Речевые упражнения и игры по лексической теме "Деревья"
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Подборка игр и упражнений по развитию речи по лексической теме "Деревья"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
«ДЕРЕВЬЯ»
«Один-много»
Цель: развитие навыка словоизменения.
Липа – липы – много лип
Береза – березы – много берез
Рябина – рябины – много рябин
Осина – осины – много осин
Дуб – дубы – много дубов
Клен – клены – много кленов
Тополь – тополя – много тополей
Ель – ели – много елей
Сосна – сосны – много сосен
Лиственница – лиственницы – много лиственниц
Кедр – кедры – много кедров
Желудь — желуди — много желудей
Сережка — сережки — много сережек
Крона — кроны — много крон
Макушка — макушки — много макушек
Корень — корни — много корней
Ствол — стволы — много стволов
Ветка — ветки — много веток
Сук — сучья — много сучьев
Иголка — иголки — много иголок
Пень – пни – много пней.
«Назови ласково»
Цель: развитие навыка словообразования
Береза – березка осина – осинка рябина – рябинка
калина – калинка дуб – дубок клен – кленок
ель – елка, елочка сосна – сосенка ива – ивушка
яблоня — яблонька, шишка — шишечка, ветка — веточка,
ствол – стволик сук – сучок лес — лесок,
лист — листик, листок, листочек, дерево — деревце,
иголка — иголочка пень – пенек, пенечек
«Есть – нет»
Цель: развитие навыка словоизменения существительных в родительном падеже единственного числа):
пень – нет пня дерево — нет дерева иголка – нет иголки
корень — нет корня сосна — нет сосны клен — нет клена
дуб – нет дуба вяз – нет вяза каштан – нет каштана
лист — нет листа хвоя – нет хвои ствол – нет ствола
ветка – нет ветки шишка – нет шишки желудь – нет желудя
«Сосчитай до пяти»
Цель: развитие навыка согласования существительного с прилагательным и числительным.
Одна стройная береза, две стройных березы, пять стройных берез
Одно огромное дерево, два огромных дерева, … пять огромных деревьев
Одна дрожащая осина, две дрожащих осины, … пять дрожащих осины
Один высокий тополь, два высоких тополя, … пять высоких тополей
Один яркий клен, два ярких клена, … пять ярких кленов
Одна многолетняя сосна, две многолетних сосны,… пять многолетних сосен
«Составь предложение»
Цель: учить составлять предложения, используя предложенные слова, развивать навык словоизменения и согласования слов в предложении.
Опушка, на, сосна, расти, лес, высокий
Октябрь, лес, листопад, в, начаться, в
Лиственница, хвоя, осень, желтый, становиться
Детский сад, возле, клены, расти, яркий
Осина, дрожать, ветер, на, красный, лист
Собирать, лес, в, Маша, лист, кленовый, дубовый, рябиновый, букет, из
Дуб, сад, в, желуди, лежать, под, много
«Какой лист, какие листья?»
Цель: закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
Лист (листья) клена какой (какие)? – кленовый, кленовые.
Лист (листья) березы какой (какие)? – березовый, березовые.
Лист (листья) рябины какой (какие)? – рябиновый, рябиновые.
Лист (листья) осины какой (какие)? – осиновый, осиновые.
Лист (листья) каштана какой (какие)? – каштановый, каштановые.
Лист (листья) смородины какой (какие)? – смородиновый, смородиновые.
Лист (листья) липы какой (какие)? – липовый, липовые.
Лист (листья) дуба какой (какие)? – дубовый, дубовые.
Лист (листья) черемухи какой (какие)? – черемуховый, черемуховые.
Лист (листья) ивы какой (какие)? – ивовый, ивовые.
«Какой? Какая? Какие?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
Береза (какая?) – стройная, кудрявая, тонкая, белоствольная…
Клен (какой?) – яркий, красивый, огненный, раскидистый, развесистый…
Осина (какая?) – тонкая, дрожащая, трепетная, гладкая…
Рябина (какая?) – тонкая, изящная, ветвистая, алая…
Лиственница (какая?) – пышная, игольчатая, хвойная, крепкая, светолюбивая…
Дуб (какой?) – мощный, величественный, могучий, вековой, гигантский…
