ спортсмен/      

веселая/девочка/      –  грустная /девочка/

высокий / человек/        –  низкий /человек/        

   

Смеется /ребенок/  –  плачет /ребенок/

Лежит  /человек/   –  сидит /человек/

Закрыть/книгу/   –  открыть /книгу/

Взлетает/самолет/  –  садится /самолет/

Надевает/свитер/  –  снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

-Ребята, а из чего состоят слова? Из звуков.

-На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

-Как произносятся мы произносим гласные звуки? (Поем).

-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

А как мы произносим согласные звуки? (Коротко. Они не умеют петь.)

 -Назовите их Б В Г Д Ж З и т.д.

-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

Закрепление

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? .

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

-Молодцы, жители этой сказочной страны говорят вам: «Огромное спасибо!

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

-Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?

За то что вы помогли жителям сказочной страны они вам передали угощенье.

 (Дети получают угощенье).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Занимательное дело по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей...