Конспекты по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пилюгина Марина Владимировна

Конспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_gram_starsh_gr.docx208.08 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме № 15

Направление: обучение грамоте

Цель: Продолжать обучать детей звуковому анализу слова

Задачи:

Упражнять в различении гласных, твёрдых и мягких согласных

Закреплять представления о звуковом составе слова, определении гласных и согласных звуках на основе их сравнения,

Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;

Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Целеполагание

Педагог собирает детей вокруг себя и проводит беседу о путешествиях, назначении поездов.

Дальше он обращает внимание ребят на доску с цветными карточками-вагончиками, обозначающими звуки.

2

Актуализация знаний

Как вы думаете, что означают цвета квадратов?

Дети отвечают: звуки

Действительно, и это необычный поезд. Он перевозит на себе названия игрушек. Давайте попробуем рассадить во все вагончики игрушки и предметы, которые начинаются на указанный звук.

Дальше дети выполняют игровое упражнение: в зависимости от указанного вагончика (твёрдый согласный, мягкий согласный)

3

Затруднение в ситуации

При указании педагогом гласного звука возникает затруднение.

Отличаются ли слова, начинающиеся на гласный звук от других? Чем?

4

«Открытие» нового знания

Давайте разбираться, наша цель деятельности: узнать, чем отличаются гласные от согласных.

Дети рассказывают педагогу свои знания об отличие гласных звуков от согласных.

Физминутка: «Твёрдый согласный – айсберг, мягкий согласный – травка»

А в семье у братцев согласных кто старший?

Дети отвечают: твёрдые согласные.

Дид. игра «Два весёлых братца»

Педагог отправляет мяч ребёнку, произнося твёрдый согласный. Задача игрока – называть мягкий согласный парный звук.

5

Включение нового знания в систему знаний

  1. Упражнение на рабочих местах: раскрасить вагончики в слове сани в соответствии с звуками.
  2. Упражнение: соедини изображение с подходящим звуковым составом слова.

6

Осмысление (рефлексия)

После выполнения задания педагог предлагает детям взаимопроверку.

В завершение, он собирает детей на ковре и проводит беседу.

Зачем сегодня изучали звуки?

Как выяснили чем отличаются звуки?

Что получилось легче всего?

Что было трудным?

Что необходимо узнать дальше?

Занятие по теме № 17

Направление: обучение грамоте

Цель: Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова

Задачи:

Упражнять в проведении звукового анализа слова, закреплять умение различать гласные, твёрдые и мягкие согласные;

Закреплять знания о различительной роли звука;

Учить называть слова с заданным звуком;

Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;

Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Целеполагание

Педагог собирает детей вокруг себя и рассказывает, что в группу сегодня к ним пришел новичок. Он очень добродушный, но любит покушать вкусные звуки.

Как вы думаете, как его зовут?

Дети высказывают предположения.

Педагог предлагает детям найти в группе – оказывается Звукоешка за доской.

2

Актуализация знаний

Звукоешка проголодался потому что не может распределить свои любимые блюда звуки по тарелкам.

Какие бывают звуки? Сколько тарелок нам понадобится?

Дети отвечают гласные, мягкие и твердые согласные.

3

Затруднение в ситуации

Но Звукоешка не знает, как их разделить по группам. А мы можем решить эту задачу?

4

«Открытие» нового знания

Давайте попробуем: дети проходят за столы и поднимают карточки в зависимости от названного звука (гласные, твердые согласные и мягкие согласные)

Физминутка с Звукоешкой: ведущий называет согласные звук – дети принимают соответствующее положение по твердости и мягкости звука.

5

Включение нового знания в систему знаний

  1. Упражнение на рабочих местах: разложить все звуки представленных слов-изображений в квадратные тарелочки для Звукоешки.
  2. Упражнение: живые буквы в живом слове (дети выстраиваются по порядку в звуковом слове, а ведущий переставляет их в разной последовательности.
  3. Упражнений на ковре: звук заблудился

Воспитатель читает стихотворение в котором заблудился звук, дети отгадывают и «восстанавливают» звук на основе смысла.