Шишка (какая?) – большая, сосновая, кедровая, круглая, овальная…
"Подбери предмет к признаку"
Цель: развивать умение подбирать существительные к предложенным прилагательным – признакам в нужном роде и числе.
О чём я говорю?
Могучий – дуб, клен, тополь…
Тонкая – береза, осина, рябина, ветка…
Раскидистый – клен, тополь, дуб…
Стройная – осина, рябина, береза, липа…
Хвойная – сосна, ель, лиственница
Яркие – деревья, осины, клены, рябины, листья….
Гладкий – ствол, желудь, лист..
"Скажи наоборот"
Цель: расширять словарь, развивать умение подбирать антонимы к предложенным словам.
Дуб – высокий, а рябина – низкая.
У сосны иголки длинные, а у ели – короткие.
У ели иголки жесткие, а у лиственницы – мягкие.
У осины ствол гладкий, а у дуба – шершавый.
У клена листья большие, а у березы – маленькие.
У березы ствол светлый, а у клена – темный.
У дуба ствол толстый, а у березы – тонкий.
«Узнай дерево»
Цель: развивать умение узнавать дерево по его плодам, развивать навык работы с предложением.
Желуди растут на — дубе;
Яблоки растут на — яблоне;
Круглая шишка на — сосне, длинная шишка на елке,
Гроздья рябины растут на — рябине;
Сережки растут — на березе, ольхе, иве.
«Что лишнее?»
Цель: развивать логическое мышление, учить
связному монологическому высказыванию, закреплять обобщающее понятие «деревья», развивать умение отличать деревья от кустарников, находить различие хвойных и лиственных деревьев.
Осина, крапива, ольха, береза
Смородина, тополь, дуб, липа
Яблоня, ольха, осина, клен
Липа, ольха, ель, осина
Черемуха, рябина, калина, дуб
Ель, сосна, кедр, ольха
Лиственница, сосна, ель, кедр
«Подбери словечко»
Цель: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.
Детям предлагается назвать деревья, например,
со звуком [Р]:
кедр, боярышник, граб, верба…
со звуком [Р’]:
орешник, рябина, черемуха, береза…
со звуком [Л’]:
лиственница, липа, ель, клен, тополь, ольха…
«Раздели словечко»
Цель: развитие навыков слогового анализа
(ребенок проговаривает слово по слогам и на каждый слог хлопает в ладоши).
Названия деревьев с 1 слогом: дуб, кедр, вяз, клен, бук
Названия деревьев с 2 слогами: липа, елка, сосна, ольха, верба, тополь
Названия деревьев с 3 слогами: осина, береза, калина, яблоня, рябина
Названия деревьев с 4 слогами: черемуха, боярышник, лиственница.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ДЕРЕВЬЯ", компьютерные игры в Power Point с эффектами анимации
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ДЕРЕВЬЯ"Четвертый лишний,Согласование числительных с существительными,Использование предлогов...

Упражнение на развитие внимания (Лексическая тема "Деревья")
Упражнение "Листочки" предназначено для индивидуальной работы с детьми 5 лет, оно позволяет развивать внимание и одновременно закреплять названия листьев деревьев....

Речевые упражнения для родителей по лексическим темам логопеда
речевые упражнения для родителей. ТЕМА: «ДЕТСКИЙ САД. ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ»....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые игры, упражнения и задания по лексической теме «Насекомые»
Конспект занаятия на лексическую тему "Насекомые". рекомендации логопеда по составлению описательного рассказа про насекомых.Одним из основных показателей уровня развития умственных способно...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"
Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья" направлены на развитие грамматических категорий у детей с ОНР старшего возраста. Данный материал будет полезен учителям - логопедам, ...

Домашнее задание от учителя-дефектолога "Он-лайн игра по лексической теме "Деревья"
Материал предназначен для закрепления полученных знаний в игровой и доступной для детей форме. Включает в себя дидактическую игру "Найди парочки". Цель: развивать память, внимание,...
