Логопедические пятиминутки на занятиях и в режимных моментах
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Логопедические пятиминутки на занятиях и в режимных моментах»

Цель: познакомить педагогов с эффективным инструментом – логопедической пятиминуткой – для закрепления речевых навыков у детей в течение дня без перегрузок.

Ход консультации:

1. Введение. Что такое «логопедическая пятиминутка»?

      Уважаемые коллеги! Все мы знаем, как важен в нашей работе принцип преемственности. Учитель-логопед на своих занятиях ставит и корректирует речевые навыки, а задача воспитателя – закрепить эти навыки, ввести их в повседневную речь.

Именно здесь на помощь приходит «логопедическая пятиминутка» – это кратковременное (3-5 минут), эмоционально насыщенное, игровое упражнение или комплекс упражнений, направленное на решение конкретной коррекционной задачи.

Её преимущества:

  • Краткость: не переутомляет детей, легко встраивается в любой этап деятельности.
  • Игровая форма: повышает мотивацию и интерес детей.
  • Системность: Регулярное повторение помогает прочному усвоению материала.
  • Интеграция: позволяет сочетать коррекционные цели с образовательными.

2. Основные направления логопедических пятиминуток

Пятиминутки можно и нужно использовать для отработки разных сторон речи:

  • Артикуляционная гимнастика: «Разминка для язычка».
  • Дыхательные упражнения: учим правильно дышать для плавной речи.
  • Развитие фонематического слуха: учимся различать звуки на слух.
  • Автоматизация и дифференциация звуков: закрепляем «новые» звуки в речи.
  • Активизация и обогащение словаря: вводим новые слова.
  • Совершенствование грамматического строя речи: учимся правильно использовать предлоги, формы слов и т.д.
  • Развитие связной речи: учимся составлять небольшие рассказы.

3. Примеры логопедических пятиминуток в режиме дня

Утренний прием:

  • «Приветствие с звуком»: встречаем детей не просто словом «Здравствуй!», а с акцентом на определенный звук. Например, неделя звука [Р]: «Ра-ра-ра, добРое утРо!», «ПРивет, ПетР!».
  • «Найди игрушку со звуком [С]»: Ребенок находит в группе игрушку, в названии которой есть заданный звук.

На занятиях (как физкультминутка или смена деятельности):

  • На ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):
  • Грамматика: «Посчитай предметы» (один мяч, два мяча, пять мячей).
  • Предлоги: «Покажи, где кубик» (НА столе, ПОД столом, ЗА коробкой).
  • На ознакомлении с окружающим миром:
  • Словарь: Игра «Четвертый лишний» по текущей теме (например, «Одежда»: платье, куртка, сапоги, шарф – лишние сапоги, это обувь).
  • Связная речь: «Составь загадку» об изученном животном или предмете.

На прогулке:

  • «Поймай звук»: Дети хлопают в ладоши, если слышат заданный звук в слове, которое называет воспитатель (среди названий растений, птиц, предметов на участке).
  • «Скажи наоборот» (антонимы): «Снег белый, а уголь... (черный). Дерево высокое, а куст... (низкий)».
  • Дыхательное упражнение «Снежинка» (зимой): дуем на ватную снежинку, чтобы она полетела. Следим, чтобы дети не поднимали плечи.

Перед обедом, во время умывания:

  • Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»: облизываем губы, как будто съели что-то сладкое.
  • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением: «Мы капусту рубим-рубим...» – прекрасный способ развить моторику и снять напряжение.

4. Шпаргалка для воспитателя: Универсальная структура пятиминутки

  1. Оргмомент (10-15 сек.): Привлечение внимания («Ребята, давайте поиграем в одну секретную игру для язычка!»).
  2. Объяснение и показ (1-2 мин.): четко и образно объясняем, что будем делать. Показываем сами.
  3. Выполнение детьми (2-3 мин.): Все дети выполняют задание. Воспитатель контролирует правильность, поправляет, хвалит.
  4. Итог (15-20 сек.): Краткое заключение, похвала («Молодцы! Ваши язычки стали еще послушнее!»).

5. Важные советы по организации

  • Связь с логопедом: Уточняйте, над какими именно звуками или темами работает логопед в данный период. Идеально, если логопед будет давать вам еженедельные «задания» для пятиминуток.
  • Наглядность: Используйте картинки, игрушки, предметы. Это делает процесс более понятным и интересным.
  • Положительный настрой: не ругайте ребенка, если у него не получается. Лучше сказать: «Сегодня уже лучше, а в следующий раз будет еще хорошо!».
  • Индивидуальный подход: если у ребенка не выходит упражнение, можно дать ему упрощенный вариант или помочь.
  • Не переусердствуйте! Пятиминутка должна быть в радость. Если видите, что дети устали, лучше закончить раньше.

6. Заключение

Логопедические пятиминутки – это ваш надежный помощник в создании единой речевой среды в группе. Они делают коррекционную работу непрерывной, ненавязчивой и эффективной. Потратив всего 3-5 минут несколько раз в день, вы вносите неоценимый вклад в речевое развитие каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Закаливание в режимном моменте (после сна)

Создание психологических условий в группе, повышение двигательного потенциала и интереса детей к физической культуре, используя нетрадиционные методы в организации физкультурно-оздоровительной работы ...

«Оздоровительная работа на занятиях и в режимных моментах».

  Одной из основных задач, стоящих  передо  мной, является воспитание здоровых детей. В последнее время наблюдается ухудшение состояния  здоровь...

«Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах»

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения в нашей стране включены в с...

«Необходимость контроля над правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и вовремя режимных моментов»

Основная цель логопедического воздействия при различных речевых нарушениях – это формирование различных умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребёнка необходимо науч...

«Использование материалов УМК на занятиях и в режимных моментах»

Основной задачей изучения русского   языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме, формировать мотив...