  1. Игра со Звукоешкой «Назови по звуку» - Звукоешка передает ребенку мяч со звуком, ребенок возвращает с названием слова на конкретный звук.

6

Осмысление (рефлексия)

Звукоешка благодарит детей ха вкусное угощенье и прощается с ними. После выполнения задания педагог предлагает детям взаимопроверку.

В завершение, он собирает детей на ковре и проводит беседу.

Зачем сегодня изучали звуки?

Как выяснили чем отличаются звуки?

Что получилось легче всего?

Что было трудным?

Что необходимо узнать дальше?

Занятие по теме № 19

Направление: обучение грамоте

Цель: Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова по основным фонетическим категориям звуков;

Задачи:

Упражнять в проведении звукового анализа слова, закреплять умение различать гласные, твёрдые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные звуки;

Закреплять знания о словоразличительной роли звука, учить называть слова с заданным звуком;

Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;

Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Педагог с детьми играет в игру на внимание: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Внезапно слышится, как пришло электронное письмо по инстаграму.

Обращается к ребятам ученик из школы №33 г. Оренбурга.

«Здравствуйте ребята. Я Влад ученик первого класса школы №33. Нам задали домашнее задание по русскому языку, но я никак не могу его выполнить. Моя знакомая Симка, рассказала как вы в прошлый раз помогли ей, пересказав сказку. Мне нужно разобрать слов СЛОН на звуки. Помогите мне пожалуйста, очень жду ваш ответ.

2

Актуализация знаний

Ребята, будем помогать?

Что нам делать?

Дети предлагают провести звуковой анализ слова СЛОН и отправить ответ Владу.

Педагог предлагает детям вспомнить, какие звуки есть.

Дид. игра: «Звуковые палочки» (карандаши)

Дальше все дети занимают рабочие места и проводят звуковой анализ слова по выбору:

- двое у доски

- часть детей выкладывают из картонных квадратиков

- закрашивают карандашами фонетическую таблицу

После анализа дети меняются и проводят взаимопроверку.

Педагог объявляет детям, что среди звуков спрятался один необычный. Чтобы его найти, нужно убрать остальные.

Педагог указывает какой звук нужно убрать. Какой звук остался?

3

Затруднение в ситуации

Целеполагание

Действительно, а какой он? Дети называют твёрдый согласный.

Послушайте, его можно использовать везде свободно? Давайте проверим: педагог зачитывает детям стихотворение, ребята определяют важность звука для словоразличения.

Только с и щ чем-то похожи. Почему нельзя сказать сепками с мягким звуком?

4

«Открытие» нового знания

Давайте разбираться: у звука с есть братец з. Который звончее?

Дети говорят, что з. Тогда как можно назвать братца с? Если его слабо слышно?

Звонкий и глухой.

5

Включение нового знания в систему знаний

Дети выполняют физминутку на закрепление нового понятия.

Педагог называет поочередно согласные звуки: дети показывают движениями если глухой – хватаются за краешки ушей, если звонкий – имитируют звон колокольчиков.

Если остается время и дет не устали – можно поиграть в игру «продолжай конечик»

6

Осмысление (рефлексия)

Педагог вопросами вспоминает с детьми, зачем осуществляли разбор слова на звуки. Предлагает написать Владу готовый ответ

Как выяснили чем отличаются звуки ещё?

Что получилось легче всего?

Что было трудным?

Что для вас было новым?

Занятие по теме № 22

Направление: обучение грамоте

Цель: Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова

Задачи:

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные;

Закреплять знания о различительной роли звука; Упражнять называть слова с заданным звуком;

Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;

Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Целеполагание

Педагог рассказывает детям звуковую сказку-гимнастику для артикуляции. Дети участвуют в упражнениях-сказке.

