Логопедические пятиминутки на занятиях и в режимных моментах
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для педагогов ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Логопедические пятиминутки на занятиях и в режимных моментах»
Цель: познакомить педагогов с эффективным инструментом – логопедической пятиминуткой – для закрепления речевых навыков у детей в течение дня без перегрузок.
Ход консультации:
1. Введение. Что такое «логопедическая пятиминутка»?
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, как важен в нашей работе принцип преемственности. Учитель-логопед на своих занятиях ставит и корректирует речевые навыки, а задача воспитателя – закрепить эти навыки, ввести их в повседневную речь.
Именно здесь на помощь приходит «логопедическая пятиминутка» – это кратковременное (3-5 минут), эмоционально насыщенное, игровое упражнение или комплекс упражнений, направленное на решение конкретной коррекционной задачи.
Её преимущества:
- Краткость: не переутомляет детей, легко встраивается в любой этап деятельности.
- Игровая форма: повышает мотивацию и интерес детей.
- Системность: Регулярное повторение помогает прочному усвоению материала.
- Интеграция: позволяет сочетать коррекционные цели с образовательными.
2. Основные направления логопедических пятиминуток
Пятиминутки можно и нужно использовать для отработки разных сторон речи:
- Артикуляционная гимнастика: «Разминка для язычка».
- Дыхательные упражнения: учим правильно дышать для плавной речи.
- Развитие фонематического слуха: учимся различать звуки на слух.
- Автоматизация и дифференциация звуков: закрепляем «новые» звуки в речи.
- Активизация и обогащение словаря: вводим новые слова.
- Совершенствование грамматического строя речи: учимся правильно использовать предлоги, формы слов и т.д.
- Развитие связной речи: учимся составлять небольшие рассказы.
3. Примеры логопедических пятиминуток в режиме дня
Утренний прием:
- «Приветствие с звуком»: встречаем детей не просто словом «Здравствуй!», а с акцентом на определенный звук. Например, неделя звука [Р]: «Ра-ра-ра, добРое утРо!», «ПРивет, ПетР!».
- «Найди игрушку со звуком [С]»: Ребенок находит в группе игрушку, в названии которой есть заданный звук.
На занятиях (как физкультминутка или смена деятельности):
- На ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):
- Грамматика: «Посчитай предметы» (один мяч, два мяча, пять мячей).
- Предлоги: «Покажи, где кубик» (НА столе, ПОД столом, ЗА коробкой).
- На ознакомлении с окружающим миром:
- Словарь: Игра «Четвертый лишний» по текущей теме (например, «Одежда»: платье, куртка, сапоги, шарф – лишние сапоги, это обувь).
- Связная речь: «Составь загадку» об изученном животном или предмете.
На прогулке:
- «Поймай звук»: Дети хлопают в ладоши, если слышат заданный звук в слове, которое называет воспитатель (среди названий растений, птиц, предметов на участке).
- «Скажи наоборот» (антонимы): «Снег белый, а уголь... (черный). Дерево высокое, а куст... (низкий)».
- Дыхательное упражнение «Снежинка» (зимой): дуем на ватную снежинку, чтобы она полетела. Следим, чтобы дети не поднимали плечи.
Перед обедом, во время умывания:
- Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»: облизываем губы, как будто съели что-то сладкое.
- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением: «Мы капусту рубим-рубим...» – прекрасный способ развить моторику и снять напряжение.
4. Шпаргалка для воспитателя: Универсальная структура пятиминутки
- Оргмомент (10-15 сек.): Привлечение внимания («Ребята, давайте поиграем в одну секретную игру для язычка!»).
- Объяснение и показ (1-2 мин.): четко и образно объясняем, что будем делать. Показываем сами.
- Выполнение детьми (2-3 мин.): Все дети выполняют задание. Воспитатель контролирует правильность, поправляет, хвалит.
- Итог (15-20 сек.): Краткое заключение, похвала («Молодцы! Ваши язычки стали еще послушнее!»).
5. Важные советы по организации
- Связь с логопедом: Уточняйте, над какими именно звуками или темами работает логопед в данный период. Идеально, если логопед будет давать вам еженедельные «задания» для пятиминуток.
- Наглядность: Используйте картинки, игрушки, предметы. Это делает процесс более понятным и интересным.
- Положительный настрой: не ругайте ребенка, если у него не получается. Лучше сказать: «Сегодня уже лучше, а в следующий раз будет еще хорошо!».
- Индивидуальный подход: если у ребенка не выходит упражнение, можно дать ему упрощенный вариант или помочь.
- Не переусердствуйте! Пятиминутка должна быть в радость. Если видите, что дети устали, лучше закончить раньше.
6. Заключение
Логопедические пятиминутки – это ваш надежный помощник в создании единой речевой среды в группе. Они делают коррекционную работу непрерывной, ненавязчивой и эффективной. Потратив всего 3-5 минут несколько раз в день, вы вносите неоценимый вклад в речевое развитие каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Закаливание в режимном моменте (после сна)
Создание психологических условий в группе, повышение двигательного потенциала и интереса детей к физической культуре, используя нетрадиционные методы в организации физкультурно-оздоровительной работы ...
«Оздоровительная работа на занятиях и в режимных моментах».
Одной из основных задач, стоящих передо мной, является воспитание здоровых детей. В последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровь...

«Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах»
Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения в нашей стране включены в с...

«Необходимость контроля над правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и вовремя режимных моментов»
Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребёнка необходимо науч...
«Использование материалов УМК на занятиях и в режимных моментах»
Основной задачей изучения русского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме, формировать мотив...

«Необходимость контроля над правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и вовремя режимных моментов»
Консультация для педагогов...

Консультация для воспитателей «Логопедические минутки. Как их включать в режимные моменты»
Консультация предназначена для воспитателей....