Конспекты по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по теме № 15
Направление: обучение грамоте
Цель: Продолжать обучать детей звуковому анализу слова
Задачи:
Упражнять в различении гласных, твёрдых и мягких согласных
Закреплять представления о звуковом составе слова, определении гласных и согласных звуках на основе их сравнения,
Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;
Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация Целеполагание | Педагог собирает детей вокруг себя и проводит беседу о путешествиях, назначении поездов. Дальше он обращает внимание ребят на доску с цветными карточками-вагончиками, обозначающими звуки. |
2 | Актуализация знаний | Как вы думаете, что означают цвета квадратов? Дети отвечают: звуки Действительно, и это необычный поезд. Он перевозит на себе названия игрушек. Давайте попробуем рассадить во все вагончики игрушки и предметы, которые начинаются на указанный звук. Дальше дети выполняют игровое упражнение: в зависимости от указанного вагончика (твёрдый согласный, мягкий согласный) |
3 | Затруднение в ситуации | При указании педагогом гласного звука возникает затруднение. Отличаются ли слова, начинающиеся на гласный звук от других? Чем? |
4 | «Открытие» нового знания | Давайте разбираться, наша цель деятельности: узнать, чем отличаются гласные от согласных. Дети рассказывают педагогу свои знания об отличие гласных звуков от согласных. Физминутка: «Твёрдый согласный – айсберг, мягкий согласный – травка» А в семье у братцев согласных кто старший? Дети отвечают: твёрдые согласные. Дид. игра «Два весёлых братца» Педагог отправляет мяч ребёнку, произнося твёрдый согласный. Задача игрока – называть мягкий согласный парный звук. |
5 | Включение нового знания в систему знаний |
|
6 | Осмысление (рефлексия) | После выполнения задания педагог предлагает детям взаимопроверку. В завершение, он собирает детей на ковре и проводит беседу. Зачем сегодня изучали звуки? Как выяснили чем отличаются звуки? Что получилось легче всего? Что было трудным? Что необходимо узнать дальше? |
Занятие по теме № 17
Направление: обучение грамоте
Цель: Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова
Задачи:
Упражнять в проведении звукового анализа слова, закреплять умение различать гласные, твёрдые и мягкие согласные;
Закреплять знания о различительной роли звука;
Учить называть слова с заданным звуком;
Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;
Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация Целеполагание | Педагог собирает детей вокруг себя и рассказывает, что в группу сегодня к ним пришел новичок. Он очень добродушный, но любит покушать вкусные звуки. Как вы думаете, как его зовут? Дети высказывают предположения. Педагог предлагает детям найти в группе – оказывается Звукоешка за доской. |
2 | Актуализация знаний | Звукоешка проголодался потому что не может распределить свои любимые блюда звуки по тарелкам. Какие бывают звуки? Сколько тарелок нам понадобится? Дети отвечают гласные, мягкие и твердые согласные. |
3 | Затруднение в ситуации | Но Звукоешка не знает, как их разделить по группам. А мы можем решить эту задачу? |
4 | «Открытие» нового знания | Давайте попробуем: дети проходят за столы и поднимают карточки в зависимости от названного звука (гласные, твердые согласные и мягкие согласные) Физминутка с Звукоешкой: ведущий называет согласные звук – дети принимают соответствующее положение по твердости и мягкости звука. |
5 | Включение нового знания в систему знаний |
Воспитатель читает стихотворение в котором заблудился звук, дети отгадывают и «восстанавливают» звук на основе смысла.
