Консультации для педагогов
консультация по развитию речи (старшая группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

«Повышение логопедической компетенции родителей детей раннего возраста».

Ранний возраст - это один из важных этапом развития ребёнка. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни человека. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности. Развитие речи в раннем возрасте также имеет важное значение.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Поэтому степень влияния родителей на речь ребенка очень велика. Заставить ребёнка смотреть или слушать невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем возрасте ведущая роль принадлежит взрослому.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Для правильного воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу и дидактические пособия. Я. А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, К. Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В. А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами.

В настоящее время, в большинстве случаев, ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Но как мы знаем, для этого необходима не только работа логопеда, но и родителей, а родители нередко сами отстраняются от этой работы. Сложно бывает достучаться до пап и мам, что ребенка надо не только накормить и одеть, но научить его думать, размышлять и общаться с ним. И очень важно, чтобы это общение, с самого раннего возраста, было грамотным – логичным, последовательным, доступным по возрасту. Научить родителей детей раннего возраста такому общению и является основной задачей логопеда.

Главная цель – это включение родителей в совместный процесс и создание единого речевого пространства.

Конечно же, не все родители и другие члены семьи владеют необходимыми знаниями и умениями. Сотрудничество семьи и логопеда становится всё более востребованным. Мы ищем новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, чтобы заинтересовать родителей и других членов семьи и в более короткие сроки сделать своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.

Для этого необходимо:

Установление партнёрских отношений с родителями маленьких деток, создание атмосферы общности интересов.

Повышение уровеня логопедической компетентности семьи.

Оказание информационной поддержки родителям, помощи в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержания их уверенности в собственных педагогических возможностях;

Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.

Повышение логопедической компетентности родителей — это целенаправленный процесс, который включает в себя различные формы работы, направленные на ознакомление родителей с основами логопедии, современными представлениями о нарушениях речи и методиками коррекционного воздействия. Формы работы разнообразны. Это коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Я остановлюсь на некоторых традиционных и нетрадиционных формах, которые мы используем в нашем детском саду с родителями первой младшей группы, группы кратковременного пребывания и ЦИПР.

Коллективные формы взаимодействия.

К коллективным (традиционным) формам взаимодействия относятся:

родительские собрания, групповые и подгрупповые консультации, родительские пятиминутки, тренинги и др.

Родительские собрания - одна из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи, важный элемент стратегии общения с семьёй, на нём закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания. Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Некоторые родители думают, что работа логопеда заключается лишь только в постановке звуков.

Наша задача помочь родителям при коррекции речи детей дошкольного возраста. Часто в группе родителям проще сформулировать свои вопросы, кроме того, неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. Мы даем родителям советы по работе с детьми для улучшения коррекции речи.

Групповые консультации - к преимуществам относится групповой характер взаимодействия. На групповых консультациях сами родители делятся опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях проводится демонстрация тематических презентаций, где аспектно и доступно освещаются важные вопросы. Тем для таких консультаций множество, например:

- «Игровые приемы работы дома»;

- “Артикуляционная гимнастика”;

- “Развитие мелкой моторики”;

- “Речевые игры дома”.

Но все же особое внимание уделяем беседе о выполнении рекомендаций родителями в домашних условиях. В момент подготовки к беседе мы стараемся продумать о том, какие вопросы задать родителям, сообщаем тему и просим их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ.

Родители с удовольствием участвуют в мастер — классах (например «Простые секреты учителя-логопеда», «Логопедические игры с мамой», семинарах-практикумах, где можно не только увидеть, но и самому потрогать весь материал с которым работает логопед, а также получить ответы на возникшие вопросы

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, апробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Благодаря таким формам, родители обучаются новому, становятся на ступень ближе к специалисту и сами становятся немного педагогами в работе со своим ребёнком.

При взаимодействии с родителями используем ндивидуальные формы работы, такие как:

индивидуальные беседы;

родительские логопедические пятиминутки;

онлайн-консультации;

анкетирование.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её ,то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Одной из успешных форм взаимодействия с родителями считаю проведение логопедической «пятиминиутки». Это кратковременная личная консультация, благодаря которой родитель может узнать:

• О трудностях и нарушениях в речевом развитии, которые беспокоят малыша;

• О направлениях логопедической работы по преодолению этих трудностей;

• Разнообразные методы, приемы и игры для развития речи, чтобы успешно применять их и др.

Удобное время для кратковременных личных консультаций – это утреннее время, после того, как вы привели ребенка в сад. Или же в вечернее время перед тем как забрают ребенка из сада.

Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для посещения дошкольного учреждения для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому наряду с традиционными формами работы с родителями используем и нестандартные формы – компьютерные технологии: VK Мессенджер на платформе «Сферум». Таким образом, поддерживаем связь с родителями.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Для выявления таких потребностей у нас есть «дерево вопросов» куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Родители говорят о том, какие проблемы их интересуют.

Невозможно представить взаимодействие с родителями без наглядной информации. Наглядные-информационные формы чрезвычайно важны для работы с родителями, активизации их активности. Используя их, логопед знакомит родителей с особенностями своей работы и обогащает их знания о развитии и воспитании детей-дошкольников с речевыми нарушениями.

В своей работе мы используем следующие наглядные формы:

«Уголок логопеда»;

Папка-ширма;

Выставки пособий;

Медиотека;

Памятки, листовки, буклеты;

Интернет.

«Уголок логопеда». Он есть в каждой младшей группе. В нем отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей, а также связь логопеда с родителями.

Папки-ширмы позволяют представить разнообразный материал логопедического содержания в условиях дефицита свободной площади. Здесь размещаются письменные консультации, памятки, различный выставочный материал.

Выставки пособий проходят, как правило, одновременно с родительскими собраниями или групповыми консультациями и знакомят родителей с теоретическими и практическими вопросами обучения детей, представляя наглядный материал в доступной форме.

Медиотека. Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей используем специализированные издания, такие как медиа пособия и книги логопедической направленности. Логопед помогает подобрать родителям порталы и сайты в интернете логопедической направленности, а так же игры для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закрепить полученные знания. Это доводится до родителей в форме мультимедийной презентации. Для эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений записываем на видео фрагменты занятий с наиболее сложной тематикой или появившимися успехами.

В своей работе мы широко используем памятки и листовки-тексты, буклеты содержащие лаконичные рекомендации. Это очень удобная и продуктивная форма взаимосвязи с родителями. В силу занятости, некоторые родители не могут приходить на родительские собрания. В работе с этой категорией родителей можно использовать эту наглядно-информационную форму.  Главной целью создания буклетов, листовок, памяток  считаю повышение воспитательной активности родителей как участников образовательного процесса.

В последние годы под воздействием сети Интернет изменилось образовательное пространство. Родители достаточно много времени проводят в социальных сетях. Используя сайт нашего дошкольного учреждения, социальные сети «Вконтакте», «Одноклассники» мы предоставляем родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, размещаем полезные советы педагогической направленности.

Повышение логопедической компетентности родителей - процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса. Использование современных форм взаимодействия логопеда и семьи, способствует формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации в целом и конечно же к успешной реализации целей и задач Федерального государственное образовательного стандарта дошкольного образования.

На базе нашего детского сада работает группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста, еще не посещающих дошкольное учреждение. Одной из особенностей организации таких групп является активное включение родителей в образовательный процесс. Работа ГКП строится таким образом, что родители имеют возможность находиться на занятиях вместе со своими детьми, знакомиться с результатами обследования, принимать участие в анкетировании; получать консультации о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; участвовать в занятиях-консультации для родителей по развитию речи. Для детей раннего возраста не существует занятий в прямом понимании этого слова. Все стишки и действия, которые они выполняют — это для них игра. Малыши играют, общаются, взаимодействуют со взрослыми и вместе с этим учатся и развиваются, а родители получают возможность практически освоить новые для них методы и приемы: массаж кистей рук, дыхательные упражнения. Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев, показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Всё это родители закрепляют в домашних условиях.

В результате консультативной деятельности логопеда усиливается уверенность родителей в их собственных возможностях воспитания, которые они реализуют, внимательно наблюдая за процессом целостного развития ребенка, становления его речи и творчески применяя рекомендации специалиста.

Тесное взаимодействие с детьми раннего возраста и их родителями способствует своевременному выявлению речевых нарушений, более быстрому их устранению.



Предварительный просмотр:

Онтогенез интонационной стороны речи.