Артикуляционная сказка «О лошадке»

Педагог спрашивает, как им удалось помочь в рассказе сказки?

Дети отвечают: издавали звуки,

2

Актуализация знаний

А есть ли похожие звуки? Чем они похожи? Как их можно назвать?

Дети отвечают: разные, есть гласные, твёрдые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные.

3

Затруднение в ситуации

Педагог обращает внимание на шорох в уголке группы. Появляется Звукоешка, грустный и расстроенный. Он не позавтракал потому что не смог приготовить своё любимый утренний салат из звуков.

Итак, что мы будем делать?

Готовить салат из звуков для звукоешки.

4

«Открытие» нового знания – актуализация имеющихся знаний

Сначала нам нужно подготовить ингредиенты – разобраться со звуками.

Физминутка с Звукоешкой: ведущий называет согласные звук – дети принимают соответствующее положение по твердости и мягкости звука.

5

Включение нового знания в систему знаний

  1. Упражнение на рабочих местах: разложить все звуки представленных слов-изображений в квадратные тарелочки для Звукоешки.
  2. Упражнение: живые буквы в живом слове (дети выстраиваются по порядку в звуковом слове, а ведущий переставляет их в разной последовательности.
  3. Упражнений на ковре: звук заблудился

Воспитатель читает стихотворение в котором заблудился звук, дети отгадывают и «восстанавливают» звук на основе смысла. Это блюдо Звукоешке не совсем понравилось, потому что там перепутали ингредиент.

  1. Игра со Звукоешкой «Назови по звуку» - Если остается время, то Звукоешка передает ребенку мяч со звуком, ребенок возвращает с названием слова на конкретный звук.

Занятие по теме № 24

Направление: обучение грамоте

Цель: Учить детей делить слова на слоги

Задачи:

Упражнять детей в делении слова на слоги, учить вычленять в слове ударный звук;

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова;

Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;

Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Педагог показывает детям изображение гномика Слововика с большим мешком разных слов.

К нам на связь вышел новый друг грамоты гномик Слововик. Что он нам принес в подарок?

Дети отвечают: слова

2

Актуализация знаний

А из чего состоят слова?

Дети отвечают: из звуков и букв.

Чем отличаются звуки и буквы?

Что составляет дружба звуков? Слово

Что составляет дружба слов? Предложение

3

Затруднение в ситуации

Целеполагание

У гномика проблема – все звуки и буквы так подружились, что не могут разделиться. Как только он пробует разделить звуки – они начинают ссорится.

Как же можно разобрать слово – правильно?

Дети предлагают попробовать разложить слова по слогам – компаниям звуков.

4

«Открытие» нового знания – актуализация имеющихся знаний

Дид. игра: прошагивание слогов: мама, сад, крокодил и т.д.

Педагог хвалит детей и замечает:

Отличаются ли два слога в слове мама?

Они похожи но что-то есть отличительное.

Педагог демонстрирует детям, как определить ударение в слове с помощью отбивания мяча. Уточняет в каком по счету?

5

Включение нового знания в систему знаний

Дети выполняют упражнение палочками Кьюизинера: отбивают ударенеи в называемых слов и сами определяют ударный слог.

Гномик Слововик открывает тайну, что некоторые слова могут прятаться в виде слогов: например пе-сок, ры-бак, ку-лак, фа-соль, Бо-рик, пи-рог, фа-соль.

6

Осмысление (рефлексия)

Ребята, мы сегодня с вами узнали, что в слове есть ударный звук, и закрепили умение делить слова на слоги. Слова бывают длинные и короткие, они могут состоять из 1-го, 2х, 3х, 4х, 5ти слогов.

- Как помогли гномику?

-А какие у вас возникли трудности?

-А что было легко?

- Как разбор на слоги пригодится в жизни?

Занятие по теме № 25

Направление: обучение грамоте

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов

Задачи:

Упражнять детей в различении гласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных;

Учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове, закреплять знание о словоразличительной роли звука.

Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;

Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Игра «Назови пару». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твёрдый согласный звук. Ребенок ловит мяч, называет мягкую пару произнесенного звука и бросает его назад воспитателю. Затем задание усложняется – педагог называет звук, а ребенок возвращает слово, начинающееся на тот звук.

- Почему вам удалось подобрать слова?

2

Актуализация знаний

А из чего состоят слова?

Дети отвечают: из звуков и букв.

Чем отличаются звуки и буквы?

Что составляет дружба звуков? Слово

Что составляет дружба слов? Предложение

3

Затруднение в ситуации

Целеполагание

Нашему другу гномику Слововику вновь не удалось выполнить домашнее задание.

Он не смог найти ударение в слове гуси.

Как нам ему помочь?

Дети предлагают разобрать слово.

4

«Открытие» нового знания – актуализация имеющихся знаний

Дети разбирают слово на рабочих местах, вперед выходит один из детей и проводит разбор в образце.

Дальше дети по инструкции педагога убирают звуки и проводят анализ слова.

5

Включение нового знания в систему знаний

Гномик в благодарность детей предлагает детям свою волшебную загадку:

«Попробуйте превратить слово игры в тигры. Что нужно сделать?»

Дети представляют ответы.

Дид. игра: «Ударения» (если останется время)

6

Осмысление (рефлексия)

Зачем мы с вами разбирали слова?

- Как помогли гномику?

-А какие у вас возникли трудности?

-А что было легко?

- Как разбор на слоги пригодится в жизни?

Занятие по теме № 31

Направление: обучение грамоте

Цель: Учить детей проводить звуковой анализ слов

Задачи:

Упражнять детей различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Развивать внимание, восприятие, мышление (анализ, синтез, сравнение), речь, память и др. психические познавательные процессы;

Воспитывать отзывчивость, выдержанность, усидчивость.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Педагог предлагает детям отгадать загадку-описание по персонажам из сказки «Буратино»

Буратино и Мальвина появляется после отгадывания.

Педагог рассказывает, что у Буратино и Мальвины спор: зачем нудны ударения?

2

Актуализация знаний

Дети рассказывают значение ударения для слов, предлагают свое мнение, в том числе и практически.

Мальвина благодарит детей и оставляет задание Буратино (театрализованное представление) поставить ударение в слове замок.

3

Затруднение в ситуации

Целеполагание

Дети занимают места и ставят ударение на свой взгляд на заготовках.

Возникают разные мнения.

Кто же прав?

Дети предлагают узнать, какое ударение правильное и от чего это зависит?

4

«Открытие» нового знания – актуализация имеющихся знаний

Педагог проводит с детьми раскладку звуков на гласные и согласные, рассказывает, через вопросы к детям зависимость ударение от смысла слова.

Физминутка: мягкие и твёрдые согласные в словах.

В последовательности проговаривания дети демонстрируют позой значение звука.

5

Включение нового знания в систему знаний

Дид. игра: «Назови слова с ударением на «у»»

Дети по просьбе воспитателя хлопком определяют слова с ударным гласным звуком у: пушка, муха, шуба, бусы, паук, утюг, улица, ухо.

6

Осмысление (рефлексия)

Приходит Мальвина и спрашивает Буратино. За Буратино отвечает кто-то из детей (обыгрывание) по выполненному заданию.

- Как помогли Буратино?

-А какие у вас возникли трудности?

-А что было легко?

- Как ударения пригодятся в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по обучению грамоте в старшей группе.

Конспект по обучению грамоте  в старшей группе.Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»Задачи:•  подвести детей к пониманию того,...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе

"Путешествие в сказочную страну"...

Сборник конспектов по обучению грамоте в старшей группе

Данные конспекты разработанны для подгрупповых логопедических занятий...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква С"

Конспект рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б (январь)

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б...