|
6 | Осмысление (рефлексия) | Звукоешка благодарит детей ха вкусное угощенье и прощается с ними. После выполнения задания педагог предлагает детям взаимопроверку. В завершение, он собирает детей на ковре и проводит беседу. Зачем сегодня изучали звуки? Как выяснили чем отличаются звуки? Что получилось легче всего? Что было трудным? Что необходимо узнать дальше? |
Занятие по теме № 19
Направление: обучение грамоте
Цель: Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова по основным фонетическим категориям звуков;
Задачи:
Упражнять в проведении звукового анализа слова, закреплять умение различать гласные, твёрдые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные звуки;
Закреплять знания о словоразличительной роли звука, учить называть слова с заданным звуком;
Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;
Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог с детьми играет в игру на внимание: «Твёрдые и мягкие согласные звуки» Внезапно слышится, как пришло электронное письмо по инстаграму. Обращается к ребятам ученик из школы №33 г. Оренбурга. «Здравствуйте ребята. Я Влад ученик первого класса школы №33. Нам задали домашнее задание по русскому языку, но я никак не могу его выполнить. Моя знакомая Симка, рассказала как вы в прошлый раз помогли ей, пересказав сказку. Мне нужно разобрать слов СЛОН на звуки. Помогите мне пожалуйста, очень жду ваш ответ. |
2 | Актуализация знаний | Ребята, будем помогать? Что нам делать? Дети предлагают провести звуковой анализ слова СЛОН и отправить ответ Владу. Педагог предлагает детям вспомнить, какие звуки есть. Дид. игра: «Звуковые палочки» (карандаши) Дальше все дети занимают рабочие места и проводят звуковой анализ слова по выбору: - двое у доски - часть детей выкладывают из картонных квадратиков - закрашивают карандашами фонетическую таблицу После анализа дети меняются и проводят взаимопроверку. Педагог объявляет детям, что среди звуков спрятался один необычный. Чтобы его найти, нужно убрать остальные. Педагог указывает какой звук нужно убрать. Какой звук остался? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Действительно, а какой он? Дети называют твёрдый согласный. Послушайте, его можно использовать везде свободно? Давайте проверим: педагог зачитывает детям стихотворение, ребята определяют важность звука для словоразличения. Только с и щ чем-то похожи. Почему нельзя сказать сепками с мягким звуком? |
4 | «Открытие» нового знания | Давайте разбираться: у звука с есть братец з. Который звончее? Дети говорят, что з. Тогда как можно назвать братца с? Если его слабо слышно? Звонкий и глухой. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети выполняют физминутку на закрепление нового понятия. Педагог называет поочередно согласные звуки: дети показывают движениями если глухой – хватаются за краешки ушей, если звонкий – имитируют звон колокольчиков. Если остается время и дет не устали – можно поиграть в игру «продолжай конечик» |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог вопросами вспоминает с детьми, зачем осуществляли разбор слова на звуки. Предлагает написать Владу готовый ответ Как выяснили чем отличаются звуки ещё? Что получилось легче всего? Что было трудным? Что для вас было новым? |
Занятие по теме № 22
Направление: обучение грамоте
Цель: Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова
Задачи:
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные;
Закреплять знания о различительной роли звука; Упражнять называть слова с заданным звуком;
Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;
Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация Целеполагание | Педагог рассказывает детям звуковую сказку-гимнастику для артикуляции. Дети участвуют в упражнениях-сказке. Артикуляционная сказка «О лошадке» Педагог спрашивает, как им удалось помочь в рассказе сказки? Дети отвечают: издавали звуки, |
2 | Актуализация знаний | А есть ли похожие звуки? Чем они похожи? Как их можно назвать? Дети отвечают: разные, есть гласные, твёрдые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные. |
3 | Затруднение в ситуации | Педагог обращает внимание на шорох в уголке группы. Появляется Звукоешка, грустный и расстроенный. Он не позавтракал потому что не смог приготовить своё любимый утренний салат из звуков. Итак, что мы будем делать? Готовить салат из звуков для звукоешки. |
4 | «Открытие» нового знания – актуализация имеющихся знаний | Сначала нам нужно подготовить ингредиенты – разобраться со звуками. Физминутка с Звукоешкой: ведущий называет согласные звук – дети принимают соответствующее положение по твердости и мягкости звука. |
5 | Включение нового знания в систему знаний |
Воспитатель читает стихотворение в котором заблудился звук, дети отгадывают и «восстанавливают» звук на основе смысла. Это блюдо Звукоешке не совсем понравилось, потому что там перепутали ингредиент.
