«Игра с применение технологии критического мышления «Шесть шляп».
консультация по развитию речи
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего доклада
«Игра с применение технологии критического мышления «Шесть шляп».
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Ребенок учится говорить, начиная с рождения, произнося сначала звуки, затем слияния, слова, потом формирует предложения. Основу развития речи закладывают родители, с которыми дети находятся с рождения. Они радуются первым звукам, которые произносят дети, первым словам. И только постоянное общение с детьми поможет детям развить правильную речь. Правильное и своевременное освоение речи является одним из важных условий полноценного развития детей. Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким, поэтому возникает проблема речевого развития дошкольников.
В наше время уже накоплено огромное количество методик, научных трудов по развитию речи дошкольников. Но наука не стоит на месте, и каждый день появляются все новые и новые развивающие технологии, многие из которых можно успешно использовать в работе с дошкольниками. Наша задача активизировать речевую деятельность детей. Нужно найти более интересные разнообразные инновационные современные технологии речевого развития.
Сейчас родители полностью переключили детей на гаджеты, и они больше общаются с планшетами, телефонами, компьютерами и перестали слышать «живую речь». Поэтому я решила искать и использовать в своей работе такие технологии, которые помогали развивать речь детей. Сделать её более насыщенной, правильной, свободной и богатой.
Я стала искать способы решить эту проблему, и пришла к выводу, что раскрыть мир детского сознания мне поможет игра, один из самых эффективных способов воздействия на детей. Играя, мы общаемся с детьми на равных. Игра связывает детей между собой, а также связывает детей и взрослых в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать и развивать речь дошкольников. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свою застенчивость, робость, недопонимание.
В своих занятиях стала использовать инновационные технологии.
Начала я с самого простого, потому что не все дети готовы были общаться, мы начали с игры, ведь дети очень любят играть. Мы садились в круг, я начинала любую сказку, знакомую детям, и мы придумывали свое окончание сказки. Ребятам очень нравилось, чтобы герой совершал подвиг, находил друзей. Затем я стала начинать сказку, а дети продолжали ее, придумывая по предложению.
Дети научились общаться и не стесняться говорить свое мнение, развивали свое мышление и учились фантазировать.
Проводя занятия, я старалась приобщать детей к творческому мышлению. Я стала применять на занятиях такие методы критического мышления, как составление кластера, синквейна, эти методы можно применять и в самом занятии, и в качестве рефлексии. Они помогают уместить информацию в более краткой форме.
Работая над развитием речи, я старалась найти интересные методы, успех принесла и работа с использованием «Кубиков историй или «Сторителлинга. Дети с удовольствием бросали кубик, на стороне которого находилось начало каждого предложения действий героев. Им приходилось придумывать, где происходили события, как, в какое время, что именно и кто приходил на помощь к герою, попавшему в беду. Рассказывание истории раскрепощает застенчивых детей, повышает настроение, так как сочинять - это увлекательно.
Дошкольникам очень понравился и такой вид работы, как составление интеллект – карты или «карты ума». Эта работа стимулирует активность ребёнка, задействованы, получаются оба полушария мозга. Карта ума выглядит красиво, очень легко запоминается. Пользуясь картой ребенку легко составлять связный и последовательный рассказ.
В своей работе использую игру «Кроссенс», которая интересна даже малышам и на любых занятиях, на любом этапе занятия.
Современные образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов, а также создавать благоприятный психологический климат в группе.
Сегодня с помощью игры с применением технологии критического мышления «Шесть шляп», я покажу, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.
Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным, принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.
БЕЛАЯ ШЛЯПА
- С чем связан белый цвет, ваши ассоциации? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).
Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами и событиями.
Вопросы, если мы надеваем белую шляпу:
- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию?
КРАСНАЯ ШЛЯПА
С чем связан красный цвет, ваши ассоциации? (свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.)
Красная шляпа дает право на собственное мнение, возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Вопрос если мы надеваем красную шляпу:
- Что я чувствую по поводу данной проблемы?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА
С чем связан зелёный свет, ваши ассоциации? (растение, рост, развитие, энергия)
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, исследуем возможности, ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет.
Вопросы если мы надеваем зелёную шляпу:
- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА
С чем связан жёлтый цвет, ваши ассоциации? (солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой)
Жёлтая шляпа- поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы. Помогает раскрыть положительные стороны ситуации, увидеть все «плюсы».
Вопросы, если мы надеваем жёлтую шляпу:
- Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА
С чем связан чёрный цвет, ваши ассоциации? (осторожность, критика, опасность)
Черная шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная шляпа (чаще всего используемая)
Вопросы если мы надеваем чёрную шляпу:
- Насколько это безопасно? Стоит ли это делать? Какие есть слабые места?
СИНЯЯ ШЛЯПА
В синей шляпе отстаивают своё мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.
Вопросы если мы надеваем синюю шляпу:
- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше?
Практическая часть
Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Педагог: Сегодня я покажу Вам, как можно использовать «Метод шесть мышления» по сказке Д. Н. Мамин-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
1.Загадка:
Ушки вечно на макушке,
Притаился на опушке.
Чуть передохну с дороги,
Подустали мои ноги.
Волка нет, лисы не видно,
Трусом все зовут, обидно,
Ведь прыгуч я, словно мячик,
Знамо дело, я ведь — …
Белая шляпа - факты: (Зайчик)
Красная шляпа - эмоции: (Радостный зайчик)
Жёлтая шляпа – оптимизм: (Добрый зайчик)
Чёрная шляпа – критика: (Трусливый зайчик)
Зелёная шляпа – творчество: (Мечтательный зайчик)
Синяя шляпа – вывод : (Шустрый, прыгучий зайчик)
3.Сообщение темы занятия.
Обменялись шляпами
4.Давайте попробуем сформулировать цели занятия, используя слова:
Белая шляпа - факты: Познакомиться. (с новой сказкой)
Красная шляпа - эмоции: Чувствовать .( эмоциональное состояние героя)
Жёлтая шляпа – оптимизм: Находить .( положительные черты характера.)
Чёрная шляпа – критика: Указывать (на недостатки героев, критикуя их)
Зелёная шляпа – творчество: Размышлять.( над текстом, придумывая продолжение)
Синяя шляпа – вывод : Уметь.(обобщать и выделять главное)
Обменялись шляпами
4.Педагог:
- Какого зайца вы увидели в этой сказке?
Белая шляпа - факты: глупым
Красная шляпа - эмоции: весёлым и смешным
Жёлтая шляпа – оптимизм: бесстрашным
Чёрная шляпа – критика: трусливый
Зелёная шляпа – творчество: мечтательным
Синяя шляпа – вывод :храбрым
Обменялись шляпами
Работа над содержанием сказки: (групповая работа)
(Каждая группа получает задание на карточках)
Белая шляпа - факты: – Расскажите о жизни зайца и волка в лесу. Найдите это в тексте. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки. . Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался)
Красная шляпа - эмоции: Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки? Найдите это в тексте.( Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.)
Жёлтая шляпа – оптимизм: Найдите слова, которые описывают действие Зайца: Крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул кверху; слышит; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошёл; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; бежал; выбился из сил; замертво свалился; вылез; встряхнулся; начал верить, что никого не боится; ходил; проголодался; подумал; начал выглядывать; бежал в другую сторону; ему показалось; убежал
Чёрная шляпа – критика: Какие недостатки были у зайца? Найдите это в тексте.
Зелёная шляпа – творчество: Что бы вы сделали, если бы очутились на месте зайца?
Синяя шляпа – вывод :Может ли трусливый заяц стать храбрым? Найдите это в тексте. (С этого дня храбрый Заяц начал верить, что он действительно никого не боится)
Обменялись шляпами
Педагог:
- Чему учит эта сказка?
Белая шляпа - факты: (Храбрости и бесстрашию)
Красная шляпа - эмоции: (Не надо бояться быть смешным и весёлым)
Жёлтая шляпа – оптимизм: (Похвала других заставит поверить в себя)
Чёрная шляпа – критика: (Хвастовство до хорошего, не доведёт)
Зелёная шляпа – творчество: (Надо верить в себя и тогда ты станешь бесстрашным)
Синяя шляпа – вывод : (Каждый глупец может стать храбрецом)
Итог
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей.
Особенно примечательно и удобно в использовании игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру по теме "Пингвины" с применением методов технологии критического мышления
Конспект занятия в средней группе по окружающему миру по теме "Пингвины" с применением методов технологии критического мышления...

МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с применением технологии критического мышления«6 шляп» Э.Дебано.
Цель: развитие познавательных способностей детей через мыслительных способностей детей через мыслительную деятельностьЗадачи: -научить детей думать разными способами-развивать критическое мышлени...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога...

Формирование читательской грамотности у старших дошкольников с применением технологии критического мышления
Презентация из опыта работы....

«Применение технологий критического мышления (кластер, синквейн) и скрайбинга в духовно-нравственном и морально-этическом воспитании дошкольников»
Семинар-практикум «Применение технологий критического мышления (кластер, синквейн) и скрайбинга в духовно-нравственном и морально-этическом воспитании дошкольников»...