Интонация - важнейший аспект устной речи, средство оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средство уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка.

В понятие интонации включается :

• темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов,

• паузы (перерывы в произнесении речевых элементов,

• тембр речи (окраска человеческого голоса,

• тон речи (степень высоты звука,

• ритм (важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания,

• мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).

Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода:

- подготовительный период (до 1,5 лет) – до оформления самостоятельной речи

- период оформления самостоятельной речи (1,5 – 2 года).

Исследователи доречевой и начала речевой стадии развития ребенка (Винарская, Тонкова-Ямпольская) утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года.

Р. В. Тонкова – Ямпольская говорила, что становление интонации начинается с крика.

К началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом.

На более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования.

Лепская утверждала, что интонация появляется в возрасте 1 года 6 мес. И в течении полугода остается основой детской коммуникации.

Верестюк рассматривает становление интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2-5 лет.

Швачкин говорил о том, что интонация формируется к 4 – 6 месяцам.

По мнению А. Н. Гвоздева, Р. В. Тонковой-Ямпольской :

• приблизительно к 1г. 9 м. появляются разновидности восклицательной интонации, после 1г. 11 м. – вопросительные, начинает усваиваться фразовое ударение.

• К 2 годам дети владеют основным набором типовых интонем (вопросительная, восклицательная, утвердительная).

• На третьем году речь становится более эмоциональна и выразительна, проявляется личностный компонент интонационной окраски высказываний.

• Возраст четырех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы» в плане реализации, в пять лет дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека.

Интонационная сторона речи формируется раньше чем фонетическая, лексическая, а также грамматическая, т. к. закрепляется раньше слов, что обусловлено связью с эмоционально - экспрессивным аспектом жизни являющийся ведущим в довербальный период.

Как фонетическое явление интонация рассматривается в различных аспектах:

• Артикуляторном;

• Акустическом;

• Перцептивном;

• Лингвистическом.

Артикуляторный аспект:

Изучение интонации в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи. Сложность работы речедвигательной системы объясняется тем, что в управлении артикуляторными движениями взаимодействует центральная и переферическая системы.

Акустический аспект:

Исследования интонации в акустическом аспекте рассматривают речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляется частота основного тона, интенсивность и длительность.

Перцептивный аспект:

Изучение интонации в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение передаваемое интонацией.

Лингвистический аспект:

В лингвистическом аспекте под интонацией понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи.

Интонация относится к одному из трёх видов паралингвистических средств общения. Она тесно связана с двумя другими видами паралингвистических средств: кинетическим (позы, мимика, жесты) и графическим (выражение на письме). Это объясняется тем, что интонациям соответствуют определенные жесты, мимика, движения, позы.

Средства для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи.

Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М. Е. Хватцевым. Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии и физиологии речевого аппарата, а от больных — напряжения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.

Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике Н. А. Чевелевой. Система преодоления заикания у детей на основе развития у них связной речи, предложенной Н. А. Чевелевой, включает 5 периодов: I период – пропедевтический. Основная цель – преодоление речевой импульсивности, неорганизованности детей. Как известно, многие дети очень возбудимы, двигательно беспокойны. II период – сопровождающей или констатирующей. В этом периоде используется наиболее простая, доступная речь, которая сопровождает их действия или действия логопеда, а также речь, констатирующая видимые предметы, их наглядные признаки, свойства, количество. III период – период речи по зрительным представлениям. Дети овладевают умением отвечать на вопросы логопеда, пояснять, рассказывать, опираясь лишь на зрительные представления, сохраненные в памяти. IV период – планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры. На занятиях этого периода используются наиболее сложные формы речи – планирующая, а также развернутые объяснения и рассказы детей, вовсе лишенные какой бы то ни было зрительной опоры. Отвечая на вопросы, детям приходится подробно рассказывать, рассуждать, делать выводы, обобщения. V период – закрепление навыков связной речи.

Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике В. И. Селиверстова и Н. А. Власовой. Данная методика преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях и предполагает модификацию и одновременное использование разных приёмов обследования. Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов. В предложенной автором схеме обследования последовательно выявляется степень самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, в разной сложности речевых ситуациях, зависящих от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение и развитие. В основу методик Н. А. Власовой положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми.