|
Занятие по теме № 24
Направление: обучение грамоте
Цель: Учить детей делить слова на слоги
Задачи:
Упражнять детей в делении слова на слоги, учить вычленять в слове ударный звук;
Закреплять умение проводить звуковой анализ слова;
Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;
Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог показывает детям изображение гномика Слововика с большим мешком разных слов. К нам на связь вышел новый друг грамоты гномик Слововик. Что он нам принес в подарок? Дети отвечают: слова |
2 | Актуализация знаний | А из чего состоят слова? Дети отвечают: из звуков и букв. Чем отличаются звуки и буквы? Что составляет дружба звуков? Слово Что составляет дружба слов? Предложение |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | У гномика проблема – все звуки и буквы так подружились, что не могут разделиться. Как только он пробует разделить звуки – они начинают ссорится. Как же можно разобрать слово – правильно? Дети предлагают попробовать разложить слова по слогам – компаниям звуков. |
4 | «Открытие» нового знания – актуализация имеющихся знаний | Дид. игра: прошагивание слогов: мама, сад, крокодил и т.д. Педагог хвалит детей и замечает: Отличаются ли два слога в слове мама? Они похожи но что-то есть отличительное. Педагог демонстрирует детям, как определить ударение в слове с помощью отбивания мяча. Уточняет в каком по счету? |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети выполняют упражнение палочками Кьюизинера: отбивают ударенеи в называемых слов и сами определяют ударный слог. Гномик Слововик открывает тайну, что некоторые слова могут прятаться в виде слогов: например пе-сок, ры-бак, ку-лак, фа-соль, Бо-рик, пи-рог, фа-соль. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Ребята, мы сегодня с вами узнали, что в слове есть ударный звук, и закрепили умение делить слова на слоги. Слова бывают длинные и короткие, они могут состоять из 1-го, 2х, 3х, 4х, 5ти слогов. - Как помогли гномику? -А какие у вас возникли трудности? -А что было легко? - Как разбор на слоги пригодится в жизни? |
Занятие по теме № 25
Направление: обучение грамоте
Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов
Задачи:
Упражнять детей в различении гласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных;
Учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове, закреплять знание о словоразличительной роли звука.
Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;
Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Игра «Назови пару». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твёрдый согласный звук. Ребенок ловит мяч, называет мягкую пару произнесенного звука и бросает его назад воспитателю. Затем задание усложняется – педагог называет звук, а ребенок возвращает слово, начинающееся на тот звук. - Почему вам удалось подобрать слова? |
2 | Актуализация знаний | А из чего состоят слова? Дети отвечают: из звуков и букв. Чем отличаются звуки и буквы? Что составляет дружба звуков? Слово Что составляет дружба слов? Предложение |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Нашему другу гномику Слововику вновь не удалось выполнить домашнее задание. Он не смог найти ударение в слове гуси. Как нам ему помочь? Дети предлагают разобрать слово. |
4 | «Открытие» нового знания – актуализация имеющихся знаний | Дети разбирают слово на рабочих местах, вперед выходит один из детей и проводит разбор в образце. Дальше дети по инструкции педагога убирают звуки и проводят анализ слова. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Гномик в благодарность детей предлагает детям свою волшебную загадку: «Попробуйте превратить слово игры в тигры. Что нужно сделать?» Дети представляют ответы. Дид. игра: «Ударения» (если останется время) |
6 | Осмысление (рефлексия) | Зачем мы с вами разбирали слова? - Как помогли гномику? -А какие у вас возникли трудности? -А что было легко? - Как разбор на слоги пригодится в жизни? |
Занятие по теме № 31
Направление: обучение грамоте
Цель: Учить детей проводить звуковой анализ слов
Задачи:
Упражнять детей различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;
Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог предлагает детям отгадать загадку-описание по персонажам из сказки «Буратино» Буратино и Мальвина появляется после отгадывания. Педагог рассказывает, что у Буратино и Мальвины спор: зачем нудны ударения? |
2 | Актуализация знаний | Дети рассказывают значение ударения для слов, предлагают свое мнение, в том числе и практически. Мальвина благодарит детей и оставляет задание Буратино (театрализованное представление) поставить ударение в слове замок. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Дети занимают места и ставят ударение на свой взгляд на заготовках. Возникают разные мнения. Кто же прав? Дети предлагают узнать, какое ударение правильное и от чего это зависит? |
4 | «Открытие» нового знания – актуализация имеющихся знаний | Педагог проводит с детьми раскладку звуков на гласные и согласные, рассказывает, через вопросы к детям зависимость ударение от смысла слова. Физминутка: мягкие и твёрдые согласные в словах. В последовательности проговаривания дети демонстрируют позой значение звука. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дид. игра: «Назови слова с ударением на «у»» Дети по просьбе воспитателя хлопком определяют слова с ударным гласным звуком у: пушка, муха, шуба, бусы, паук, утюг, улица, ухо. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Приходит Мальвина и спрашивает Буратино. За Буратино отвечает кто-то из детей (обыгрывание) по выполненному заданию. - Как помогли Буратино? -А какие у вас возникли трудности? -А что было легко? - Как ударения пригодятся в жизни? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по обучению грамоте в старшей группе.
Конспект по обучению грамоте в старшей группе.Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»Задачи:• подвести детей к пониманию того,...

Сборник конспектов по обучению грамоте в старшей группе
Данные конспекты разработанны для подгрупповых логопедических занятий...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква С"
Конспект рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект по обучению грамоте в старшей группе Тема «Звук и буква А а».
Конспект по обучению грамоте....

Конспект по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б (январь)
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б...


