Консультация для родителей "Речевое развитие на 7-м году жизни"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Сазонкина Анастасия Владимировна

Консультация для родителей "Речевое развитие на 7-м году жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_na_7m_godu_zhizni.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:



Консультация для родителей

Особенности развития речи дошкольников 6 – 7 лет

Все компоненты речи — словарный запас, грамматический строй, произношение, связность — выходят на новый уровень, ведь они составляют фундамент для успешной учебы.

Словарный запас:

Словарный запас от 3500 слов. Хорошо владеют обобщающими понятиями (например: «транспорт» указывая, что транспорт бывает подземный, наземный, водный, воздушный). Правильно употребляют в речи предлоги времени и пространства (за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после). Различают предметы, похожие по звучанию или по назначению (кувшин – ковшик; миска - чашка, тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер).

Знают из чего состоят предметы (части и целове) (дерево - ствол, ветки, листья, корни; стул - спинка, сиденье, ножки).

Имеют достаточно обширное представление об окружающем его мире.

Хорошо ориентируются в пространстве (право, лево, сзади и т.д.), времени (вчера, сегодня, утром и т.д.).

Владеют достаточным количеством глаголов. Не путают сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знают, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).

Умеют не только образовывать множественное число существительных (стул-стулья), но и уменьшительные и увеличительные формы слов (хвостик, хвостище), свободно подбирать антонимы (низкий-высокий) и синонимы (умный, сообразительный, смышленый и т.д.).

Могут рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку.

Грамматический строй предложений

Второй критерий оценки развития речи. Дети на 7-м году жизни говорят развернуто, сложными предложениями. В их речи встречаются ошибки, но редко. Они составляют новые слова из других, изменяют по родам, падежам, числам. Справляются с образованием сложных форм существительных, глаголов, прилагательных.

Связность речи ребят

Третий критерий оценки развития речи. Дошкольники говорят последовательно, связно, логично. Ведут монолог, диалог. Много фантазируют, сочиняют яркие рассказы. Могут пересказать сюжет книги или фильма, составить увлекательный рассказ по картинкам.

Фонетика: произношение звуков

Четвертый критерий оценки развития речи у детей 6 – 7 лет. Дети не только правильно выговаривают звуки, могут вычленить их в потоке речи, определить их местонахождение в конкретном слове. Они также могут  подбирают слова, которые начинаются заданным звуком, различают близкие по звучанию слова («рак» — «мак»). Однако могут оставаться трудности в различении парных «ш» — «ж», «ц» — «с», «с» — «ш». 
Дети различают и управляют тембром, громкостью голоса, определяют источник шума, изображают звуки природы, животных. Могут делить слова на слоги, отличают согласные от гласных.

Достаточное развитие речи, всех ее компонентов закладывает основу для дальнейшего обучения чтению, письму.

Нормы речевого развития

Вот какие нормы установлены для развития речи у детей 6 – 7 лет:

  1. Словарный запас — 4000 – 7000 слов. Из них преобладают существительные;
  2. Может подбирать антонимы, синонимы;
  3. Говорят сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями;
  4. Согласуют и сочетают слова по смыслу;
  5. Говорят выразительно, эмоционально, понимают, используют вопросительную, восклицательную формы;
  6. Используют союзы;
  7. Речь связная, логичная, последовательная;
  8. Четко выговаривают все звуки, не «глотает» окончания слов — артикуляция хорошая;
  9. Понимают образные выражения, например «солнечная улыбка»;
  10. Склоняют по роду, числу, падежу слова;
  11. Выделяют главное в рассказе, второстепенное может опустить;
  12. Пересказывают сюжеты книг, фильмов — содержательно, емко, логично;
  13. Ребенок 6 лет может объяснить значение знакомого слова;
  14. Образуют существительные с суффиксами, глаголы с приставками;
  15. Оперируют сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляют их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»).

Ребенок 7 лет может строить предложения любой сложности, пишет и читает по слогам, грамматически правильно строит предложения, умеет развернуто отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное.


Развитие речи дошкольников 6 – 7 лет: улучшаем связность

Используйте любую возможность для улучшения качества речи ребенка

Создайте благоприятную речевую среду дома. Дети усваивают родную речь на слух, поэтому вы должны разговаривать правильно, грамотно. Запомните: вы — образец для дочери или сына, и он будет подражать вам.

Формируйте у вашего ребенка любознательность и любовь к чтению. Хороший способ — разучивать стишки, песенки. Читайте вместе хорошие книги, слушайте спектакли в аудиоформате. Не забывайте обсуждать увиденное, прочитанное. Вы удивитесь, как быстро речь вашего ребенка станет содержательнее, богаче, разнообразнее.

Вот еще несколько простых упражнений.

Фантазеры. Задайте тему, пусть ребенок придумает рассказ (например, «Когда я вырасту…», «Если б у меня была волшебная палочка…»).

Рассказ по виммельбуху(книги). Благодаря этим книгам развивается внимательность, умение составлять рассказ, описывать увиденноею

Комплекс игр для развития речи 6 – 7 лет

«Кто что делает?». Взрослый предлагает чаду посмотреть вокруг и сказать, кто может спать, сидеть, ходить, а что ездить, звучать.

«Назови слово». Родитель называет малышу звук, а тот говорит слова, которые им начинаются. Потом по той же аналогии — имена.

«Посчитай слоги». Взрослый называет слова, а задача дошкольника — посчитать, сколько слогов в каждом из них.

«Плывем, летим, едем». Родитель показывает сыну или дочке картинки с изображением транспорта. Задача — сказать, что делает каждый из них (самолет летит, автобус едет).

 «Расскажи-ка». Родитель просит рассказать о любимом фрукте так, чтобы взрослый отгадал его.

«Отгадай загадку», «Придумай рифму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"

Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....

Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"

Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка четвертого года жизни"

Информационный материал дл родителей был разработан после ежегодного логопедического обследования детей в начале учебного года....

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА  ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителя...

Консультация для родителей: "Развитие речи ребенка шестого года жизни"

К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для своб...