Методика восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи по методике А. И. Богомоловой. Методическая установка на регулярные упражнения в речи с сопровождающим движением руки является основной, так как без ее выполнения невозможно исправление дефекта. Важную роль в деле контроля за соблюдением данной установки призваны сыграть родители и родственники заикающегося, а в школе – учителя. В комплексном методе движение рук имеет цель: снятие напряжения мышечного тонуса и отвлечение внимания учащегося от речевого акта. Кроме того, движение руки сочетается с плавной слитной речью, имеющей существенные недостатки. Не менее важным является условие использования хоровой формы упражнений. Решающим преимуществом хоровой формы упражнений является более полное использование способности учащихся к подражанию. Несомненным качеством этих упражнений являются благоприятные условия для исчезновения у учащихся страха речи. Основное назначение хоровых упражнений — это овладение навыком формируемой речи и механическая тренировка этого навыка.



Предварительный просмотр:

Словесно-развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Мир, окружающий нас, устроен интересно и сложно. Все в природе кажется загадочным. Но любознательный ум человека всегда стремился к разгадке природных явлений. Разгадав то или иное явление, человек придумывал, как использовать полученные знания для обеспечения своей жизни и труда. Любознательность способствовала рождению знаний.

Для интеллектуального развития маленького человека, для уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение игровой вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение. Словесно-развивающие игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в развитии речи детей, здесь дидактический элемент сочетается с занимательностью эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения заданий. Для удобства использования словесно-развивающих игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Да – нет» и др.      

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?».

 Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает» и др.

Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры – предложения. Игры – предложения «Что было бы?» или «Что бы я сделал…» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

 Игра типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» - это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Особая ценность этих игр происходит активизация и обогащение словаря. Игры – загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе с детьми. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы. В ходе игр – загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.

Словесно – развивающая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания, то в словесно-развивающей игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.

Таким образом, словесно-развивающие игры являются широко распространенным методом развития речи детей дошкольного возраста.

Таким образом, развитие речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если успешно использовать словесно-развивающие игры, как на занятиях, так и вне учебной деятельности.

Развитие речи детей дошкольного возраста через словесно-развивающие игры велось на занятиях кружка «Развивай-ка».

Задачи:

обогащение словарного запаса через исполнение словесно-развивающих игр;

развитие связной речи.

Возраст детей посещающих кружок : 5-6 лет

Продолжительность программы кружка: 3 года.

Количество занятий: 1 раз в неделю

Длительность занятий: 20-25 мин.

Ожидаемые результаты: через словесно-развивающие игры повысится уровень развития речи детей.

Словесные игры просты, полезны и очень удобны, ведь они не требуют наличия специального инвентаря, играть в слова можно когда угодно и где угодно.

Игра «Шаги». С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься расширением словарного запаса и развитием речи в общем.

Ход игры : Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). Оговаривают тему шагов. Например, «Игрушки». Ребенок может сделать шаг, назвав какую-нибудь игрушку. Дается минута на размышление, подается команда: «Старт!».

Подбор синонимов – антонимов.

Игра «Наоборот», «Скажи по-другому». Действенное упражнение – подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Выполнение таких заданий увеличивает лексический запас ребенка. Пример: большой - огромный (синоним, большой – маленький (антоним).

Многие игры в слова знакомы всем с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву в слове, названном предыдущим игрокам. Игра «Словесный поезд» где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой. Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкон», второй – «ночь», третий «чеснок» и т. д. Эта игра способствует обогащению активного словарного запаса ребенка.

Игра «Быстрей, еще быстрей!». Детям предлагается составить как можно больше слов на определенную букву за установленное время (например, за минуту, или за 5 минут). Более сложное задание – составление слов не на заданную букву, а на слог (мо-,ми-,ра-,ро-, и др). Другой вариант игры – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определенную букву или слог.

Составление предложений по модели из вопросов. Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал (а? Что? Что делает?». Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель. Пример: Модель: «Какой? Кто? Где? Что делал?». Предложение составленное игрой: «Добрый мальчик в детской саду играл».

Следовательно, словесно – развивающие игры способствуют уровню развития речи детей : увеличивается словарный запас, совершенствуются речевые высказывания в диалогической и монологической речи, растет их эмоциональная насыщенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...